Кариан Вестрхайм: все должны мобилизоваться в поддержку лидера Абдуллы Оджалана

Кариан Вестрхайм призвала курдских политических лидеров и представителей более активно участвовать в усилиях по достижению физической свободы лидера Абдуллы Оджалана.

Председательница Гражданской комиссии Европейского Союза — Турции (EUTCC) с момента его основания Кариан Тереза ​​Вестрхайм объяснила ANHA, что курдское движение, а также неправительственные и правозащитные организации по всему миру уже участвовали в работе по освещению статуса лидера Абдуллы Оджалана. Она призвала курдских политических лидеров и представителей более активно, чем это было в прошлом, участвовать в дипломатических усилиях на национальном и международном уровнях для решения проблемы.

Далее следует текст интервью:

— Лидер Абдулла Оджалан уже много лет содержится в Имралы один. Что значит для человека оставаться одному в камере без какого-либо контакта с психологической точки зрения?

— «Политический заключенный» — это человек или физическое лицо, которое было заключено в тюрьму из-за своей политической идеологии или действий, предпринятых для выражения своих идеологических убеждений. Тюремное заключение используется как средство борьбы с политическим инакомыслием, для выражения государственной власти над теми, кто занимается такой деятельностью. Однако есть немало случаев, когда политзаключенные в обществе не участвовали в насильственных кампаниях. Эти люди могли участвовать в мирных протестах («узники совести») или могли быть ошибочно заключены в тюрьму. Одним из примеров являются сотни политиков, адвокатов, журналистов и других лиц, которые были арестованы и осуждены по ложным предлогам из-за их связей с РПК. Все они по определению являются политическими заключенными. Самым известным политическим заключенным в Турции, как и во всем мире, является Абдулла Оджалан, лидер Рабочей партии Курдистана и ее сил обороны. Он находился на острие политического освободительного движения, которое изменило жизни миллионов курдов и сумело вдохновить людей, организации и движения за пределами Турции.

15 февраля исполняется 25 лет со дня задержания Оджалана на острове Имралы. Последние три года Оджалан находился в полной изоляции, не имея свиданий со своей семьей и адвокатом. Это действительно исключительный случай, даже в международном контексте, особенно с учетом того, что Турция является членом НАТО и также стремится к членству в Европейском Союзе. Все конвенции и стандарты игнорируются, будь то НАТО, Европейский Союз или Организация Объединенных Наций. Тут речь идет о массовых арестах и ​​обращении с политическими диссидентами в Турции. С политической точки зрения это шокирует, но что же это значит для психического здоровья и психологического благополучия заключенного?

По словам Уайли, Чжоу и Ханта (2015), опыт пребывания заключенных в политической тюрьме хорошо описан в литературе. Заключенные сообщают о частом воздействии травмирующих событий, включая жестокое обращение, психологические и физические пытки. Долгосрочная изоляция, особенно в контексте политического заключения, может иметь глубокие и тяжелые психологические последствия для людей. Психологическое воздействие варьируется в зависимости от таких факторов, как продолжительность изоляции, условия заключения, характер человека и характер политического преследования. В описательном обзорном труде эти исследователи обнаружили, что долгосрочные психологические последствия, связанные с изолированными политическими заключенными, в различной степени включают в себя посттравматическое стрессовое расстройство, депрессию, тревогу и соматические жалобы.

Меркер и Шютцолл (1997) предполагают то же самое: политическое заключение в сочетании с угрозами жизни, психологической и физической безопасности приводит к тяжелому стрессу, которые обычно могут привести к диагнозу посттравматического стрессового расстройства, которое само по себе имеет множество побочных эффектов.

Однако ни один из них не может быть полностью обобщен, каждый политзаключенный всегда будет по-разному относиться и реагировать на одиночное заключение и жестокое обращение. Некоторые могут быть более устойчивы, возможно, из-за окружающих факторов, таких как визиты родственников и адвокатов, которые обеспечивают более надежную защиту от физического и психологического давления и пыток. Устойчивость связана, среди прочего, с уверенностью или надеждой на поддержку извне, со стороны семьи, социальной и политической сети, партии или движения, к которым принадлежит человек. Также может поддержать тот факт, что по делу человека работают адвокаты. Подобные факторы способствуют усилению сопротивляемости и инстинкта выживания заключенного. Однако реальность такова, что ожидания и надежды на внешнюю поддержку были серьезно подорваны в течение трех лет, в течение которых Оджалану было отказано в доступе к внешнему миру. Изоляция от внешнего мира и всего, что касается человека, имеет серьезные последствия. Насколько это повлияло на Оджалана, мы не знаем, и был ли полностью блокирован контакт с ним или нет. Мы можем только надеяться, что он сохранит прежнюю уверенность в том, что ради него работают тысячи людей за пределами тюрьмы.

— Как изоляция влияет на человека? Каково ее влияние на его организм?

— Я хотела бы сослаться на недавний отчет Курда Аккада под названием «Условия содержания в тюрьмах острова Имралы в контексте здравоохранения», написанный и отредактированный доктором Дерсемом Дагдивереном.

В докладе говорилось: «Абдулла Оджалан находится в заключении в тюрьме острова Имралы с момента его ареста в 1999 году. Условия на острове неприемлемы, особенно с точки зрения здравоохранения. Помимо климатических условий, серьезную угрозу для здоровья представляют политические условия. Право на безопасность здоровья во всех областях, связанных со здравоохранением, не реализовывается. Также нет доступа к адекватной медицинской помощи. Турецкое правительство игнорирует требования ЕКПП в этом отношении. Учитывая политическую значимость Абдуллы Оджалана, ситуация очень критическая. Поэтому требуется срочное вмешательство. Господин Оджалан должен иметь неограниченный доступ  к медицинской помощи. Одиночное заключение должно быть немедленно прекращено».

В докладе также высказываются исследователи и специалисты в этой области, которые подтверждают, что заключенные представляют собой особенно уязвимую группу с точки зрения здоровья.

В связи с этим профессор д-р Грундвальд из Университетской клиники Лейпцига отметил: «Очевидно, что социальная изоляция и отсутствие физического контакта с другими людьми в течение длительного периода времени могут привести к сопутствующим заболеваниям на психологическом и физическом уровне. В результате могут возникнуть стресс, тревога, депрессия, учащение суицидальных мыслей или попыток самоубийства».

Оджалан находился без каких-либо контактов с людьми более трех лет. Невозможно представить, что он чувствует и какими силами и человеческими возможностями надо обладать, чтобы не рухнуть физически и морально. Специалисты подчеркивают, что одинокие люди чаще болеют, имеют ослабленный иммунитет, подвержены риску сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и депрессии, и на этом фоне есть основания полагать, что «социальная изоляция убивает».

Важно отметить, что влияние изоляции на политических заключенных является сложной и многогранной проблемой, а усилия по решению проблемы психологического благополучия лиц, подвергающихся таким условиям, должны включать всестороннюю поддержку, включая услуги по охране психического здоровья, а также эффективное управление ресурсами в тюрьме для укрепления здоровья и благополучия заключенных. Дело в том, что тюремная служба в Имралы не соблюдает эти условия, о чем также говорится в отчетах Европейского комитета против пыток.

— Что удерживает наплаву лидера Абдуллу Оджалана, несмотря на эту трудную ситуацию?

— Как упоминалось выше, долгосрочная изоляция, особенно в контексте политического заключения, может иметь глубокие и тяжелые психологические последствия для людей. Кроме того, хронический стресс и психологическое воздействие изоляции могут иметь серьезные последствия для физического здоровья. Психологическое воздействие варьируется в зависимости от таких факторов, как продолжительность изоляции, условия заключения, индивидуальная устойчивость и характер политического преследования. Возникает принципиальный вопрос: как, несмотря на изоляцию и полное отсутствие контактов с внешним миром, особенно со своими сторонниками и идеологическими и политическими партнерами, Абдулла Оджалан смог сохранить значительную степень своих интеллектуальных способностей?

Факт заключается в том, что из-за его трехлетней изоляции никто за пределами Имралы на самом деле не знает в каком физическом и психическом состоянии он находится и как с этим бороться. Как сторонние люди, мы можем только предполагать, что Оджалан все еще жив и что он продолжает свою деятельность, но в целом мы можем только догадываться, что мотивирует его продолжать ее.

Знание того, что люди снаружи наблюдают за тем, что происходит в Имралы, может придать ему сил и ободрения, которые помогут ему чувствовать себя менее одиноким. Три года назад адвокаты и другие люди регулярно, если не часто, навещали его, чтобы держать в курсе политической ситуации за рубежом. Он получал информацию, а также смог отправить свои сообщения.

Хотя ему, отрезанному от всякого общения, кажется, что это было давным-давно, у него, тем не менее, еще есть опыт встреч в прошлом. Поэтому я надеюсь, что он все еще знает, что вся его сеть и сторонники все еще работают ради него.

Я верю, что надежда на то, что его не забудут, сохранит Оджалану жизнь. Мы надеемся, что у него еще есть силы продолжать свою интеллектуальную и политическую работу за колючей проволокой. Оджалан обладает знаниями во многих областях, и его следует считать выдающимся интеллектуалом. Его сочинения вдохновили курдов, а также многих людей во всем мире. Он также может стать очень способным партнером по переговорам, когда дело доходит до достижения мирного соглашения, которое принесет пользу курдскому народу и турецкому обществу в целом.

Мое личное желание состоит в том, чтобы все добрые пожелания и вся конструктивная работа, проводимая за рубежом с целью пролить свет на ситуацию Оджалана и найти решение курдского вопроса, чтобы вся эта энергия в единстве достигла лидера и придала ему силы, стойкость и позволила продолжить работу.

— Что следует сделать, чтобы положить конец усиливающейся изоляции лидера Абдуллы Оджалана?

— Ситуация вокруг заключения Абдуллы Оджалана является сложным и противоречивым вопросом, и мнения о том, как ее решить, расходятся. Абдулла Оджалан — курдский политический лидер и основатель Рабочей партии Курдистана (РПК), и тот факт, что РПК внесена в список террористических организаций Турцией, Соединенными Штатами и Европейским Союзом, означает, что вопросы освобождения и решения путем переговоров чувствительны во многих международных политических кругах.

Усилия по решению проблемы усиливающейся изоляции Абдуллы Оджалана обычно включают призывы к улучшению условий содержания в тюрьме и его освобождению, на фоне различных кампаний и дипломатических инициатив. Курдское движение, а также бесчисленные неправительственные организации и правозащитные организации по всему миру, уже занимаются освещением ситуации Оджалана, а также поиском решений и предложением инициатив для новых мирных переговоров между Турцией и РПК. Примером этого является продолжающаяся кампания «Свобода Абдулле Оджалану — политическое решение курдского вопроса».

Для того, чтобы что-либо из этого было достигнуто, необходимы дипломатические усилия, например, со стороны международных организаций, таких как Организация Объединенных Наций или Европейский Союз, которые могут стимулировать диалог между вовлеченными сторонами для поиска решения.

Правительство Турции, конечно, играет решающую роль, но оно также требует, чтобы Турцию поощряли, желательно под давлением, придерживаться международных законов, соглашений и стандартов, а также участвовать в диалоге, предложенном различными игроками. В прошлом были проведены предварительные переговоры и мирные инициативы, и этого снова можно было бы достичь через потенциальные страны-посредники или международные дипломатические подразделения, способствующие переговорам между турецким правительством и курдскими представителями для решения соответствующих вопросов.

Активисты и организаторы Гражданского общества повышают осведомленность о ситуации, защищают права человека и продвигают диалог как средство решения проблем, связанных с Абдуллой Оджаланом и курдским вопросом.

Курдским политическим лидерам и представителям, возможно, придется в большей степени, чем в прошлом, участвовать в дипломатических усилиях как на национальном, так и на международном уровне, а также разобраться в ситуации и попытаться ее улучшить. Достижение диалога между турецким правительством и курдскими представителями чрезвычайно важно в этом отношении. Здесь необходимо привлечь третью сторону, которая сможет облегчить переговоры.

Важно отметить, что любое решение этой сложной проблемы, вероятно, потребует объединения усилий различных заинтересованных сторон. Кроме того, политический контекст, региональная динамика и историческая напряженность еще больше усложняют процесс поиска взаимоприемлемого решения. В любом случае мирное и справедливое решение должно включать диалог и взаимную приверженность решению основных политических проблем.