Демократическая парадигма Абдуллы Оджалана – важнейшая веха в истории человечества, убежден Мустафа Карасу, член исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОK).
Карасу сказал: «Оджалан предложил альтернативу пятитысячелетней системе угнетения, в которой доминируют мужчины. Он спас человечество от власти гегемонии, разрушив идеологические опоры иерархической государственной системы. Сейчас правящие классы и этатистская система движутся к своему краху. Парадигма курдского лидера указала путь к идеологическому возрождению, которое положит конец этой системе. Историческое значение этого процесса нельзя переоценить».
Мустафа Карасу поддержал протестные марши и акции, которые продолжаются в рамках кампании «Свобода Абдулле Оджалану – решение курдского вопроса». Он сказал: «Скоро, 17 февраля, в Европе пройдет крупный митинг в поддержку Оджалана, участники которого потребуют законного статуса для курдского народа. Все курды должны принять участие в шествии, которое состоится в Кёльне 17 февраля. Где бы ни находились наши товарищи-курды – в Англии, Швеции, по всей Европе, в Канаде и Австралии, – им следует ехать в Кёльн. Наш народ должен продемонстрировать свою позицию. Пришла пора показать на деле, что значит для курдов свобода нашего лидера. Я верю, что это сопротивление будет иметь важные результаты».
Мустафа Карасу прокомментировал последствия землетрясения, которое произошло на Ближнем Востоке в прошлом году. Он рассказал о сопротивлении в тюрьмах и о протестах, начавшихся в рамках всемирной кампании «Свобода Абдулле Оджалану – решение курдского вопроса».
В годовщину заговора я с благодарностью и уважением приветствую лидера, который оказывал стойкое сопротивление режиму в тюрьме на Имралы на протяжении стольких лет. Он представляет волю курдского народа. В 25-ю годовщину мы осуждаем участников этого заговора и даем слово, что они ответят за содеянное. Мы освободим нашего лидера и добьемся свободы для всего курдского народа.
Эти 25 лет были историческим периодом. Оджалан провел в тюрьме четверть века, оставаясь представителем народной воли. На него оказывали все виды психологического давления. Объектом давления и преследований стал курдский народ, свободное человечество и женщины-политики — и всё это часть психологической войны, которую ведут против Оджалана. Он никогда не сдавался даже в этих сложнейших условиях и действовал, понимая, что его сопротивление – часть противостояния с колониализмом. Оджалан подчеркивал, что в заложниках оказались именно его враги, которые потерпят крах в ходе исторического процесса. Он говорил это для курдов, других народов региона и мира и угнетенных сообществ, которые никогда не видели свободы. Он стал для них примером, доказав, что оставаться свободным в выражении своей позиции можно, даже находясь в тюрьме, и никогда не отказывался от своих идей.
Вам не затмить наше солнце
25-летняя борьба самого известного политика нашего народа заслуживает пристального внимания. Как он проводил свои дни, о чем он думал? Что он испытал и что хотел сделать для того, чтобы освободительная борьба народа была успешной, чтобы борьба человечества за свободу имела результат, а женщины освободились от патриархальной системы? Необходимо исследовать его биографию, писать об этой борьбе романы, создавать литературные произведения, анализировать работы Оджалана. Условия, в которых он вынужден жить, очень суровы. Его держат в одиночной камере островной тюрьмы. Позже в эту тюрьму перевели ещё нескольких товарищей. Прежде он поводил всё свое время в полном одиночестве. Абдулла Оджалан сказал: «Я продолжаю своё сопротивление, чтобы реализовать чаяния участников движения «Вам не затмить наше солнце и память о героях». Он сказал, что эта инициатива придала ему силы. Пользуясь случаем, я с благодарностью и уважением вспоминаю всех наших героев, которые объединились вокруг его фигуры в Европе, Турции и во всем мире в дни, когда заговорщики делали всё возможное, чтобы усилить репрессии. Наши противники не добились успеха, так как многие герои встали на их пути. Необходимо всегда помнить об этих людях. Я вспоминаю с благодарностью и уважением всех бойцов тюремного сопротивления, которые рисковали жизнями, организуя протесты в тюрьмах в 2018-19 годах. Они тоже требовали прекращения изоляции курдского лидера.
Сегодня в тюрьмах продолжается борьба за освобождение Оджалана. Я с уважением и благодарностью чту память нашего товарища Виан Соран, которая выступила против изоляции Оджалана. Она сказала: «Без лидера нет жизни». Её позиция – позиция всего прогрессивного человечества, нашего народа и участников партии.
Сегодня каждому из нас необходимо занять решительную позицию. Оджалан назвал 15 февраля «днем геноцида курдов», и в этот день по всему миру идёт борьба. Я верю, что весь наш народ продолжит эту традицию сопротивления.
Все курды, живущие в Европе, должны отправиться в Кёльн
Наш народ и товарищи в тюрьмах не сидели сложа руки все эти годы. Они вели великую борьбу за свободу Оджалана. 17 февраля в Европе состоится крупный митинг в поддержку курдского лидера и за свободу и статус нашего народа. Сегодня в северном Курдистане продолжаются многодневные шествия. Идет публичная кампания под лозунгом «Свобода лидеру – решение курдского вопроса». Все представители нашего народа должны принять участие в мероприятии, которое состоится в Кельне 17 февраля. Где бы ни находились наши товарищи-курды – в Англии, Швеции, по всей Европе, в Канаде и Австралии, – им следует ехать в Кёльн. Наш народ должен продемонстрировать свою позицию, показав на деле, что значит для курдов свобода. Я верю, что это сопротивление будет иметь достойный результат. Я с уважением приветствую всех участников сопротивления.
Заговорщики надеялись ликвидировать освободительное движение, пленив Оджалана
Заговор против Оджалана имел определенную цель. Заговорщики надеялись ликвидировать движение, лишив защитников Курдистана их лидера. Они сочли, что, сделав Абдуллу Оджалана заложником фашистского режима, у них появится шанс ликвидировать партизанское движение. Они думали, что это реалистичная цель. Прежде в истории случались курдские восстания, лидеры которых были пойманы и казнены, после чего диктаторы ликвидировали их последователей. Они казнили вождей революционного движения в 1970-х годах, а затем разгромили их движения. Турецкие оккупанты считали, что добьются такого же результата после пленения Оджалана. Они верили в это. Представители многих державы считали, что «через 6 месяцев партизаны будут уничтожены». Турецкие оккупанты заявили: «Мы покончили с РПК».
Вспомните Эртугрула Озкёка, главного редактора Hürriyet. «Боевые топоры закопаны в землю, и больше никто не возьмет их в руки», – сказал он. Турецкие генералы говорили: «РПК была крупнейшей организацией в нашей истории, но история запомнит, что турецкая армия подавила её». Эти слова звучали в 1999 году.
С тех пор прошло 25 лет. Все эти годы Абдулла Оджалан писал свои работы на острове Имралы, наше движение росло, народная борьба ширилась. Наш народ продолжает поддерживать своего лидера. Планы заговорщиков лишить курдов их политического представителя не оправдались. Упаднические настроения, которые начались даже в рядах партии, канули в лету.
Влияние Оджалана усилилось
На курдов оказывалось сильнейшее давление, но они всегда поддерживали Абдуллу Оджалана. Наши оппоненты потерпели неудачу, и заговор не достиг цели. Да, курдский лидер всё ещё находится в плену, мы пока не добились его освобождения, но помешали заговорщикам реализовать свои планы. Международный заговор провалился. Сегодня наше движение зависит от лидера, как и наш народ. Оджалана поддерживает всё больше людей во всем мире. Когда мы сравниваем его известность в период заговора с репутацией, которую Оджалан обрел на сегодняшний день, мы видим, что его влияние на людей, организацию и человечество возросло.
Труды Оджалана – и есть его возмездие
Работы курдского лидера – результат его труда за все годы жизни в тюрьме. В истории нет других подобных примеров. Его идеи стали спасением для человечества. Когда Оджалан только попал в тюрьму, он говорил: «Как я могу отомстить им? Как я могу победить заговорщиков и заставить их ответить за содеянное?». Он совершил величайшее возмездие в истории, когда создал свою парадигму. Оджалан дал человечеству инструменты, с помощью которых можно уничтожить 5000-летнюю этатистскую систему, в которой доминируют мужчины. Он спас человечество от этой гегемонии. Сейчас правящие классы и капиталистическая система переживают начало конца. Парадигма курдского лидера предложила новый идеологический путь, став возрождением, которое положит конец существующей системе диктата. Это очень важно. Оджалан подарил человечеству идеологию, способную разрушить систему господства. Он выдвинул парадигму, которая спасет женщин от угнетения.
Есть преступления против природы. Человечество сосуществует с природой и экосистемами, наши общества зависят от окружающей среды, но силы капиталистической системы разорвали связь между обществом и природой. Это античеловечно, антисоциально. Курдский лидер выдвинул собственную идеологическую позицию, пока турецкие власти пытались изолировать его от человечества.
Парадигма Абдуллы Оджалана стала важной вехой в истории человечества. Однажды она действительно разрушит эту эксплуататорскую систему. Несомненно, Маркс, Энгельс, классические социалисты и социалистические лидеры также подарили миру важнейшие знания. Они боролись против капитализма и эксплуататорской системы. Однако, они не смогли преодолеть этатизм. Этатизм, государственные структуры, — это система, которая создает эксплуатацию и обеспечивает сохранение эксплуататорской системы. Оджалан фактически сделал огромный шаг вперед, и это имело огромное значение. Он указал социалистам новый путь.
Его наследие – ценность для всего человечества. Идеи Оджалана распространяются, его труды читают и изучают. Понимание системы демократической нации может предложить решение национальных и религиозных конфликтов. Курды могут достичь свободы только в рамках этой парадигмы. Националистический подход угрожает курдам геноцидом, не говоря уже о том, чтобы привести их к свободе. Идеология демократической нации приведет курдский народ к свободе и укажет выход из тупика, и, понимая это, курды высоко ценят труд своего лидера. Всё человечество принимает идеи Абдуллы Оджалана. Когда эта парадигма получит широкое распространение, облик мира изменится и горизонты человечества будут расширяться. Отчаяние, охватившее мир, исчезнет. У человечества появится великая надежда на лучшее будущее.
Борьба за освобождение Оджалана должна продолжаться
После того, как курдский лидер оказался в плену, наши герои начали сражаться за его освобождение под лозунгом «Вам не затмить наше солнце». Они продемонстрировали на собственных примерах, что нужно сделать, чтобы добиться его освобождения. В каком-то смысле их сопротивление было примером для всех нас и для нашего народа. Они приносили великие жертвы. Многие наши молодые товарищи, женщины, мужчины и старики пожертвовали собой ради этой цели. Такова наша история борьбы.
Сегодня эта 25-летняя борьба приобрела новый масштаб. 10 октября в рамках кампании «Свободу Абдулле Оджалану – решение курдского вопроса» начались дни чтения его работ. Сегодня в городах северного Курдистана продолжается протестное движение. Всё это показывает, что борьба за его свободу вышла на важнейший уровень. Это фундаментальная борьба для курдов, прогрессивного человечества и демократических сил. Этот вопрос вышел на повестку дня нашего народа, человечества и всех сил демократии. Со временем эта кампания приобретет беспрецедентный, исторический уровень. Да, мир видел великую кампанию за свободу Манделы. Это была кампания, которую поддержали некоторые страны. Теперь кампания за свободу Оджалана превратилась в ещё более широкое предприятие, охватывающее многие слои общества. Она вышла на этот уровень при участии женщин, молодежи, социалистов и всех демократов, желающих избавиться от государственного диктата. Сегодня я с уважением приветствую всех друзей, принявших участие в этой акции, и весь наш народ.
Эту борьбу необходимо продолжать каждый день. Помните, что свобода лидера – это свобода курдского народа. Изоляция курдского лидера имеет конечную цель – осуществление геноцида курдов. Между свободой нашего народа и свободой Оджалана существует прямая связь. Более того, если народ не отстаивает права своего лидера, он не сможет обрести свободу. Как люди, которые не поддерживают своих лидеров, обретут свободу? Подобный народ не может добиться своего освобождения. (...)
Простой поддержки тюремного сопротивления недостаточно
Сопротивление в тюрьмах пользуется давней поддержкой. Даже в 1980-е годы, когда многие из нас находились в тюрьмах, наши семьи поддерживали нас. Наши близкие подвергались угнетению и пыткам, наших родственников задерживали, избивали и оскорбляли у ворот тюрем. Но они не отказались от сопротивления и продолжали защищать своих детей. Это была историческая борьба. Это великое сопротивление продолжается по сей день. Весь наш народ должен поддерживать семьи узников, они – лучшие представители этого народа. Несмотря на всё давление и преследования, они не остановились, не отказались от защиты своих детей. Турецкие оккупанты пытали их детей, переводили их в самые отдаленные тюрьмы, но семьи всё равно их поддерживали. В 2018–19 годах мы видели, как полицейские били наших пожилых матерей, толкали их и тащили за руки по дорогам. Эти женщины не отказались от сопротивления. Помнить об этом должен каждый. Товарищи, находящиеся в тюрьмах, продолжают поддерживать лидера нашего народа. Они поддерживают Оджалана и борются за свободу курдов.
Многие наши товарищи отдали жизни за свободу курдского народа. Курдов пытают в фашистских застенках. Они борются за свободу и демократическую жизнь своего народа десятилетиями. Они заявляют о своей позиции в тюрьмах, продолжают борьбу в самых тяжелых условиях, никогда не жалуясь на судьбу. Вы не услышите от них слов: «О боже мой, почему мы просидели в тюрьме 10 лет, почему мы просидели в тюрьме 20 лет, почему мы просидели в тюрьме 30 лет». Порой их выпускают на свободу через 30 лет, и они не отказываются от своей позиции. Они не соглашаются на «раскаяние». Они представляют волю этого народа в стенах тюрем. Все наши сограждане, демократы, люди совести должны защищать семьи заключенных и не оставлять их одних в тяжелые времена. Они – честь народа. Они – гордость народа. Матери заключенных — столпы нашей революции, источник её морального духа. На всех людях совести лежит большая ответственность по поддержке этих семей.
Год со дня землетрясения в Турции и Сирии
Сначала я хочу сказать, что чту память погибших в результате землетрясения в северном Курдистане, к западу от Евфрата, в Хатае и Сирии. Я желаю терпения их семьям.
Это была огромная катастрофа. Особенно сильно пострадали курды к западу от Евфрата. Также пострадали арабы и алевиты, жившие в Хатае. Конечно, пострадал и турецкий народ. Это было страшное бедствие, но я могу сказать, что случись землетрясение в другом месте, где люди остались бы без крова на 4-5 дней, там не осталось бы ни администрации, ни власти. Народ разрушил бы такое государство. Пострадало около 20 миллионов человек. Это была огромная травма, сильнейшая боль. Турецкие власти манипулировали информацией. Они фальсифицировали количество человеческих жертв в ходе пандемии короновируса и после землетрясения, и делают то же самое, манипулируя данными о войне. Это неуважение к народу. Они опасаются, что если власть сообщит реальные цифры, общественность будет деморализована, а у правительства создастся негативный имидж.
Сейчас говорят, что в катастрофе погибло около 200 тысяч человек. Мурат Курум проговорился на днях, назвав цифру в 150 тысяч. Позже он пытался это замять, но однажды он сам произнес эти слова. Власти назвали это «землетрясением века».
Министр нес наибольшую ответственность за происходившее в те дни. Эрдоган хвалил его и говорил: «Мы объявили амнистию в Мараше, мы объявили амнистию в Малатье, мы объявили амнистию в Адыямане, мы объявили амнистию в Хатае». (...)
Вы стали причиной гибели 150 тысяч человек, 200 тысяч человек. Вы не позаботились о них. (...)
Когда мы видим, как вели себя власти Турции после землетрясения, мы чувствуем сильнейший гнев. Можно ли не испытывать гнева, видя боль этих людей? В Турции пострадало 20 миллионов человек. Всё население некоторых стран мира составляет от четырех до пяти миллионов человек.
Общественность поддержала пострадавших людей в те дни, гражданское общество тоже сделало многое для помощи жертвам. Молодежь в Курдистане поддержала курдов; алевитам и арабам тоже оказали помощь. Сегодня нельзя забывать о жертвах землетрясения и пережитой боли, но государство заставляет нас забыть. Они говорят, что построят новые дома, и высмеивают страдания жертв. Над людьми смеются. Разве нельзя было предотвратить такие жертвы? Землетрясения случаются во многих частях света. В 1999 году в Турции тоже произошло землетрясение. Власти получают деньги на профилактику таких бедствий, но они не инвестировали эти средства в строительство сейсмостойких зданий.
Поэтому правительство ПСР несет ответственность за чудовищные масштабы потерь. Землетрясение — это природное явление, но в отношении природных явлений следует принимать меры предосторожности. В случае наводнений принимаются меры предосторожности, в случае пожаров принимаются меры предосторожности, в случае землетрясений следует поступать так же. Правительства многих стран мира заботятся об этом заранее. Когда в Чили произошло землетрясение, они разработали план градостроительства и создали систему, устойчивую ко всем видам землетрясений. То же самое касается Японии. Турция находится в сейсмоопасной зоне, но правительство ПСР, как я только что упомянул, извлекает прибыль даже из налогов. Власти говорят, что проложили новые дороги. Надо принимать меры для спасения жизней людей. Это правительство несет ответственность за смерти своих граждан, и основная вина лежит на Эрдогане. Но оппозиция тоже отвечает за обстановку, сложившуюся в стране. Всё, что им нужно – это свергнуть людей у власти. Они обязаны были заявить во всеуслышание, что именно это правительство повинно в гибели людей. Они должны сказать, что общественность способна привлечь властей к ответственности. Они не смогли выступить с открытым заявлением. Системная оппозиция смягчила свою критику, когда услышала первые угрозы. Но вы должны помнить – если вы хотите почтить память погибших в землетрясении, вам следует сделать всё, чтобы привлечь виновных к ответственности. Десятки тысяч людей погибли под камнями, умирая под развалинами и тоннами бетона. Они лежали там, ожидая смерти, зная, что она придет через час, два, шесть часов. И никто не шел им на помощь. Власти обещали помощь от AFAD, но её всё не было. Никто не понес ответственности за эти жертвы. Забывать это нельзя. Нельзя оставлять такие трагедии в прошлом. Этой беды не коснулись в полной мере даже на майских выборах. Даже накануне выборов проблема, которую создало правительство ПСР, не вышла на свет дня. Значит, пора сделать это сейчас.
Скоро в стране пройдут местные выборы. Чего можно ждать по итогам этих выборов? Местное самоуправление уже было разрушено. Когда мы идем на выборы, каждый должен задуматься об этом: как вы понимаете местное самоуправление? Смогут ли люди реализовать свою волю и осуществить намерения? Есть ли воля у городов региона? Есть ли воля у вашего муниципалитета? Организовано ли гражданское общество? (...)
Одной из причин чудовищной смертности при стихийных бедствиях является централизованная система государства, свойственная Турции. Правительство ПСР/ПНД – ярчайший пример централизации власти. Почти каждый госслужащий смотрит в рот Эрдогану. Оппозиция также не смогла поддержать людей, переживших это землетрясение.
Курдский народ понес огромный ущерб. Однако, в каком-то смысле это землетрясение нанесло последний удар по плану восточной реформы. Это план был направлен на изгнание курдов к западу от Евфрата и из Курдистана. Благодаря политике, которую проводила власть после резни в Мараше, жители региона Евфрата мигрировали в метрополии; многие уехали в Англию и Европу. (...)
Многие курдские деревни к западу от Евфрата расположены в прекрасных местах, и порой жить в них комфортнее, чем в турецких селениях. Но ни в одной из турецких деревень не было такого сокращения населения. Курдские деревни были опустошены. Это не имеет никакого отношения к экономике. Это следствие государственной политики, политики истребления курдов, как единого народа со своей идентичностью.
С политикой государства необходимо бороться
После этого землетрясения курды и алевиты начали мигрировать в Европу. Государство восприняло это, как шанс на то, чтобы избавиться от них. Власти поощряли миграцию. Конечно, народ нужно защищать. Курды и алевиты к западу от Евфрата нуждаются в защите. Арабов в Хатае необходимо защищать. С политикой этих властей, мечтающих избавиться от курдов и алевитов, необходимо бороться. Это часть освободительной борьбы нашего народа. Наступление на права пострадавших граждан – ещё одно средство осуществления геноцида. Изменение состава населения, изгнание курдов с их родины — это политика фашистского государства.
Я убежден, что все курды, живущие в Европе, и те, кто оказались в других странах мира, должны помочь своим согражданам и курдским деревням, пострадавшим от землетрясения к западу от Евфрата. Это долг каждого, долг совести, моральный долг, долг патриота. Я считаю, что те, кто покинули свои села из-за землетрясения, должны вернуться домой.
На днях я узнал, что Таджим Баба скончался в Анкаре. Он поехал в столицу после землетрясения и умер там. Это горькая реальность землетрясений. Я молюсь о спасении его души. Он пел прекрасные курдские песни и боролся с культурным геноцидом курдов. Он лишился дома в родной деревне после землетрясения и скончался в Анкаре.
Землетрясение и кризис, охвативший Турцию
Землетрясения – не редкость в Турции. Какова причина этих бедствий? Да, землетрясения случаются, но почему? Почему происходит землетрясение, потрясающее основы общества? Это происходит по следующей причине – обществом манипулируют, чтобы подавить освободительную борьбу курдского народа и устроить геноцид. Турецкое общество становится врагом курдов, врагом человечества. В этом обществе не осталось ни этики, ни моральных ценностей. Турецкие власти превращают население в массу, которая поддерживает геноцид. В этом причина социальных землетрясений и кризиса.
Это называется культурным землетрясением. Люди, ценящие свою культуру, должны быть гуманными и демократичными. Им пристало выступать против несправедливости и угнетения. Сегодня на всех деятелей искусства оказывается давление, чтобы курды не могли даже сделать глоток воздуха. Им не позволяют противостоять угнетению, жестокости и несправедливости. Тем временем представители культуры и искусства замолчали. Но артист – человек совести. Он будет выступать против угнетения и несправедливости, он будет поддерживать тех, с кем обращаются несправедливо. Сейчас артистов, выступающих против несправедливости, подавляют, а они молчат. В Турции произошло социальное землетрясение. Произошло культурное землетрясение, начался кризис. Свободного искусства больше нет. Творец способен говорить с правителями, возражать, бунтовать, олицетворяя совесть своего народа. Теперь искусство и его представители стали голосом правительства.
Причина экономического кризиса ясна. Это война против курдов. То же самое касается кризиса в сфере законов. Причина – подавление освободительной борьбы курдского народа. Они не оставляют ни малейшей возможности на демократическое решение проблем. (...)
Источником всех этих кризисов, первопричиной всех проблем является нерешенный курдский вопрос.
В стране назрел кризис судебной власти. В Турецкой Республике нет действующих судов, конституция более не работает. Есть президентский дворец, а во дворце есть свита, окружение Эрдогана. Все происходит так, как они говорят. Суд не оценивает происходящее, судебная система не способна на самостоятельные решения. Возможно, в стране совершаются такие преступления, которые этот суд в силах наказать, но когда дело касается крайне важных вопросов, мы видим, что в этой стране не осталось ни судебной власти, ни суда.
Курдская демократическая политика – пример для Турции
Местные выборы важны, так как любая демократия начинается на местном уровне. Если мы видим волю на местах, мы можем сказать, что в стране есть демократия. Если на местах есть демократическое самоуправление и демократическая культура, можно надеяться на демократизацию государства, поэтому к местным выборам следует относиться серьезно. Законодательство о местном самоуправлении в Турции очень ограничено. Оно дает очень мало полномочий, но для местных органов власти по-прежнему важно выражать волю народа. В прошлом администраторы и мэры, избираемые в Курдистане, выполняли важные обязанности. Они создавали демократическую культуру, реализовывали демократическую волю. Они не искали выгоды, они прислушивались к голосу народа. Это был очень важный опыт местного самоуправления.
Надо помнить об этих успехах во время местных выборов. Тот факт, что в Курдистане прошли праймериз, очень важен. Это также необходимо для развития культуры местной демократии. Было важно, чтобы люди занялись политикой. Политика начинается тогда, когда люди берут на себя ответственность и думают о своем будущем. Политика заключается не в том, чтобы кого-то, кого вы не знаете, избрали членом парламента или президентом. Демократическая политика предполагает, что люди принимают участие в политике ради решения своих проблем, поэтому праймериз имели важное значение. Люди поняли, что могут влиять на события, и это вызвало их волнение и энтузиазм. Конечно, не всё прошло идеально. Можно было видеть, что не все были готовы к этим выборам. Но мы увидели, что курдский народ обладает демократической культурой, воодушевляется таким опытом и с энтузиазмом участвует в выборах. Это важное достижение для всех нас. Наши товарищи приложили усилия в этом направлении, и мы поздравляем их с успехом. Это был хороший опыт, который стал примером для Турции.
Курдская демократическая политика подала Турции прекрасный пример. Парадигма Оджалана, в свою очередь, стала примером для страны и всего мира. У курдов принята система сопредседательства, и половина депутатов нашего народа – женщины. Курды, которых власти считают неполноценными, развили демократическую культуру самоуправления и создали систему сопредседательства, между тем как в Турции всё ещё существует политика, в которой доминируют мужчины. Недавно я слушал речь Озгюра Озеля. Он сказал: «В Измире у нас много женщин-депутатов. Раньше ситуация была другой, а теперь мы видим в руководстве молодежь и женщин». Это достойные итоги нашей борьбы. Это влияние курдской демократической политики. В этом заключается значимость политики для курдов, это критерий успеха на парламентских, президентских и местных выборах. Увидим ли мы дальнейшую демократизацию? Укрепится ли демократия в стране? Начнется ли активная борьба с колониальным фашизмом? Утратят ли оппоненты наших соратников почву под ногами? Говорят, что эту политику разрушат лояльные режиму люди, которые снова получат места в местных муниципалитетах. Но у курдов будет шанс для развития демократии. Это борьба против политики геноцида, которую проводит колониальный фашизм. (...)
В январе в стране прошли массовые протесты. Чтобы оценить уровень сплоченности правительства ПСР/ПНД в те дни, достаточно было посмотреть их партийные каналы. Они были крайне разобщены! Они спорили о том, кто дал им информацию, оказали ли им поддержку. Всё, что они говорили, не имело отношения к реальности. Мы поняли, что они были обескуражены. Они были опустошены и получили серьезный удар.
Наши партизаны ведут эту борьбу уже 50 лет. Какое партизанское движение в мире имеет полувековой опыт борьбы? Есть ли другие вооруженные отряды, которые сражаются так же упорно, как наши партизаны? Есть ли другие бойцы, которые воюют против второй армии НАТО 50 лет?
Я хотел бы напомнить вам слова нашего лидера: «Самая великая сила – это люди». (...)
Партизаны нанесли серьезный удар турецкому фашизму и будут продолжать борьбу. Эти люди не сдаются. Партизаны – великая сила, они самоотверженны и преданы цели, у них 50-летний опыт и народная поддержка. 90% курдского народа поддерживают защитников Курдистана. Курды, живущие в районах, которые контролирует Демократическая партия Курдистана (ДПК), также поддерживают РПК. ДПК не должна оказывать давление на этих людей, вместо этого ей стоит попытаться верно оценить происходящее.
В 2023 году шла великая борьба, которая продолжится и в 2024 году. Разумеется, турецкие оккупанты используют все средства и методы для подавления партизанских отрядов. В прошлом они широко применяли запрещенное химическое оружие. Они использовали термобарическое оружие. Затем они применили БОВ, и пять наших товарищей погибли. Я с благодарностью и уважением чту память соратников, погибших в результате химической атаки, а также наших товарищей, павших смертью храбрых на полях сражений. Их мужество будет вести к успеху тех, кто остался в живых. Такая отвага – залог и гарантия новых побед.
ДПК оказывает поддержку турецкой армии
Конечно, ДПК по-прежнему сотрудничает с врагом. Недавно мы наблюдали очередную попытку оккупировать партизанские районы. Они пытаются перекрыть дороги, по которым партизаны везут продовольствие и боеприпасы. Демократическая партия Курдистана помогает Турции во всем.
ДПК работает на благо турецкого режима, но они не останавливаются даже на этом. ДПК и турецкие оккупанты пытаются втянуть в свои интриги Патриотический союз Курдистана (ПСК). Все нападения в регионе происходили по требованию ДПК. Они рассчитывают повлиять на политиков ПСК, чтобы те заняли их сторону. Но им стоит помнить, что партизаны отразили все атаки в прошлом году, а значит, они одержат новые победы и в 2024 году.