Член Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана Мустафа Карасу рассказал о первой годовщине восстаний под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода», которое охватило восточный Курдистан и Иран год назад. Упомянул он и об изоляции Оджалана.
- Сегодня первая годовщина серхильдана (восстания – прим.), который начался в восточном Курдистане и Иране под лозунгом «Женщины, жизнь, свобода» и распространился по всему миру. Эти народные протесты оказали большое влияние на происходящее. Как Вы оцениваете эти события?
- Прежде всего, я хотел бы сказать, что важнейшая борьба в мире и в истории человечества – это женское сопротивление. Это крайне ценный опыт и значимая веха освободительной борьбы. Поэтому сегодня я хотел бы с благодарностью почтить память и Жины Амини, и всех женщин, участвовавших в сопротивлении. После убийства Амини женщины восстали, потому что стремятся к свободе и справедливости. То, что это произошло в Иране, тесно связано с историей страны. Восстание курдских женщин также связано с курдской историей. Курдистан – это территория общества, чья история началась ещё в неолите, и Иран разделяет эту историю развития. Курдистан и Иран – территория, где женщины играли важную роль ещё на заре человечества. Женщины иранского общества всегда были более склонны стремиться к свободе, чем женщины в других частях Ближнего Востока. Их история располагает к борьбе за свои права.
Такая особенность есть и у курдского, и у иранского народов, и это очень ценная черта иранской истории и общества. Те, кто занимается политикой в Иране, кто интересуется социологией и законами общественного развития, кто является частью иранского общества и связан с историей своей страны, должны уважать и ценить женское восстание. Выступать против освободительной борьбы женщин – значит выступать против иранской истории, против реальности своего народа и, в результате, против собственной реальности. Сегодня Исламская Республика Иран фактически борется со своей собственной реальностью. Негативный подход к женскому сопротивлению следует рассматривать, как отрицание собственной истории.
Женские восстания в Курдистане и Иране имеют социалистические корни. Это понимание свободы основано не на индивидуализме и мелкобуржуазности, как в Европе. Путь женского освобождения – это дорога свободы, когда борьба опирается на общество, защищает и несет на своем щите не индивидуализм, не материализм, не ценности, созданные капиталистической современностью, а социалистические ценности, которые капиталистическая современность планомерно уничтожала. Это прекрасное, светлое лицо Ближнего Востока. Поэтому все народы региона должны ценить её. Надо отдать должное и народу Ирана. Иранский режим должен подойти к решению женского вопроса иначе. Никто не сможет остановить и уничтожить восстание женщин в Иране, подавляя их. Иран изменится, пора перемен настала. Стратегия женкой борьбы сделала грядущие изменения в Иране неизбежными. Иранские власти ошибаются, приписывая эти события влиянию иностранных держав. Сегодня им необходимо вырабатывать правильную политику и решения, избрав верный подход к взаимодействию с женским сопротивлением.
- Изоляция лидера курдского народа Абдуллы Оджалана продолжается. Кампания под названием «Время положить конец изоляции, фашизму и оккупации, время свободы пришло» длится почти три года. Цель этой кампании – прекращение изоляции и обеспечение освобождения Оджалана. Что бы Вы хотели сказать о ходе этой кампании?
- Прежде чем дать оценку этому вопросу, я хотел бы выразить соболезнования народам Марокко и Ливии в связи с тысячами смертей в результате землетрясения в Марокко и наводнения в Ливии.
Я также хотел бы выразить признательность и почтить память певца Бейтокана, который приложил много усилий для сохранения культуры курдского народа в своей борьбе против колониализма. Его имя не будет забыто народом Курдистана. Его место в курдской культуре и искусстве будут помнить всегда. Творцы – наши дорогие соратники, и курды ценят их вклад. Наш народ помнит своих деятелей культуры и искусства, и сегодня мы должны поддерживать их и предоставлять им возможности продолжать свой труд. Для народа и нации, подвергшихся геноциду, культура и искусство стали важнейшими видами деятельности. Сегодня культурная и художественная деятельность стала одной из арен борьбы против геноцида.
Наш народ борется против плена и изоляции Оджалана и пытается добиться его освобождения. Необходимо понимать, что турецкое государство проводит колониальную политику, стремясь к геноциду. То, как они поступают с Оджаланом, – часть политики геноцида. Я хочу подчеркнуть, что наша борьба против этого государства нечто большее, чем национально-освободительная борьба в любой другой стране мира.
Курды ведут борьбу за свободу и собственное существование, сражаясь против этого государства. Обеспечение освобождения Оджалана – важнейшая часть этой борьбы. С каждым днем наш народ и наши друзья-интернационалисты понимают эту реальность всё лучше. Борясь за свободу Оджалана, мы можем наметить важные шаги нашей будущей борьбы. Это правильная основа, которая позволяет нам планировать будущее. Не только курдский народ, но и народы мира, демократические силы, социалисты и революционеры понимают, что значит для человечества свобода Оджалана. Они вносят свой вклад в это общее дело, и мы ценим их участие.
Недавно в Италии состоялось несколько революционных концертов, и мы увидели, какое влияние оказывает история и парадигма Абдуллы Оджалана на народы мира. Всё человечество жаждет избавления от ига капиталистической современности, и народный лидер курдов указал возможный путь к выходу из сложившегося положения. Прежде всего, он показал нам путь избавления от капиталистической системы на основе борьбы за эмансипацию женщин. Это начало новой эры в борьбе с капиталистической современностью под руководством женщин, молодежи и защитников окружающей среды, которое открывает новые горизонты. Борьба будет развиваться и дальше, поскольку никто не сможет стереть работы Оджалана из народной памяти. Его влияние на курдский народ и человечество пытаются снизить, бросив Оджалана в тюрьму, но это бесполезные усилия. Теория и философия Оджалана уже распространились по всему миру.
Можно сказать, что освободительная борьба, начало которой положил Абдулла Оджалан, выходит на новый уровень. Так, на недавнем большом собрании представителей профсоюзов мира прозвучал призыв освободить Оджалана. Деятели профсоюзных движений заявили, что приложат усилия для разрешения этой проблемы. Это очень ценно, и мы относимся с большим уважением к товарищам, оказавшим нам такую поддержу. Сегодня все понимают, что курдский народ подарил человечеству надежду на будущее. Держать Ождалана в тюремных застенках и изоляции становится всё сложнее. Демократические силы, народы мира и курды добьются его освобождения.
- В прошлом году в Мерсине прошла еще одна историческая акция против беззакония на тюремном острове Имралы. Как следует понимать поступок Сары Толхилдан (Дилары Урпер) и Рукен Зелал (Амаль Фарамаз Хисен)?
- Во-первых, я хотел бы с благодарностью почтить память товарищей Сары и Рукен. Такие поступки, как их деяние, имеют огромное значение. В ходе той акции погибли сотрудники полиции, но рассматривать ее лишь в таком аспекте недостаточно. Курдские женщины дали понять на примере Сары и Рукен, какова реальность курдского общества, в какой борьбе против колониализма и геноцида они участвуют и как настойчиво они стремятся к свободе. Они показали, что готовы пожертвовать всем ради свободной жизни. Такова позиция курдского народа и партизан, и Рукен с Сарой стали прямым доказательством решимости курдов. Из позиция не уникальна – её разделяют участники партизанской борьбы в южнокурдских районах Зап, Метина и Авашин. Она свойственна всем, кто сражается с колониализмом в зонах обороны Мидии [районы, контролируемые партизанскими силами].
Мы видим, как самоотверженные курдские бойцы бесстрашно идут на врага, но товарищи Сара и Рукен находились в зоне, которую контролирует противник, и поэтому именно их акт самоотверженности имел такое важное значение. Мы будем помнить, что они совершили этот поступок и пожертвовали жизнью без страха. Все курдские женщины и молодежь должны помнить, какими отважными воинами они были. Каждый обязан помнить, к чему он стремится в борьбе против колониального государства. Наши павшие героини дали нам прекрасный пример отваги в этой борьбе.