Курдское движение дало миру надежду своей борьбой против ИГИЛ*, которая является кошмаром всего мира. Хотя это сопротивление и борьбу пытались очернить, эти попытки не нашли отклика. Действуя в соответствии с парадигмой курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, партизаны РПК дали вздохнуть с облегчением не только народам Ближнего Востока, но и народам всего мира.
Во второй части серии интервью с членом Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана и командиром Народных сил самообороны (НСС) Муратом Карайыланом речь идет о том, какова была позиция США, Турции, ДПК и ПСК, как РПК продвигалась по линии конфликта-переговоров, что обсуждала с этими силами; о чем шла речь на встрече командующего Агида Дживьяна с делегацией США в Шенгале; каковы были требования Месута Барзани и Месрура Барзани.
– Были ли у вас контакты с мировыми державами?
– В первые дни в том месте, где находились наши друзья в Шенгале, приземлилась делегация США, прилетевшая на нескольких вертолетах. В это время глава американской делегации встретился с товарищем Агидом Дживьяну. Они спросили: «Имеете ли вы прямое или косвенное отношение к РПК?» Товарищ Агид ответил: «Почему косвенно, мы напрямую являемся РПК, мы являемся силами НСС». Делегация осталась там на 2-3 часа под защитой товарищей и вылетела обратно на своих вертолетах. Они сообщили своему начальству, что есть сила, противостоящая ИГИЛ и защищающая Шенгал, но так как им было сказано, что эта сила – РПК, в США, должно быть, решили, что они не могут связываться с РПК, поэтому больше они не приезжали.
– Кстати, у вас когда-нибудь были контакты с властями южного Курдистана?
– Когда наши силы пришли в Шенгал и перебросили людей в Рожаву, Месут Барзани и Месрур Барзани спросили нас через посланника: «У вас действительно есть силы в Шенгале?» Мы ответили: «Да. В настоящее время мы перевозим людей в Рожаву». Опять же через посланника: «Не могли бы вы облегчить переброску одного из наших отрядов в Шенгал вместе с вашими отрядами?» Они просили нас о помощи. Мы сказали: «Возможно».
В любом случае наше вмешательство в Шенгале не было основано на подходе «мы будем там одни и будем сражаться там сами». На самом деле мы хотели связаться с ДПК сразу после того, как приняли решение вмешаться. У нас были отношения. Однако они сказали, что не могут встретиться с нами, что они при исполнении служебных обязанностей и что если они это сделают, то это будет неправильно понято. Если бы эти отношения были установлены, мы бы сказали: «Пусть ваши силы также вернутся, мы вместе отобьем эту атаку».
Таким образом, сначала отношения установить не удалось, но потом, когда мы сказали «возможно», они прислали свои силы. Силы ДПК сначала были переброшены в Рожаву – они были размещены там в течение пары дней. Это был отряд под командованием человека по имени Ашити, который время от времени делал неблагодарные заявления против нашего движения. Я думаю, что это была скорее силы разведки и сбора информации. Наконец, мы доставили эти силы на гору Шенгал.
– Какова была реакция людей, когда пешмерга вернулись в Шенгал?
– Когда жители Шенгала увидели людей в одежде пешмерга, они были разгневаны, нашлись даже те, кто хотел немедленно напасть на них. Некоторые из них уже направились с палками и камнями. Однако товарищ Агид предотвратил нападение. Он разместил силы ДПК в безопасном месте рядом с нашими и под их полной защитой. К сожалению, в то время чиновники ДПК думали, что РПК провоцирует людей, и мы слышали, что они вели такую пропаганду, хотя она и не была официальной.
ДПК до сих пор не может правильно понять реакцию общественности. ДПК всегда думает, что людьми манипулируют. Однако реальность не такова. Особенно неправильно и неблагодарно думать, что мы манипулировали людьми в тех условиях. Такого не было. Жители Шенгала, оставшийся в одиночестве и подвергшийся тяжелым травмам, отреагировал на случившееся. Мы пытались успокоить их реакцию. Наши товарищи сделали очень много, чтобы защитить их.
– В этот же период ИГИЛ стремительно продвигалось на юг. Что вы можете сказать о том, что произошло в других местах, кроме Шенгала?
– Через несколько дней после Шенгала ИГИЛ начало наступать на Махмур, а потом на Эрбиль. Снова началось наступление на Киркук. Между тем у сил южного Курдистана больше не было блокпостов. Иными словами, после падения Шенгала какое-то время были колебания и вакуум. Это происходило из-за отсутствия контроля. Мы отправляли товарищей в Эрбиль, а оттуда в Махмур автобусами. Мы отправили товарищей в Киркук на пикапах. Тем временем многие люди из Шезана и Дохука временно приехали в деревни Гаре и Метина и поселились там. Были настойчивые призывы и просьбы людей защищать Дохук и идти дальше на юг.
Мы думали, что ИГИЛ может также атаковать Лалеш, чтобы полностью ликвидировать езидскую общину. Именно тогда мы отправили в Лалеш отряд героя Зеки Шенгали. Они остановились рядом с Лалешем, затем силы были развернуты в подходящем месте для военной защиты священного Центра веры Лалеша.
Мы также отправили силы на защиту Дохука. Эта наша сила находится не в центре Дохука, а на вершине за ним. В то время было задумано, что товарищи, вошедшие в город, усугубят тревогу и панику среди людей, так что они будут расположены на горе. Но если бы они увидели, что ИГИЛ продвигается к Шехану и Дохуку, они немедленно отправились бы на передовую. Один из наших полков отправился в Махмур, а другой — в Киркук.
– Сколько всего групп вы отправили защитить людей?
– Мы выделили отряд из 4 полков для защиты юга. Сначала к Шенгалу было направлено 2 полка, а затем по мере надобности делались подкрепления. Таким образом, мы разместили наши силы, чтобы сформировать фронт против наступления ИГИЛ от Киркука до Шенгала.
Между тем жители, видевшие это, и силы пешмерга оправились от страха. Наше вмешательство сыграло важную роль в восстановлении пешмерга. На самом деле следует сказать: товарищи отправились в лагерь «Махмур» и держали под контролем вершины. Пешмерга тоже были в городе. Но они 2-3 раза отступали перед лицом атак ИГИЛ. Когда они увидели, что мы не ушли, они вернулись снова. Никто не может этого отрицать. Если бы они пришли и миновали лагерь «Махмур», они бы направились в Эрбиль. Они уже были рядом с Эрбилем. Но они напали на Карачох, например, чтобы удержать лагерь «Махмур». Они хотели захватить эту вершину, были переплетенные конфликты. Журналист Дениз Фрат был убит террористами ИГИЛ с близкого расстояния. Поскольку ИГИЛ проникло в Карачох, наши силы оказали сопротивление. В результате они поняли, что не могут продвинуться на этом рубеже. Таким образом, сопротивление Махмура фактически стало ключом к защите Эрбиля. Короче говоря, у ИГИЛ здесь была определенная пауза.
– Как было встречено ваше сопротивление?
– Оно воодушевило международные державы. До этого все были ошарашены атаками ИГИЛ, не знали, как их остановить. Но перелом образовался в результате того, что Шенгал перешел к обороне, Махмур не удалось сбить на горе Шенгал, несмотря на все атаки, силы пешмерга заняли более активную оборонительную позицию, а ИГИЛ не могло наступать в результате ожесточенных столкновений в Киркуке. Несомненно, партизанские силы сыграли роль катализатора в сопротивлении нашего южного народа и участии пешмерга в этом сопротивлении. Например, такой эффект имел тот факт, что в Киркуке, Махмуре или Шенгале не было вывода войск перед лицом атак ИГИЛ, а также то, что силы ОНС не были выведены из Джезы. Силы НСС не отступали, они сопротивлялись изо всех сил. Наши товарищи продолжали сопротивляться нападениям сотен игиловцев, даже если в одном месте было всего 10 человек.
Тем временем ИГИЛ предприняло попытку отомстить. Также в это время была сформирована Международная коалиция под руководством США, которая развернула авиацию для Ирака и южных территорий. Понимая, что становится все труднее, различным террористским группировкам фактически планировали напасть на Кобани, чтобы развернуть в Шенгале базу против курдов и, конечно же, против РПК.
– Прежде чем перейти к осаде Кобани и военным процессам, давайте поговорим о развитии революции в Рожаве, о создании ОНС и отношениях между вашим движением и силами Рожавы. А также об отношении Турции к этому.
– Турецкое государство устанавливало отношения с ОНС и Партией «Демократический союз» (ПДС). Всем известно, что сопредседатель ПДС Салих Муслим несколько раз публично бывал в Анкаре. Но у них также были отношения с ОНС. Например, мы знаем, что представитель ОНС посещал Анкару и даже провел там переговоры. Насколько мне известно, переговоры прошли успешно. Несомненно, турецкое государство установило эти отношения не для того, чтобы действительно сотрудничать с ними (ОНС и ПДС). Турция делала это для того, чтобы дистанцировать их от курдского формирования, включить в силы, которые они называли Свободной сирийской армией (ССА), чтобы заставить их воевать против Сирии.
В то е время Турция предприняла атаку против ОНС силами ССА в 2013 году. Она длилась 5-6 месяцев, но не увенчалась успехом. Вот почему правительство ПСР фактически пыталось заклеймить как ОНС, так и ПДС и поставить их под угрозу нападения ССА. Например, мы знаем, что они лично сказали Салиху Муслиму: «Если вы уберете сирийские войска из Камышло, мы вас поддержим. Уберите сирийских солдат, тогда мы вас поддержим».
Основная стратегия Турции основывалась на том, чтобы курды в Сирии не получили права на идентичность, а народ Курдистана не принимал участия в новом проекте. В этот неустойчивый период Турция приложила огромные усилия, чтобы курды не воспользовались возможностью и не приняли участие в новом проекте. Ведь государство интегрировалось в эту стратегию и сделало ее основным звеном своей стратегии с 2015 года. Но ясно, что оно уже предпринимало подобные попытки раньше. Поэтому они знают, что предположение о том, что ОНС или ПДС, с которыми у них были отношения в то время, были частью РПК, не соответствует действительности.
Это правда: лидер Абдулла Оджалан пробыл в Сирии и западном Курдистане около 20 лет. Ключевой особенностью лидера является то, что он устанавливает отношения с общественностью, где бы он ни был. Лидер курдского народа не смог бы устоять, если бы не разговаривал, не спорил с людьми. Вот почему он имеет такое большое влияние на западный Курдистан. ОНС, ПДС и т.д. в то время развивались естественным образом, но формировались под влиянием линии лидера Абдуллы Оджалана.
Однако некоторые товарищи, такие как Хебат Дерик, который был в первом формировании ОНС, сами внесли свои предложения, когда стало известно, что события начались в Сирии в 2011 году. Это были наши товарищи. Они предположили, что в Рожаве могут происходить события, что они хотят защитить людей и организовать людей. Наша организация также посчитала это уместным и сказала: «Вы можете это помочь». Поэтому группа товарищей оставила нас таким образом и отправилась в Рожаву. Они создали ОНС, объединившись с другими патриотическими группами и даже организовав некоторых людей, которые раньше ушли от нас, но сожалели об этом.
Как ОНС получили свое оружие?
Я очень хорошо знаю, что, когда были основаны ОНС, они приехали в южный Курдистан и попросили оружие у Масуда Барзани, потому что потом к нам приезжала та же делегация и просила у нас. Мы обещали поддержку. Мы оказывали военную поддержку в меру наших сил. Но я знаю, что ДПК, вероятно, не дала им внятного ответа в то время, и тогда они не предложили никакой поддержки. Может быть, они и проявили солидарность, такую как открытие границы на короткое время позже, но тогда, когда ОНС были только организованы, они хотели в общей сложности тысячу автоматов Калашникова. То же самое они просили и у нас. Затем мы дали им оружие в пределах наших возможностей. Другими словами, отношения между нами и ОНС были дружественными, таковыми они остаются и сейчас. Более того, ОНС имеет такие же отношения с некоторыми другими курдскими организациями.
Когда турецкое государство поняло, что не может использовать ПДС и ОНС в своих целях, оно заняло противоположную позицию. И после 2014 года, когда речь идет об ОНС, Турция всегда ставит подчеркивает их связь с РПК. Другими словами, все начали говорить, что ОНС – это РПК. Однако такого не было. Но теперь они хотят изобразить ОНС и ПДС как продолжение РПК. Это в корне неправильно.
– Но у вас есть идеологическое сходство?
– Лидер Абдулла Оджалан разработал парадигму и современную идеологически-философскую линию не только для РПК, но и для всего народа Курдистана, и даже для всего Ближнего Востока и человечества. Абдулла Оджалан также является бесспорным лидером РПК, но рамки парадигмы лидера гораздо шире.
Теперь,по линии парадигмы лидера Абдуллы Оджалана партии могут быть созданы в 4 частях Курдистана, а также в Ираке, Сирии, Египте и Европе. Насколько я знаю, такие группы есть. Мы знаем, что даже в Аргентине есть какие-то группы, работающие в этом направлении. Я не знаю их нынешнюю судьбу, но раньше в Пакистане были такие группы. В Ираке была сформирована партия, полностью состоящая из арабов, но из-за различных проблем с возможностями они теперь работают как группа, а не как партия. Это люди из Басры и Багдада, но они организуются в рамках апочистской линии.
Создание ОНС или ПДС также является организацией в этих рамках. У них действительно есть идейная близость и даже единство с нами. Но у нас нет организационного единства с точки зрения органической связи.
Как и во многих других организациях в Рожаве, в Турции также есть много лево-демократических организаций. В южном Курдистане также есть курдские организации. Но их нельзя причислять к РПК. ПДС также не может считаться РПК. Но турецкое государство использует эти отношения, чтобы уничтожить достижения нашего народа в Рожаве и особенно на северо-востоке Сирии, а также внести ОНС и ПДС в список террористов.
Мы не говорим: «У нас нет никаких отношений». Мы говорим четко и прямо: у нас есть отношения, но мы существуем отдельно друг от друга. У них отдельная администрация, у нас свое руководство. Если у них все еще есть трудности, мы предлагаем поддержку. Это солидарность революционеров. По нашему мнению, все революционеры-демократы Курдистана, Турции и Ближнего Востока должны объединиться. Арабский народ и курдский народ должны установить единство. Опять же есть ассирийцы, которые наиболее угнетенны. Все эти народы должны объединиться. На северо-востоке Сирии проживают туркмены, чеченцы и армяне. Парадигма нашего лидера охватывает все народы.
Демократическая нация означает, что все нации объединяются демократическим путем и живут свободно и на равных под одной крышей. Основываясь на этой идеологически-теоретической реальности, бессмысленно говорить, что все организации, принявшие эту парадигму, являются частью РПК. Это искажение истины.
В то же время они недооценивают идеологическую мощь лидера Абдуллы Оджалана. Они развивают лживую идею, как будто лидер является только лидером РПК, а РПК создает множество организаций под своим руководством. Это не имеет ничего общего с реальностью.
* - террористическая организация, запрещена на территории РФ