Турция

Как военные планы Анкары отразятся на Багдаде и Эрбиле?

Турция пытается убедить власти Ирака и ДПК принять активное участие во вторжении в Южный Курдистан, и недавняя дипломатическая активность турецкого режима меняет политическую картину в регионе.

Турция намерена начать вторжение в Южный Курдистан с помощью властей Ирака и ДПК (Демократической партии Курдистана). Однако, интересы правительства Ирака под руководством Мухаммеда Шиа ас-Судани и планы Турции расходятся. Анкара и Багдад подписали проект «Дорожная карта развития Ирака» и согласовали, в частности, рамочное соглашение о сотрудничестве в области водных ресурсов и меморандум о стратегических рамках. Ирак возлагает надежды скорее на экономическую выгоду от этих контрактов, нежели на поддержку военных амбиций Турции. Тем временем ДПК фактически стала административным органом, работающим на благо турецкого режима в Южном Курдистане и зависимым от Анкары.

Иран признает вторжение как часть стратегии НАТО

Кроме того, Иран намерен помешать планам режима ПСР/ПНД на Ближнем Востоке в той степени, в какой они противоречат его интересам. Власти Ирана наращивают присутствие в регионе, особенно через шиитские силы, понимая, что война, которую ведет Анкара, является частью долгосрочной стратегии НАТО, направленной на постепенное окружение Исламской Республики.

Требования к ДПК

Новая вероятная операция, которую Эрдоган характеризует, как попытку борьбы с курдскими партизанами, имеет как косвенных, так и прямых участников. Анкара хочет видеть более активное участие ДПК и оказывает на неё давление. Теперь от ДПК требуют не просто окружить зоны обороны Мидии, разместить в регионе войска, блокировать пути перемещения партизан и оказывать турецкой армии логистическую поддержку, а также снабжать разведданными, но и активно участвовать в операциях. Пока не похоже, что правящая партия Южного Курдистана в состоянии ответить Турции отказом.

Либо выплаты Анкаре, либо абсолютная лояльность

Напротив, ДПК видит в этих требования Турции возможность преодолеть свои сложности. Недавнее решение Федерального суда Ирака о том, что продажа нефти должна осуществляться центральным правительством, – одна из самых серьёзных проблем, которые ДПК ещё предстоит решить. Авторитет Демократической партии Курдистана во многом базируется на деньгах, полученных от продажи нефти, и решение суда ставит Эрбиль в затруднительное положение. ДПК должна разорвать незаконное соглашение о торговле нефтью, которое она заключила с Турцией в 2014 году без согласия Багдада. Этот договор предусматривает продажу нефти на 50 лет. Также ДПК должна выплатить соответствующую компенсацию Багдаду и Турции, и теперь она находится в ситуации, когда ей придется либо выплатить компенсацию турецкому режиму, либо делать всё, чего требует от нее Эрдоган.

С кем Нечирван Барзани сел за стол переговоров в Багдаде?

ДПК опасается перемен в Южном Курдистане на предстоящих выборах, запланированных на 10 июня. Внутри самой ДПК существует конфликт по поводу того, будут ли вообще проведены эти выборы. Это уже привело к кризису между главой Южного Курдистана Нечирваном Барзани и председателем ДПК Масудом Барзани. В последние несколько дней Нечирван Барзани участвовал в интенсивных переговорах в Багдаде. Он провел переговоры с правительством ас-Судани, главой Высшего исламского совета Ирака Аммаром аль-Хакимом, бывшими премьер-министрами Ирака Адилем Абд аль-Махди и Хайдером аль-Абади, министром обороны Ирака Сабитом аль-Аббаси, председателем Иракской коалиции за верховенство закона Нури аль-Малики, главой организации «Бадра» Хади аль-Амири, председателем альянса «Азм» Мутанной аль-Самарраи, заместителем госсекретаря Ирака по национальной безопасности Касымом аль-Араджи и председателем коалиции «Ас-Сияда» Хамисом Хансером.

Какие сделки заключил Барзани в Багдаде?

Повестка дня встреч Нечирвана Барзани стала известна после того, как 22 апреля Эрдоган был принят в Эрбиле с большой помпой. ДПК и клан Барзани хотели, чтобы президент Турции сыграл роль посредника между ними и центральным правительством Ирака в обмен на активное участие в турецком вторжении в Южный Курдистан. ДПК попыталась отложить выборы, которые представляют угрозу для её власти.

Иракские военные оказались в Южном Курдистане впервые за 30 лет

Некоторые источники указывали на то, что в этом вопросе был достигнут некий прогресс, и на момент переговоров сообщалось, что иракские пограничники создали две военные базы в Захо. По некоторым данным, в состав иракских пограничных подразделений входят силы, подконтрольные ДПК, но впервые за 30 лет после восстания иракская армия имеет в Южном Курдистане вооруженные силы, которым отдает распоряжения Багдад. Эта ситуация открывает Ираку путь к усилению своего влияния в регионе.

Ирак демонстрирует готовность к совместным действиям с Турцией

Тем временем Багдад стремится получать доходы от продажи нефти в регионе и закрыть свои энергетические потребности; поэтому Ирак размещает войска в Южном Курдистане. Так власти шлют турецкому режиму сигнал о готовности к совместным действиям в обмен на некоторые соглашения. Дополнительные военные силы, которые отправились в Южный Курдистан, будут находиться там для реализации этой политики, оказывая давление на партизан.

Сделки по Киркуку

Примечательно также, что Нечирван Барзани получил цветистые комплименты от Нури аль-Малики, главы Иракской коалиции за верховенство закона, во время переговоров в Багдаде. Аль-Малики заявил: «Он может сыграть существенную роль в решении проблем между нами». Похожие слова прозвучали и во время встречи между представителями Ирака и главой ПСК, когда Бафель Талабани выразил поддержку Барзани.

Вероятно, Барзани попросил политические круги, с которыми встречался в Ираке, убедить ПСК отложить региональные выборы. Для этого ДПК провела ряд дискуссий по поводу Киркука; речь идет о должности губернатора этого района. Вопрос о выборах губернатора до сих пор остается спорным из-за тесных связей ДПК с Турцией, которая стремится взять под контроль этот нефтеносный район, а также из-за взаимоотношений с некоторыми арабскими организациями. Но, судя по всему, теперь ПСК будет предложен пост губернатора Киркука, если партия согласится на отсрочку выборов в Южном Курдистане.