Курдистан

Кадар Пири: решением курдского вопроса являются переговоры с лидером Оджаланом

Кадар Пири заявил, что Турция ищет партнеров для борьбы с курдами после ряда неудач. Он также предупредил Багдад и Эрбиль о турецких амбициях и призвал к справедливому разрешению курдского вопроса через переговоры с лидером Абдуллой Оджаланом.

В последнее время турецкие оккупанты активизировали свои усилия в Ираке, а после посещений турецкой разведки и должностных лиц Багдада и Эрбиля, глава турецких оккупантов несколько дней назад совершил туда визит лично.

Эти визиты совпали с угрозами и запуском новой атаки на оборонительные зоны Мидии и Южного Курдистана, а также были сопровождены заключением множества соглашений между Ираком, Турцией, Катаром и ОАЭ в рамках завершения проекта развития транспортной инфраструктуры.

Директор Центра «Курды без границ» Кадар Пири дал происходящему свою оценку: «Для анализа визита президента одного государства в другую страну мы должны понимать, что это входит в рамки двусторонних отношений, где обсуждается то, что касается интересов народов обеих стран или подписываются соглашения. Конечно, это обыденные вещи, но все-таки визит президента Турции в Ирак состоялся после 13 лет отчуждения, в течение которых турецкая армия пыталась оккупировать территорию Ирака, а ее самолеты бомбили и убивали иракских граждан, как курдов, так и арабов. При этом все заявления турецких политиков не учитывали суверенитет иракского государства. Дело дошло даже до того, что было отключено водоснабжение, а это является прямым нарушением международных законов. И после этого утверждается, что целью визита Эрдогана в Ирак было обсуждение между сторонами достижения соглашений на 10 лет по вопросу воды и нефти».  

Он добавил: «Но секрет визита Эрдогана и его основная цель остаются в первую очередь связанными с тем, что турецкое государство обозначает вопросом своей безопасности борьбу с Рабочей партией Курдистана и ее философией, чтобы найти решение курдского вопроса внутри Турции. Таким образом Турция хочет эскалировать конфликт за границей.

Что касается второго аспекта этого визита, это удушающий турецкий экономический кризис, который был одной из причин уступок Эрдогана и его посещения Багдада, а затем Эрбиля. Это само по себе является дипломатической неудачей для турецкой политики. Важный момент в этом визите заключается и в том, что Эрдоган искал партнеров в борьбе с курдами, Рабочей партией Курдистана и партизанами, потому что в этом плане он полностью провалился во всех своих предыдущих попытках».

Пири продолжил: «Каждый год турецкие политики и военные призывают начать новую кампанию против РПК и объявляют, что партия уничтожена. Они лгут и насмехаются над турецким народом. Вместо того, чтобы направиться к поиску решений внутри Турции, они идут на эскалацию терроризма турецкого государства за рубежом, и все больше и больше приносят убытков интересам обычного турецкого гражданина». 

Разногласия между региональными державами глубже

Относительно результатов этого визита Пири пояснил: «Я думаю, что ожидать каких-либо положительных результатов не следует. Конечно, никто не против заключения экономических и водных соглашений, потому что они могут быть в интересах народов этого региона. Тем не менее, первоочередной целью визита Эрдогана остается борьба с курдами. Смог ли Эрдоган привлечь своих союзников к борьбе с курдами? Я думаю, что он не получил положительного ответа ни от одной из сторон, будь то арабская сторона в Багдаде или курдская сторона в Эрбиле, потому что ситуация в Ираке просто не позволяет иракскому государству вступить в борьбу с курдами и Рабочей партией Курдистана, так как они находятся в отдаленных районах и на территориях, которые иракское военное ведомство не контролировало даже тогда, когда оно находилось на пике своей мощи, не говоря уже о сегодняшнем времени, когда оно превратилось в армию и служащих, контролируемых странами из-за рубежа». 

Он добавил: «Таким образом, остается другой вопрос: существует ли турецко-иранское соглашение о борьбе с Рабочей партией Курдистана? Я думаю, что этого еще не произошло. Не потому что иранская сторона отказывается бороться с Рабочей партией Курдистана, а потому что между турецкой и иранской сторонами имеется множество разногласий, особенно в Сирии, и они не знают как делить этот условный пирог. Турецкая сторона не придерживалась своих обещаний на переговорах в Сочи и Астане, и в этом ее обвиняет иранская сторона. Кроме того, разногласия между ними могут быть также и на идеологической основе, поскольку каждая сторона утверждает, что именно она ведет мусульман, но одна на шиитской стороне, а другая на суннитской». 

Он также указал: «На стратегическом уровне у них также есть соглашения. Они всегда соглашаются по поводу курдского вопроса, но у каждого из них свои внутренние мотивы. Сегодня они не могут бороться с Рабочей партией Курдистана из-за силы, влияния и присутствия РПК не только в четырех частях Курдистана, но и на глобальном уровне. Поскольку у нее есть товарищи и дипломаты, которые действуют во всех направлениях и во всех странах, за последние десять лет наблюдается положительная тенденция к дипломатическим и политическим решениям путем донесения голоса курдов до мирового сообщества». 

ДПК не так далека от турецких амбиций

Что касается курдской стороны, согласно Перри, «существуют глубокие разногласия, но в конечном итоге представители ДПК понимают, что после ликвидации Рабочей партии Курдистана Турция получит преимущество в регионе. Турки публично заявляют, что это территория Турции, и во время референдума турецкая сторона говорила о Барзани как о своем приспешнике, и все эти слова до сих пор выгравированы в памяти иракских курдов. Они не забудут это, и данные высказывания даже повторялиси во время недавнего визита». 

Он добавил: «К сожалению, турецкий флаг был поднят над замком Эрбиля, который является одной из самых важных достопримечательностей города. Турецкая пресса начала говорить: «Это наш священный флаг в нашем городе». При этом слова “курды” и “Курдистан” не упоминались. Курды, живущие там, отлично осведомлены об этом. 

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание. Это то, что Южный Курдистан не объявляет и не говорит о своих позициях публично из-за экономического давления Турции и внешней и экономической политики региона, которая имеет серьезные ошибки, так как Турция контролирует экономику в регионе. И это большая беда, на которую правительство Южного Курдистана должно обратить внимание в будущем, по крайней мере, чтобы выразить свое стремление иметь экономическую свободу».

Многоцелевые задачи: ликвидация курдов и перекрытие дороги между Сирией и Ираком

Относительно турецких целей угроз Пири сказал: «Если бы они сегодня могли ликвидировать курдов, они сделали бы это не задумываясь, если бы они могли сделать это вчера, они бы сделали это, и если они смогут сделать это завтра, они сделают это. Все эти угрозы направлены не только против Рабочей партии Курдистана, но и против Регионального правительства Курдистана. Потому что турецкая мечта — достичь Шенгала и перекрыть дорогу между Южным Курдистаном, северо-восточной Сирией и Западным Курдистаном, чтобы разделить этот регион как единственный экономический выход в северо-восточную Сирию, потому что официальные пограничные переходы все еще закрыты. Турецкая мечта и цель — достичь Шенгала, но, как говорится в народной пословице, двух зайцев одним выстрелом не убьешь. На данный момент невозможно перекрыть дорогу между сирийской и иракской сторонами, чтобы обеспечить сухопутное сообщение с иракской стороной минуя Южный Курдистан, а также чтобы регион не пользовался имеющимися на данный момент переходами (в частности переходом Ибрахима аль-Халила».

Он добавил: «Турции хочется иметь сухопутную дорогу, связывающую ее с Мосулом и дающую выход ко всему Ираку, а затем к Персидскому заливу, чтобы она стала проходом в Европу. Это то, что было подписано в рамках предварительных соглашений между государствами Ирак, Турция, Катар и Эмираты. Это уже второй проект. Первый был саудовским. В нем имелся ввиду путь, проходящий через Средиземное море. Он обсуждался в рамках мирных соглашений, которые не были завершены из-за войны в Газе. Однако я считаю, что этот проект также не увидит свет. Может понадобиться много лет. Возможно, для реализации этого проекта потребуется изменение внутренней политики Турции, потому что такая дорога будет вынуждена пройти через курдские земли, будь то в Южном, Западном или Северном Курдистане. Невозможность найти решение курдского вопроса означает, что развития, о котором говорят, не будет. Есть альтернативный путь, который также требует арабо-израильского мира».

Решением курдского вопроса являются переговоры с лидером Абдуллой Оджаланом

Директор Центра «Курды без границ» послал сообщение Багдаду и Эрбилю, сказав: «На самом деле то, что я хочу сказать, — это сообщение курдской и арабской сторонам в Ираке. Государство-преступник Турция не уважает суверенитет вашего государства и признает только силу и насилие. Оно нарушает иракское воздушное пространство в течение многих лет и убивает иракских граждан. Будь то курды или арабы. Регион славится инцидентами в курортных зонах, и не раз граждане и отдыхающие становились жертвами и целями Турции. Она хочет сначала завершить работу партии, а затем нарушить суверенитет Ирака, в частности суверенитет Южного Курдистана, который по-прежнему существует. Турецкие оккупанты считают эти территории своими». 

Он добавил: «Есть момент, который я хочу уточнить. Это правда, что Рабочая партия Курдистана и павшие герои и героини в первую очередь курды, но в конечном итоге они защищают Ирак, будь то Южный Курдистан или иракские земели. Иракский суверенитет является первой линией обороны, точкой силы и основным столпом в отражении планов и политики турецкого государства. Поэтому вы должны поддержать РПК, поддержать эти силы и оказать давление на турецкое государство, чтобы начать прямые переговоры с членами этой партии. Также необходимо начать переговоры с лидером Абдуллой Оджаланом, чтобы инициировать общее политическое решение внутри Турции. Тогда результат будет иметь последствия для всех соседних стран, будет достигнуто справедливое решение курдского вопроса, люди региона смогут наслаждаться процветанием своих стран, а не идти на войну против террористических группировок, поддерживемых турецким президентом Эрдоганом».