Курдистан

Йылмаз: изоляция спровоцировала кризис прав человека в Турции

Эрджан Йылмаз, глава отделения АПЧ в Амеде, заявил, что система изоляции, начавшаяся с тюрьмы на Имралы, спровоцировала правовой кризис в Турции. Он подчеркнул: «По сути это даже не правовой кризис, а кризис, созданный по политическим причинам».

Напомнив, что протесты, инициированные политзаключенными сторонниками РПК и ПСЖК, содержащимися в турецких тюрьмах, продолжаются, правозащитник Эрджан Йылмаз напомнил, что цель узников – уничтожить систему изоляции и сделать всё возможное, чтобы добиться перехода к нормальной правовой системе.

Посменная голодовка, которую политзаключенные начали 27 ноября в рамках кампании «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса», завершилась 4 апреля, но узники продолжают борьбу. Теперь они используют такие методы, как бойкот судов, отказ от телефонных звонков и свиданий.

В беседе с ANF глава отделения Ассоциации прав человека (АПЧ) в Амеде Эрджан Йылмаз сказал, что цель заключенных – уничтожить систему изоляции и способствовать переходу к нормальной правовой системе. Йылмаз подчеркнул: «Заключенные предпринимают эти действия, чтобы добиться начала переговоров по демократическому решению курдского вопроса. Во время их 130-дневной голодовки правозащитные организации, профсоюзы и адвокатские коллеги пытались привлечь внимание к этой проблеме. Участники семейных пикетов за правосудие сделали всё, чтобы обратить внимание общественности на проблему. Но, поскольку всё происходило на фоне турецких выборов, эта акция отошла на второй план».

Государство игнорирует собственные законы

Отметив, что изоляция курдского лидера Абдуллы Оджалана нарушает как принципы внутреннего законодательства Турции, так и универсальные правовые нормы, Йылмаз сказал: «Прошло 25 лет с тех пор, как Оджалана выдали Турции. Эта система изоляции заработала сразу после его ареста. Закон об исполнении наказаний и универсальные права человека не действуют в случае Абдуллы Оджалана, поэтому заключенные, которые находятся в турецких тюрьмах уже 25 лет, периодически проводят подобные акции. Мы храним в памяти много болезненных воспоминаний. Мы ещё раз заявляем, что с политикой изоляции необходимо покончить, пока она не привела к новым нарушениям прав человека, новым жертвам и эскалации напряженности в Турции. АПЧ неоднократно поднимала этот вопрос, обращаясь в Министерство юстиции. Было подано ходатайство с просьбой изучить условия содержания на Имралы, опросить заключенных и провести расследование. За последние три месяца мы подавали подобные заявления дважды, но не получили никакого ответа».

Правонарушения продолжаются

Практика изоляции спровоцировала настоящий кризис в Турции, говорит Йылмаз: «Существует Закон об исполнении наказаний, который регулирует права задержанных и осужденных. Эти права должны применяться в равной степени ко всем без исключения. Абдулла Оджалан находится в тюрьме уже 25 лет, а количество телефонных звонков, которые он сделал, чтобы поговорить с семьей, не превышает 5. Ему отказано в праве отправлять письма, что означает, что вся его корреспонденция в течение этого 25-летнего периода была конфискована, включая письма, которые он получал, и письма, которые он хотел отправить за границу. Ещё один пример произвола – постоянные ограничения на визиты семьи и адвокатов. Всё это противоречат внутренним законам Турции об исполнении наказаний, а также международным соглашениям, участником которых она является, и всем консультативным решениям, которые страна должна выполнять в отношении заключенных».

Подчеркнув, что этот кризис нельзя объяснить с точки зрения закона и его причина кроется в политических мотивах, Йылмаз призвал общественность и демократические круги проявить внимание к ситуации в тюрьмах и протестам политзаключенных.