Йорюк: не важно, кто станет президентом США – часть 2

В интервью ANF ученый Зафер Йорюк анализирует влияние результатов выборов в США на Турцию, Украину и Сирию.

Во второй части этого интервью ANF академик Зафер Йорюк рассказал о последствиях результатов грядущих выборов в США для Сирии.

Первую часть интервью можно прочитать здесь

- Что произойдет, если победят демократы?

- Мы ещё не знаем планов Камалы Харрис. Мы не знаем, потому что до сих пор она не высказывалась по этим вопросам. Но общая тенденция видна на примере того, что Байден пытался сделать за четыре года своего правления, – и это возвращение к поляризации времен холодной войны. Конечно, эта концепция и идея соответствующего переустройства мира не является чем-то, что стало следствием одной лишь позиции Байдена. С одной стороны, есть страны, которые он называет «демократическими», и в основном это западные державы. С другой стороны, есть страны, которые он называет Востоком или глобальным Югом. К ним относятся, в частности, Китай и Россия. Это ведущие государства, сверхдержавы. Есть страны с закрытыми режимами, такие как Иран, отчасти Северная Корея и т.д. В риторике Байдена они представляют собой «антидемократический блок». Он пытался сформировать у своей аудитории такое бинарное мировоззрение. Этот конфликт проявился в событиях на Украине. Теперь демократы могут отказаться от этой идеи и взять на вооружение другие нарративы, чтобы найти новые пути устройства мира. Или же они сохранят нынешнюю перспективу. Если они сохранят текущую стратегию, скорее всего, конфликт на Украине продолжится. Но, как я уже сказал, здесь есть два важных фактора.

- Какие же?

- Во-первых, Камала Харрис ещё не высказалась по этому вопросу. Во-вторых, нет уверенности в том, что она будет баллотироваться. Кроме того, как долго ресурсов Украины будет хватать на продолжение боевых действий? Это тоже важный вопрос; у страны заканчиваются человеческие ресурсы. Насколько я знаю, они начали призывать в армию не только молодых людей, но и стариков. Так что, если всё продолжится, это означает, что французская армия и немцы могут принять участие, как сказал Макрон, – и тогда начнется европейско-российский конфликт. Если Россия не атакует и Европа будет настаивать на своем, возможно, европейским странам придется самим начать войну. Здесь стоит помнить о том, что у Европы нет собственных вооруженных сил, нет всеобщего призыва и т. д. Европа уступала США влияние на свою политику безопасности на протяжении многих лет. Поэтому подобные проблемы вполне могут возникнуть, если события на Украине продолжатся. В любом случае, независимо от того, придет ли к власти Трамп или демократы, вряд ли конфликт на Украине продлится долго. Конечно, мы не знаем планов российской стороны, хотя понимаем, что у них много ресурсов. Ещё один вариант развития событий – третья мировая война. Другого разрешения, быть может, нет.

- Похоже, что при Трампе будет вероятна сделка между Турцией и Сирией

- Политика США ориентирована и на Ближний Восток. Одно из этих направлений тесно связано с региональной политикой Турецкой Республики. Турция вновь пытается начать переговоры с Дамаском. С одной стороны, турецкие власти неоднократно заявляли, что готовятся к депортации. Получит ли Турция «зеленый свет» на эти действия, если Трамп придет к власти? Ведь ранее Эрдоган был согласен с Трампом по этому вопросу.

Большинство турецких трансграничных операций в Сирии прошли в эпоху Трампа. Хотя он делал заявления в духе «не совершай глупостей, будь умным», тот же Трамп сказал в телефонной беседе, что США выведут войска со всех баз на территории Сирии. Конечно, тогда Пентагон отложил эти планы, потому что у страны была определенная стратегия. Я не думаю, что Трамп сейчас скажет: «Мы выводим войска непосредственно из Сирии; Турция тоже должна уйти». Но, например, просьба Эрдогана о встрече с Асадом была раскритикована нынешней администрацией США; они официально заявили, что это неправильно. С другой стороны, после инициативы Эрдогана соглашение по поводу Сирии, одобрение которого он хочет получить от России и США, может стать возможным. Эти страны не имеют резкого конфликта интересов в Сирии, поэтому взаимоприемлемое решение кажется вероятным.

Вполне вероятно, что Турция отложила свое вторжение. Ситуация в Ираке говорит нам, что необходимости в масштабной операции нет. Правительство Южного Курдистана, в частности, ДПК, способствует военной экспансии Турции. Именно поэтому продвижение турецких сил в Ираке продолжается. Ситуация в Сирии также может измениться, потому что переменился баланс.

- Что может привести к такому изменению?

- Идлиб так же важен для Сирии, как Пешавар для Афганистана. Пешавар находится на юге Афганистана, но на самом деле это район Пакистана. Долгие годы он использовался талибами и другими исламистскими группировками в качестве базы для операций против предыдущего правительства страны, и используется до сих пор. В Идлибе сложилась похожая ситуация. Недавно командиры Сирийской национальной армии собрались в Идлибе и встретились с Девлетом Бахчели. Затем они провели переговоры с Алааттином Чакыджы (один из лидеров турецкой организованной преступности, бывший член ультра-националистической организации «Серые волки» – прим.). Мы не знаем, кто и кому угрожал и к чему они пришли, но город кровоточит, как открытая рана. Джихадистские группировки, которые не могут удержаться на территории Сирии, прибывают туда одна за другой, собираются в этой местности, и теперь там целый рой джихадистов. Возможно, Россия и США, Турция и сирийское правительство смогут найти совместное решение о том, что делать с происходящим в этой местности. Похоже, что демократы или республиканцы ничего не изменят. В заключение следует отметить, что если Трамп придет к власти, то желание Эрдогана встретиться с Асадом может быть исполнено.