Европа

Ибрагим Бильмаз: согласно ЕСПЧ, узники Имралы подвергаются пыткам с 2014 года

Ибрагим Бильмаз заявил, что, согласно решению ЕСПЧ, его клиенты содержатся под пытками в тюрьме на острове Имралы с 2014 года. Он напомнил о делах об изоляции, которые ведутся в ООН и отметил, что Турция будет осуждена.

Вот уже 40 месяцев от лидера курдского народа Абдуллы Оджалана, который более 25 лет содержится в тюрьме острова Имралы в условиях строгой изоляции, не поступает никаких известий. Абдулла Оджалан, чье право на свидания с семьей и адвокатом было узурпировано, в целом находится в состоянии абсолютной изоляции. Перед лицом этого беззакония уполномоченные институты, особенно Европейский комитет по предотвращению пыток (ЕКПП) — единственная организация, члены которой имеют право входить в Имралы, — хранят молчание.

На какой стадии находится изоляция в Имралы, где к Абдулле Оджалану не применяется ни один закон? Как препятствуют осуществлению прав заключенных в Имралы на свидания с адвокатами и членами семьи? Почему ЕКПП молчит перед лицом беззакония? Какую работу проводят адвокаты Абдуллы Оджалана, чтобы выйти из этой изоляции? В чем важность акции «Свободу Абдулле Оджалану, решение курдского вопроса»?

Ответы на все эти вопросы мы обсудили с Ибрагимом Бильмазом, одним из адвокатов лидера курдского народа Абдуллы Оджалана. Вторая часть нашего интервью с господином Бильмазом приводится ниже:

«МЫ УВЕРЕНЫ, ЧТО ООН ОСУДИТ ТУРЦИЮ»

- Комитет ООН по правам человека является одной из организаций, в которую вы как адвокаты Абдуллы Оджалана обращались по поводу незаконного содержания в Имралы. В своем выступлении на конференции в Женевском офисе ООН вы призвали уполномоченные органы ООН принять меры против изоляции Имралы. Какую ответственность несут эти органы, на какой стадии находятся ваши обращения к ним?

- В течение долгого времени мы использовали международные правовые механизмы через Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и Совет Европы (СЕ). Я уже рассказывал вам о подходе ЕСПЧ. Он до сих пор не отреагировал на наше заявление о противодействии массовой изоляции, сделанное 12 лет назад.

В прошлом мы обращались в соответствующие органы и комиссии ООН. Чтобы преодолеть изоляцию, мы подали заявление в Комитет ООН по правам человека 29 июля 2022 г. Этот Комитет, как и ЕСПЧ, выступает в качестве универсального международного суда.

Он получает индивидуальные заявления и выносит решение от имени этих стран. Отличие от ЕСПЧ заключается в том, что он уполномочен действовать по всему миру. В связи с этим мы обратились в него с петицией, в которой описали сложившуюся ситуацию. Комитет ООН по правам человека принял нашу просьбу 6 сентября 2022 года и потребовал от турецкого правительства принять меры.

Отметив, что условия изоляции неприемлемы, Комитет потребовал, чтобы Турция немедленно открыла Абдулле Оджалану и трем другим заключенным в Имралы возможность неограниченного доступа к адвокатам по их выбору.

Несмотря на решение Комитета, Турция ничего не предприняла и не выполнила просьбу. Мы вновь передали эту ситуацию в Комитет ООН по правам человека, который запросил новую меру в январе 2023 года. Однако Турция не выполнила и эту просьбу.

Сегодня это дело все еще находится на рассмотрении в Комитете ООН по правам человека. Мы уверены, что Комитет ООН по правам человека вынесет Турции обвинительный приговор. Потому что такая изоляция не соответствует ни Европейской конвенции по правам человека, ни конвенциям ООН, ни конституции самой Турции.

17 мая 2024 года мы вновь обратились к Специальному докладчику ООН по вопросам пыток и независимости судей и адвокатов, потому что условия изоляции в Имралы являются пытками. Невозможно назвать эту ситуацию каким-либо другим термином, потому что эти условия явно пыточные.

«ПО ДАННЫМ ЕСПЧ, НАШИ КЛИЕНТЫ ПОДВЕРГАЮТСЯ ПЫТКАМ С 2014 ГОДА»

В 2014 году мы подали заявление в ЕСПЧ по поводу пожизненного заключения с отягчением. В этом заявлении ЕСПЧ постановил, что пожизненное заключение с отягчением является нарушением статьи 3 Конвенции о правах человека. Другими словами, он постановил, что запрет на применение пыток в Имралы был нарушен. Таким образом, он заявил, что метод исполнения пожизненного заключения с отягчением является пыткой. Согласно этому решению ЕСПЧ, наши клиенты подвергаются пыткам на законных основаниях с 2014 года, когда было вынесено это решение.

Я говорю все это независимо от условий изоляции, поскольку условия изоляции также означают пытки. Мы направили эти требования Специальному докладчику ООН по вопросам пыток.

Мы также лишены возможности заниматься своей профессиональной деятельностью. Наши клиенты получают дисциплинарные взыскания и лишаются возможности видеться со своими семьями, а наше присутствие исключено из этих процессов. Нам не сообщают об этих решениях. Когда мы узнаем об этой ситуации, мы подаем заявление и просим прислать нам эти решения, но нам их не присылают. И снова мы не включены в национальную судебную информационную систему (UYAP).

И снова принимаются решения о запрете адвокатов. С ними та же ситуация. Нас не информируют и не включают в этот процесс. Поэтому мы не можем заниматься своей профессией. По этой причине мы также обратились к Специальному докладчику ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов. Мы продолжаем следить за этим делом.

«МОЛЧАНИЕ СВЯЗАНО С ПОДХОДОМ К КУРДСКОМУ ВОПРОСУ»

- Как вы уже сказали, мы являемся свидетелями того, что в Имралы не соблюдаются как внутренние, так и международные законы. С другой стороны, несмотря на это беззаконие, уполномоченные органы продолжают хранить молчание перед лицом этой изоляции. Как следует относиться к этому молчанию?

- Я думаю, что молчание государств и надгосударственных официальных организаций полностью связано с курдским вопросом, оно связано с подходом к решению или не-решению курдского вопроса. Поэтому нельзя утверждать, что условия изоляции, в которых находится господин Оджалан, не зависят от решения курдского вопроса. Позиция господина Оджалана известна. Абдулла Оджалан рассматривается курдским народом как лидер и как важный участник решения курдского вопроса. В ходе прошлых кампаний миллионы людей подписали петиции и выразили свою политическую волю в поддержку господина Оджалана; в то время людей судили и арестовывали за то, что они называли господина Оджалана «господином». Несмотря на это, многие люди ставили свои подписи, несмотря на угрозу ареста. Такова ситуация на курдском фронте.

С другой стороны, хотя государство пыталось «демонизировать» и линчевать господина Оджалана в прессе и общественном мнении во время судебного процесса 99-го года, на самом деле оно знало о том, что господин Оджалан в прошлом искал решение курдского вопроса, и о его усилиях. Другими словами, государство также принимало Оджалана как действующее лицо. Именно поэтому после 99-го года оно провело секретные переговоры за закрытыми дверями в Имралы.

«АБДУЛЛА ОДЖАЛАН — ЭТО ЛУЧШИЙ ШАНС ДЛЯ НАРОДОВ ТУРЦИИ»

После этого были проведены переговоры в Осло между РПК и властями Турции. Затем, после 2012 года, развился процесс под названием «процесс решения». Господин Оджалан был взят в качестве непосредственного собеседника. Поэтому необходимо четко заявить, что господин Оджалан — это большой шанс как для турецкой республики, так и для народов Турции. У него очень искренний подход и воля к решению курдского вопроса. Во время наших визитов в Имралы мы воочию убедились в этом.

Господин Оджалан всегда прилагал усилия и искал решение. Мы убедились, что он способен на это. Он проанализировал все подобные проблемы в мире. Он разработал наиболее разумные предложения по решению. Он обеспечил формирование консенсуса Долмабахче. Он действительно обладает большой искренностью и силой для решения этого вопроса. Таким образом, речь идет не об обычном человеке. Поэтому необходимо связать эту изоляцию с курдским вопросом. Поэтому молчание международных организаций и государств по поводу этой изоляции связано с их взглядом на курдский вопрос.

Возможно, существуют гегемонистские державы, которые не хотят, чтобы курдский вопрос был решен демократическим и мирным путем. Они понимают, что нерешенный курдский вопрос ослабляет Турцию и весь Ближний Восток. Курдский вопрос, наряду с палестинской проблемой, является одной из самых острых проблем на Ближнем Востоке. Как неоднократно заявлял в свое оправдание господин Оджалан, если бы Турция решила курдский вопрос, например, если бы она не рассматривала управляющую структуру в Рожаве как врага, а поддержала бы ее, возможно, мы бы сегодня находились в совершенно ином положении. Она завоевала бы всех курдов на Ближнем Востоке.

Турция могла бы сделать это только путем демократизации. Определенные державы могут не хотеть демократизированной Турции, — Турции, где освобождены народы Курдистана и Ближнего Востока. Поэтому международные отношения в этом отношении сложны и запутанны.

По всем этим причинам существует структура, называемая законом. Необходимо выполнять требования закона. Требование закона заключается в том, что изоляция господина Оджалана должна быть снята как можно скорее. Международные судебные механизмы должны, по крайней мере, вмешаться в этот вопрос.

ТУРЦИЯ НЕ МОЖЕТ ИГНОРИРОВАТЬ КАМПАНИЮ ЗА СВОБОДУ

- 10 октября прошлого года была запущена глобальная кампания под названием «Свободу Абдулле Оджалану, политическое решение курдского вопроса». Эта кампания продолжает расширяться, охватывая различные социальные слои. Она также привлекает внимание к растущей изоляции Турции на международной арене. Что бы вы хотели сказать о важности этой кампании?

- Прежде всего, я считаю, что эта кампания очень важна. Я думаю, что у Турции нет шансов проигнорировать эту кампанию. Даже если Турция закроет глаза и проигнорирует ее, это не станет реальностью. Эта кампания наносит ущерб имиджу Турции.

Господин Оджалан и его перспективы решения проблемы Ближнего Востока быстро становятся все более известными и обсуждаемыми как в Европе, так и во всем мире. Проводятся конференции по этим вопросам. Благодаря этой кампании условия изоляции также стали более заметными и публичными. Несмотря на то, что международные организации и государства хранят молчание, демократическое общественное мнение в этих странах начинает высказывать свое мнение. Поэтому невозможно, чтобы это не затронуло Турцию. Я думаю, что если эта кампания будет продолжена и усилена таким образом, то положительный результат будет достигнут в ближайшем будущем.

«МЫ МОЖЕМ ВЫЙТИ ИЗ ИЗОЛЯЦИИ БЛАГОДАРЯ СОЛИДАРНОСТИ»

- И наконец, хотите ли вы что-нибудь добавить?

- Солидарность очень важна для выхода из изоляции. Существует государственная практика и реальность, в которой не применяется собственный закон и международное право. К сожалению, другие государства и международные державы в значительной степени закрывают глаза на эту ситуацию. По этой причине все международное демократическое общественное мнение и особенно организации гражданского общества должны высказаться и принять меры по этому вопросу. Мы рассчитываем на их солидарность. Я думаю, что с помощью солидарности мы преодолеем эту изоляцию.