Курдистан

Хозат: наш лидер — не предмет для переговоров!

По словам Басе Хозат, АОК удалось получить информацию, подтверждающую, что турецкое правительство пытается заставить курдское освободительное движение пойти на уступки, изолировав Абдуллу Оджалана.

Сопредседательница Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОK) Басе Хозат прокомментировала текущие события в интервью в эфире телеканала Medya Haber. Это интвервью было показано вечером вторника. Хозат заявила, что турецкое правительство пытается шантажировать курдское освободительное движение, чтобы заставить партизан пойти на уступки, изолировав Абдуллу Оджалана. Лидер курдского народа находится в тюрьме на острове Имралы в Мраморном море уже более 25 лет. Он лишен любых контактов с внешним миром с марта 2021 года.

Сопредседательница сказала: «В последние несколько дней до нас дошла определенная информация. Мы считаем важным обнародовать ее. Надежный источник, близкий к президенту Турции Тайипу Эрдогану, пообещал, что контакт с Оджаланом будет возможен, если курдское движение пойдет на определенные уступки. Сначала они якобы могут организовать разговор с братом Оджалана, а затем с его юридической командой защиты».

Хозат не стала комментировать содержание требуемых уступок, но пояснила: «Наш источник информации надежен. Мы также знаем группу людей, которые передали эту информацию определенным образом. Мы видели, какую политику они проводят вместе с Эрдоганом на протяжении многих лет».

Это неприемлемо

Абдулла Оджалан фактически остается политическим заложником турецкого режима. Его положение используется для попыток шантажа. АОК отвергает эти интриги и не будет вступать в подобные переговоры. Согласно турецкому законодательству и международным стандартам, Оджалан имеет право поддерживать контакты с внешним миром. Манипулировать этим законным правом, рассчитывая на сделку с курдским движением – отвратительный и неприемлемый подход, сказала Хозат. Любой, кто выступает за конституционные нормы в Турции, «должен занять позицию по этому вопросу», сказала она, добавив: «На Имралы нарушается так турецкое, так и международное право. Система, существующая уже более 25 лет, приобрела форму полной изоляции за последние четыре года. Эта проблема коснулась всей Турции. Режим изоляции и пыток царит во всех тюрьмах. Заключенные, отбывшие свой срок, не освобождаются. Тяжелобольные люди умирают в тюрьмах. Восьмидесятилетних стариков арестовывают и сажают в тюрьму. Маленькие дети растут в стенах тюрем.

Беззаконие, эпицентр которого – Имралы, распространилось по всей Турцию. Оно коснулось курдских политиков и против революционно настроенных людей. Что говорят по этому поводу все писатели и интеллектуалы, называющие себя левыми, считающими себя демократами и защитниками закона в Турции? Если они ничего не могут придумать, почему они считают себя интеллектуалами?»

Басе Хозат назвала проблему беззакония на Имралы лакмусовой бумажкой, которая показывает уровень реальной оппозиции и значимость борьбы за освобождение Оджалана: «На самом деле все это – результат постепенного наступления свободы. Это точка, до которой это наступление довело фашистский режим. Турецкий режим утратил равновесие и не знает, что делать».

Теперь важно продолжать юридическую и политическую борьбу. Вопрос о системе пыток на Имралы был включен в повестку дня Организации Объединенных Наций и Совета Европы, а Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) планирует обсудить его в сентябре. Хозат добавила: «ЕСПЧ уже много лет назад заявил, что то, что происходит в тюрьме на Имралы, равнозначно пыткам и нарушает права заключенных». Европа все еще наблюдает за происходящим и даже принимает участие. В результате этой борьбы международные институты занялись проблемой изоляции. «Мы должны продолжать борьбу и не должны сдаваться», – сказала сопредседательница, ещё раз подчеркнув, что ситуация на Имралы – синоним курдского вопроса, а Абдулла Оджалан – тот человек, к которому нужно обратиться за демократическим решением.