В интервью курдскому молодежному информационному агентству «Nûçe Ciwan» сопредседатель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Бесе Хозат прокомментировала похищение курдского лидера Абдуллы Оджалана и его депортацию в Турцию ввиду грядущей годовщины этого события. Хозат описывает «международный заговор» (так курды называют похищение своего национального лидера Оджалана, совершенное в нарушение международного права, - Прим.), как акт агрессии против курдского народа и придает большое значение участию интернационалистов в борьбе с ним. Она подчеркивает, что молодежь должна сосредоточиться на антифашистском сопротивлении на улицах и площадях. Так, убеждена политик, будет нанесен удар по силам, стоящим за заговором.
«Заговор – это удар по самому существованию и свободе народа курдов»
- Вот уже 23 года Абдулла Оджалан ведет свое сопротивление в условиях одиночного заключения в тюрьме на Имралы. Как вы думаете, каков эффект этого сопротивления?
- Прежде всего, я хотела бы выразить осуждение международным силам, стоящим за заговором, и с уважением и благодарностью почтить память героев кампании «Вам не затмить наше солнце», особенно Виян Соран, и всех других павших героев освободительной борьбы и революции.
Международный заговор очевидным образом дал курдскому народу, женщинам и молодежи осознание, кто их враг. Так колониализм, геноцид и реальность врага стали очевидны во всех его проявлениях. Курдский народ обрел собственный взгляд на свою историю. Наше общество расценило заговор против лидера Абдуллы Оджалана как атаку на собственное существование и посягательство на свою свободу, почувствовав масштабы угрозы геноцида. Февральский заговор был сплетен на пугающе широком международном уровне, на котором совершаются эти нападения и преследования.
«Народный гнев потряс турецкое государство»
Миллионы людей в четырех частях Курдистана и за его пределами поднялись на протест против заговора. 63 человека подожгли себя под лозунгом «Вам не затмить наше солнце». Многие товарищи жертвовали собой, подрывая себя среди врагов. И молодые люди, и старики – курды выступили против врага, готовые жертвовать собой. Великий народный гнев потряс турецкое государство до основания. Международные державы, участвовавшие в заговоре, были вынуждены признать, что были потрясены такой реакцией. Тогдашний госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила: «Мы не ожидали такой реакции». Это признание показало, что заговорщики были не только шокированы, но и побеждены. Заявление тогдашнего премьер-министра Турции Бюлента Эджевита: «Я не понимаю, почему США передали нам Оджалана» говорит о его страхе перед лицом гнева общества.
«Борьба с заговором сделала курдов сильнее»
Заговор дал понять, что курды столкнулись не с классическим врагом-колониалистом. Посредством этого колониализма их планировали подвергнуть политическому, культурному, социальному, экономическому, экологическому и физическому геноциду. Борьба с заговорщиками укрепила курдский народ во всех отношениях. Парадигма демократической нации, разработанная Абдуллой Оджаланом, сформировала новое восприятие истории, общества и врагов. Идея освобождения женщин, демократического общества, живущего в согласии с окружающей средой, послужила основой для новой революции сознания и менталитета в Курдистане.
«Тексты Оджалана – источник просвещения»
Вот уже 23 года наш народ успешно борется против заговора, пользуясь стратегией Оджалана. Труды курдского лидера, включая речи, которые он писал для выступлений в суде в свою защиту в условиях пыточного режима изоляции на Имралы, стали источником просвещения для курдов, особенно для женщин и молодежи. Концепция демократической нации и проект демократического конфедерализма подорвали фундамент государства, его парадигмы правления и его систему власти. Революция в Рожаве, которая развивалась в соответствии с принципами апочизма, сегодня стала сияющим солнцем человечества. Идеи Оджалана внушают всё большую надежду и энтузиазм всем людям мира, особенно женщинам и молодежи.
«РПК – партия молодежи»
- Можем ли мы также рассматривать этот заговор как атаку на молодежь? Ведь Абдуллой Оджаланом называл РПК партией молодежи. Ой вывод об этом мы должны сделать?
- Люди, которые основали группу «Апочистов» [группа основателей РПК] и саму РПК, сами были нашей молодежью. РПК – это партия молодежи. За 50 лет борьбы РПК молодежь всегда играла ведущую роль в партии и указывала путь. Бойцы сопротивления 14 июля были из рядов молодежи [под руководством Кемаля Пира, Мехмета Хайри Дурмуша, Акифа Йылмаза и Али Чичака 14 июля 1982 года в тюрьме Амеда (Диярбакыра) прошла акция смертельной голодовки с требованием прекращения пыток, военщины и ношения одежды по единому образцу. Эта акция считается первой искрой сопротивления после военного переворота 1980 года, которая не только стала протестом против условий содержания в тюрьмах, но и послала революционный сигнал людям за стенами этих тюрем, чтобы побудить массы к борьбе против деспотического турецкого режима. Через 55 дней после начала смертельной голодовки в возрасте 20 лет погиб член РПК Кемаль Пир. Самым молодым из борцов 14 июля был Али Чичак, которого и сегодня молодежное движение называет «Красной звездой». Партизанское восстание 15 августа [1984 года – начало вооруженной борьбы РПК], которое помогло курдскому народу вспомнить, кем он является, также было битвой молодежи. Народная армия и женские военные отряды также были созданы молодежью. Партизаны – это армия молодежи. Молодежь также возглавляла курдские народные восстания. Биневш Агаль, молодая женщина, стала символом народных восстаний в Джизре. Беритан (Гюльназ Караташ), которая с честью противостоял предательству, также принадлежала к молодежи. Зилан (Зейнеп Кинаджи) сделала самое значимое заявление против заговора 6 мая 1996 года, представив «Манифест свободы» Абдуллы Оджалана. Она также была представительницей молодежи.
Пятьдесят лет назад борьба РПК началась как молодежная борьба и так она продолжается до сих пор. Дух РПК, давший о себе знать на примере революционера Оджалана, - это и есть дух молодости. Он динамичен, он продуктивен, он изменчив, он преобразует, он движется и увлекает за собой. Молодежь стекается в РПК, и так РПК получает новую прививку духа молодости. Энергия, динамичность, энтузиазм и страсть молодежи делают РПК живой, подвижной, динамичной и непобедимой. Оджалан – наилучший пример духа молодости. Он первопроходец, пришедший в революцию молодым. После гибели Махира (Чаяна), Дениза (Гезмиша) и Ибрагима (Кайпаккая), лидеров революционной молодежи, Оджалан организовал революционное молодежное движение в Турции в Анкаре. Он был председателем при создании Демократической ассоциации высшего образования Анкары (ADYÖD). Несомненно, именно Оджалан вырвал курдскую молодежь из лап колониализма, стремящегося к геноциду. Именно он подарил молодым людям сознание свободы, веру, волю к борьбе. Курдская молодежь обрела сознание и волю к свободе благодаря учению Оджалана и потому стала организованной боевой силой. Они превратились в тех молодых людей, которые играют роль инициаторов в борьбе народа и человечества за свободу и демократию, сильных людей действия.
«Заговор против Оджалана – это также заговор против молодежи»
Абдулла Оджалан – символ свободы для молодежи. Заговор против него – также заговор против молодежи, ее идентичности и движения. В лице Оджалана противник стремится сломать волю молодежи к свободе и отстранить юношей и девушек от борьбы. Колониализм стремился сделать молодежь Курдистана безвольной, бездумной, не имеющей своего создания и отчужденной от своей культуры и общества. Заговорщики считали, что, нейтрализовав Абдуллу Оджалана, будет уничтожен и боевой дух молодежи. Но они просчитались. Борьба против заговора возрождается снова и снова. Это говорит о том, что курды – наиболее сознательный, организованный и политически грамотный народ в истории. Курдский народ стал авангардом революции на Ближнем Востоке. Благодаря своей всегда молодой, усиливающейся борьбе курды стали народом, на который сегодня возлагается надежда всего человечества.
«Парадигма Оджалана служит освобождению человечества»
- Как понимать тот факт, что Абдулла Оджалан стал надеждой всего мира?
- Оджалан занимается проблемами не только народа курдов, но и всего человечества. Он проанализировал 5000 лет патриархальной цивилизации, базирующейся на принципах государственного правления, и показал путь к решению глубоких социальных, системных, моральных и политических проблем, с которыми сталкивается человечество. Последние четыреста лет, то есть национально-государственная фаза правящей цивилизации государств, были эпохой, когда женщины, молодежь, дети и старики, да и все общество и окружающая среда подверглись разрушению чудовищных масштабов. Демократическая, экологическая парадигма, принципы освобождения женщин, предложенные Оджаланом, представляют собой парадигму освобождения человечества. Демократическое конфедеративное самоуправление народов – это система свободной жизни в равноправии для представителей всех этнических и религиозных идентичностей, угнетенных классов, женщин и представителей других идентичностей и молодежи в противовес фашистской модели национального государства.
Во всем мире люди, знакомящиеся с идеями Оджалана, глубоко ими впечатляются. Они видят решение своих проблем в идеях курдского лидера. Когда идеология приводит к решению проблем человечества, ее принимают и живут в ее парадигме. Верные и полезные мысли, которые питают и укрепляют человечество, никогда не забывались, их влияние не ослабевало, и они всегда жили в памяти людей. Они всегда были источником надежды и боевого духа для борющегося человечества на протяжении всей его истории. В этом и многом другом заключается вклад Абдуллы Оджалана в развитие человечества.
«Не только теория, но и практика»
Абдулла Оджалан занят не только теорией и идеологией, он разрабатывает конкретные планы, проекты, стратегии и работает над тактикой. Он раскрывает принципы свободной и демократической жизни, способы организации и интеллектуальные, моральные и политические задачи, которые следует выполнить на этом пути. Он описывает сущность и форму демократического социализма, основанного на модели демократического конфедерализма, наиболее понятным и конкретным образом. Оджалан также разрабатывает модель, в рамках которой ежедневные задачи общества реализуются на основе демократической политики. Он – теоретик и практик, он – новатор в жизни и в борьбе.
Стратегия Оджалана, разработанная для освобождения женщин, оказывает огромное влияние на женщин в регионе и во всем мире. Ни один другой социалистический лидер в истории не ставил освобождение женщин в центр вопроса освобождения общества. Никогда раньше освобождение женщин не ставилось на первое место, место перед освобождением класса и освобождением общества. Он теоретик, идеолог, рабочий, друг и товарищ в борьбе за свободу женщин. Он – пионер в войне против патриархального капитализма.
«Активисты-интернационалисты – дорогие товарищи курдского молодежного движения»
Мысли Абдуллы Оджалана становятся источником надежды и энергии для задыхающейся в условиях капиталистической современности молодежи, которая еще не достигла успеха в своих поисках ответов. Оджалан показывает этим молодым людям выход. Он дает перспективу для борьбы и предлагает принципы защиты свободной жизни. Молодые люди, ищущие свободы, находят ее в идеях апочизма и в строительстве демократического конфедерализма. В ряды борцов освободительного движения вступают молодые люди со всего мира. Важной частью курдского молодежного движения становятся активисты из других стран, представители различных конфессий и культур из разных регионов и стран мира. Молодежное движение вышло за пределы Курдистана и оказывает сегодня влияние на весь мир. Оно превращается в мировое молодежное движение. Долгий марш интернационалистов-революционеров, организованный в знак протеста против международного заговора, представляет собой наиболее конкретный пример этого. Я считаю долгий марш, участники которого требуют освобождения Абдуллы Оджалана, очень важной акцией, и приветствую революционную интернационалистскую молодежь и все ее мероприятия такого рода.
«Молодежь должна вести активную борьбу против пыточной системы изоляции на Имралы»
- Какой должна быть роль молодежи в борьбе против заговора?
- Международный заговор продолжается в форме непрестанных нападений на народ курдов. Система пыточной изоляции, принятая в тюрьме на Имралы, часть этого давлены используются все средства специальной психологической войны. Курдская молодежь вместе со всеми товарищамии должна вести самую активную борьбу против системы изоляции на Имралы. Эта борьба – борьба против международного заговора. Борьба против заговора – борьба женщин и молодежи за свою демократическую и свободную жизнь.
«Фашизм нельзя победить в рамках законности»
Борьба против фашистского режима не может привести к его крушению в рамках норм закона и права. Эффекта и достаточных результатов не будет, если борьба не хлынет на улицы и площади. Улицы и площади – это место действия и арена для молодежи. Если курдская молодежь превратит улицы и площади Турции и Курдистана в арену действий, она сможет вести успешную борьбу против заговора и фашизма. Курдская молодежь не должна давать фашизму возможности сделать вдох. Все институты фашизма должны стать мишенью для нашей молодежи. Если фашисты наносят один удар, молодежь должна наносить десять ударов в ответ. Если в Урфе, Конье, в любом городе убит курд или целая семья, молодежь должна нанести ответный удар. Если фашисты и военные агенты домогаются или насилуют курдских женщин и детей, молодежь должна немедленно нанести ответный удар. Молодежь – это сила самообороны народа. Вся курдская молодежь должна воспринимать себя как бойцов сил самообороны своего народа, собираться в организации, понимая этот факт и свою миссию, и действовать.
«Сосредоточиться на антифашистской борьбе»
Сейчас самый важный фронт борьбы против заговора – это борьба с фашизмом и фашистами. Если свергнуть фашизм, заговору будет нанесен серьезный удар. Молодежь должна сосредоточить все свои силы и энергию на задаче разгрома фашизма. Если молодежь организуется в достаточной мере и будет вести решительную борьбу, она заставит общество подняться на борьбу. Если молодежь организуется и будет действовать, то этот ослабленный и уже рушащийся фашистский режим падет.
Нынешний режим использует колониализм, наркоторговлю, втягивание в проституцию и вербовку в своей политике подавления молодежи. Эти средства ведения особой войны используются для того, чтобы попытаться разрушить курдское общество и создать ситуацию отчуждения курдской молодежи от борьбы. Борьба молодежного движения против наркоторговли, проституции и вербовки крайне важна. Эта борьба – выражение сопротивления политике геноцида. Очень важно усилить и разнообразить работу такого рода. Образование, организация и мобилизация молодежи ради уничтожения фашизма будет мерилом успеха молодежной борьбы.