Председатель Партии националистического движения Турции (ПНД) Девлет Бахчели пожал руку сопредседателю Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджеру Бакырхану на открытии нового года работы парламента, а позже заявил: «Мы вступаем в новую эру. Учитывая, что мы хотим мира во всем мире, мы должны обеспечить мир в нашей собственной стране». Пока продолжаются дебаты, одна из основателей Партии справедливости и развития (ПСР), юрист и политолог Фатма Бостан Унсал прокомментировала курдский вопрос и возможные пути его решения.
Курдский вопрос политизирован
Унсал заявила, что курдский вопрос основан на подходе, который практикует национальное государство, «игнорировавшее» различные этнические, конфессиональные и языковые группы при основании Республики, и сказала, что в период основания Турецкой Республики политические группы придерживались мнения о том, что различия в языках и этническом происхождении вызовут проблемы.
Заявив, что курдский вопрос политизирован, Унсал выразила мнение, что в обществе нет серьезных проблем по этому вопросу. Он отметила, что народы Турции могут жить вместе, сохраняя свою самобытность: «Это и наша традиция, и мы видим положительные примеры в наши дни. Миллионы людей говорят на другом языке и, конечно, они продолжат говорить на языке своих предков. Вместо того, чтобы выглядеть угрозой в глазах основополагающих элит, разные языки считаются богатством нашего общества. Поэтому проблема носит политический характер». Политик отметила, что препятствием на пути к миру в обществе остается дискриминационный подход в политике.
Проблема для всего общества
Отметив, что курдский вопрос недостаточно освещается в основных средствах массовой информации и на дискуссионных площадках, Унсал сказала: «Для тех из нас, кто не мог ходить в школу в период запрета, главной проблемой был головной платок. Курды говорят об этом, потому что их эта ситуация касается в первую очередь. Однако, мы должны знать, что этот вопрос негативно сказывается на всем обществе. Поэтому его следует рассматривать, как проблему всего общества. Поскольку мы не можем решить курдский вопрос, складывается положение дел, которое тянет вниз всё общество».
Идеи Абдуллы Оджалана следует знать и принимать во внимание
Бостан напомнила, что в Турции время от времени начинался «процесс диалога», но последний раз это не привело к положительному результату. Поскольку курдский вопрос не решен, стране нужен новый процесс мирного урегулирования, сказала политик, отметив, что для таких переговоров необходимо участие всех сторон: «Мы знаем, что Абдулла Оджалан – один из самых важных людей, обращающихся к курдскому народу. Турции необходимо возобновить мирный процесс, принимая во внимание его идеи. Пока курдский вопрос не решен, в стране не будет ни процветания, ни закона».
Общество должно само позаботиться о своей судьбе
Правительство, которое не решает проблемы общества, создает искусственное недоверие между народами, чтобы продолжать существовать, добавила Унсал. Она продолжила: «Что делает с обществом внешняя сила? Мы говорим «разделяй и властвуй». Когда различные группы видят друг в друге угрозу, невозможно объединить людей и обеспечить демократическое управление. Если группы видят друг в друге угрозу, возникает необходимость во внешнем контроле – либо иностранном, либо военном. Провокация политики ненависти между народами – легкий выход для власть имущих. Общество должно взять свою судьбу в собственные руки и осознать, что оказалось в ситуации, в которой мы не видим прозрачного управления и подотчетности.
Сегодня многоязычные общества, в которые входят различные этические группы, живут бок о бок во многих местах. Существует множество способов, которые позволяют носителям различных языков и представителям множества групп, составляющих общество, жить в процветании. Это не просто продукт новой эры или порождение западной цивилизации. Для мусульманского сообщества это ещё и Мединская конституция. Мединская конституция – это текст, на который постоянно ссылаются. Когда наш Пророк (Пророк Мухаммад – прим.) отправился в Медину, там была мультикультурная и мультирелигиозная среда. Возможность для иудеев, мушриков и мусульман организованно собираться вместе и защищаться от возможных агрессоров – вот для чего она была создана. Никому не нужно менять язык или религию, чтобы жить вместе».