Фатма Явуз: все институты в Турции работают наперекор своей миссии
Публицист Фатма Явуз говорит: «Наши медицинские учреждения порождают болезни, суды – притеснения, а места поклонения – грех и многобожие».
Публицист Фатма Явуз говорит: «Наши медицинские учреждения порождают болезни, суды – притеснения, а места поклонения – грех и многобожие».
Журналистка Фатма Явуз считает, что причина, по которой религиозные общины в Турции занимаются торговлей, используя веру для обогащения, заключается в отсутствии демократической правовой системы.
Рост экономической активности религиозных общин во время правления Партии справедливости и развития (ПСР), тот факт, что они заняли важное место в бизнесе и политике, использование религиозных ценностей в коммерческих целях и данные о том, что пожертвования, собранные через фонды и ассоциации, используются не по назначению, ставят под сомнение надежность религиозных структур и организаций.
В беседе с ANF публицист Фатма Явуз отметила, что функция религиозных общин и подобных организаций заключается в духовной поддержке общества, оказании помощи и сохранений нравственных ценностей. Явуз говорит: «Многие религиозные общины в Турции забыли о своем долге, увлекшись политикой и действуя в корыстных интересах. Они начали вырождаться, когда наладили связи с государственными институтами. Эти структуры далеки от контроля и прозрачности и потому исполнены противоречий и открыты для злоупотреблений. Таким образом, они пришли к провалу в тех областях, в которых наиболее амбициозны – в сфере моральных и духовных ценностей».
«Пустые пакеты»
При условии демократии и верховенства закона у религиозных общин не было бы возможности действовать в подобном ключе, убеждена Фатма Явуз: «Они заняли бы свое место в обществе, как прозрачные структуры, которые действовали бы на своем поприще, делая то, что нужно людям. Однако, после того, как правительство ПСР выхолостило почти все нравственные ценности, эти организации стали походить на гигантские пустые пакеты. Они противоречат своим собственным ценностям и потерпели неудачу в тех областях, в которых были наиболее амбициозны. Не думаю, что мы можем легко решить эту проблему, пока мы не в силах правильно проанализировать её и сделать так, чтобы люди не занимались злоупотреблениями».
«Отсутствие демократического правового порядка»
Собеседница ANF сказала: «Если бы собранные пожертвования расходовались правильно, если бы эти поступления проверялись и существовали необходимые механизмы контроля, мы не могли бы высказываться в этом ключе. Если бы мы находились в демократическом правовом поле, то конгрегации действовали бы только в своей сфере, как прозрачные и проверяемые структуры. Таким образом, они существовали в обществе как духовные институты, предоставляющие соответствующую поддержку и социальную помощь. В условиях, когда правовая система не функционирует, а прозрачность и подотчетность отсутствуют, они превратились в пустые сосуды, бесполезную оболочку, противоречащую своим собственным ценностям».
Неверное впечатление о всех духовных учреждениях
Явуз добавила, что суждения о религиозных сообществах порой неверны, так как исходят из представлений, сформированных на плохих примерах: «Также ошибочно думать, что все сообщества и подобные организации, действующие в Турции, несут вред. Проблема не в том, что все общины вредоносны, а в том, что такое представление о них сложилось из-за плохих примеров. Если бы такие сообщества тратили собранные пожертвования прозрачно, если бы эти процессы можно было хорошо контролировать, в обществе сформировалось бы позитивное отношение к таким структурам. Плохие примеры коррумпированных общин породили ошибочное представление о том, что все эти структуры одинаковы».
«Даже места поклонения порождают грех»
Фатма Явуз заявила, что почти все учреждения и структуры в Турции функционируют, нарушая собственные цели и принципы, добавив: «Наши медицинские учреждения порождают болезни, суды – притеснения, а места поклонения – грех и многобожие вместо духовности. По сути эта ситуация стала закономерным результатом отказа турецких властей от демократического правового порядка. Эти проблемы могут быть решены в рамках демократического права. Демократический правопорядок необходим для того, чтобы подобные действия общин были прозрачными и подотчетными, чтобы духовные организации не занимались незаконной деятельностью и не позволяли себе получать прибыль, устанавливая нелегитимные отношения с политическими кругами. Для того, чтобы общины и другие социальные структуры могли работать на благо общества и держаться подальше от коррупции, в Турции необходимо построить демократическую, прозрачную и подотчетную систему».