Больше трех лет никаких вестей от Абдуллы Оджалана. Курдский лидер содержится в изоляции на острове-тюрьме Имралы более 25 лет.
Оджалана лишили права на встречу с адвокатом и семьей. Больше трех лет он лишен любого общения. Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП), который обладает исключительными полномочиями посещать Имралы, своим молчанием по этому вопросу фактически прокладывает путь к усугублению изоляции Оджалана.
Сейчас идет второй этап кампании «Свободу Абдулле Оджалану – политическое решение курдского вопроса», начавшейся по всему миру 10 октября.
Этьен Лесаж, заместитель председателя «Адвокатов без границ» и один из юристов Парижской коллегии адвокатов, рассказал ANF о правовом аспекте изоляции Имралы.
«Турцию следует судить за пытки»
Лесаж заявил, что условия изоляции Абдуллы Оджалана – бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство. Он добавил: «Эта изоляция – вызов Европейской конвенции по правам человека. Турция не только подписала это соглашение, но и является членом Совета Европы. Таким образом, политика Турции – явное нарушение этой конвенции. Все государства, которые подвергают заключенных изоляции, должны предстать перед судом за пытки и бесчеловечное обращение, поскольку изоляция – это одна из форм пыток».
«Международные суды должны занять твердую позицию»
Адвокат Лесаж подчеркнул, что турецкое правительство нарушило своими действиями международное право: «Международные суды должны осудить и обличить эти нарушения без какого-либо дипломатического давления. Условия содержания Абдуллы Оджалана под стражей и изоляция унижают его достоинство. С точки зрения международного права, они равносильны пыткам».
«ЕКПП обязан защищать права человека»
Адвокат Лесаж продолжил: «Позиция ЕКПП в отношении Имралы неоднозначна. Его подход показывает нам наличие конфликта между дипломатическими отношениями и защитой прав человека. Это противоречивое состояние должно быть урегулировано в пользу прав человека, а не в пользу авторитарного режима. Вызывает беспокойство тот факт, что Европа из-за дипломатических отношений молчит об этом. Поэтому адвокаты всех европейских стран должны напомнить ЕС о его долге – защищать права человека».
«Ни один закон не позволяет держать человека 25 лет за решеткой»
Адвокат Лесаж добавил: «Важно освободить Абдуллу Оджалана, потому что человека нельзя держать под стражей больше 25 лет. Продолжительное содержание под стражей и даже пожизненное заключение несовместимы с европейским законодательством. Длительное, бессмысленное содержание под стражей – это бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и нарушение международного права».
«Длительное заключение равносильно смертной казни»
Адвокат Лесаж подчеркнул, что у каждого заключенного должно быть право на надежду: «В европейских конвенциях и практике нет положений о длительном бессмысленном содержании под стражей. Этот вид наказания, как и смертная казнь, считаются бесчеловечной и унижающей достоинство практикой. Заключенных лишают права на надежду, оставляя медленно умирать. Заключение без права на надежду – это нарушение международных конвенций».