Турция

«Эрдоган продолжит использовать беженцев в качестве своего козыря»

Юсель Оздемир заявил, что беженцы будут силой, козырем в руках Эрдогана, и по мере увеличения числа беженцев в Турции, расклад Эрдогана против Европы будет укрепляться, и он будет использовать это как элемент давления на Европу.

Одним из главных пунктов повестки дня прошедшего недавно саммита лидеров Европейского союза стали беженцы. Обсуждалось множество тем, начиная от достижения прогресса в борьбе с беженцами, прибывающими в Европу, и заканчивая различными методами этой борьбы. Во время своего визита в Турцию канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Турции будет оказана дополнительная помощь с беженцами, и лично поблагодарил Эрдогана. С другой стороны, Эрдоган заявил, что его двери открыты для новых беженцев из Ливана и Сирии. Журналист Юсель Оздемир проанализировал эти события для нашего новостного агентства.

 

Основной повесткой дня саммита лидеров Европейского союза (ЕС) были беженцы и лица, ищущие убежища. В этом контексте обсуждалось множество тем. Каковы результаты саммита?

В Европейском союзе уже сложился общий консенсус по вопросу о лицах, ищущих убежища: давайте закроем границы, давайте не допустим их появления. С этим согласны все страны ЕС, от социал-демократов до ультраправых. Но как это будет сделано? На этот счет ведутся разные дискуссии. В частности, говорят, что необходимо поддерживать транзитные страны. Это африканские страны, Турция или страны Ближнего Востока и Восточной Европы. Есть мнение, что необходимо укреплять отношения с этими странами, заключать с ними соглашения и закрывать им въездные пути. На саммите лидеров Европейского союза этот вопрос, кажется, был более четко согласован. Было и такое мнение: «Хорошо, давайте их не пускать к нам, пусть не приезжают», но было и мнение, следует создать лагеря в странах за пределами Европейского союза. Например, заключить соглашения, аналогичные соглашениям с Турцией. Потому что соглашения с Турцией принесли большой опыт. Была также идея заключить соглашения, подобные соглашениям с  Турцией, с африканскими и североафриканскими странами. Это было четкое предложение Урсулы фон дер Ляйен, председателя Европейской комиссии.

Однако на данный момент большинства по этому вопросу все еще нет. Конечно, в ближайший период это будет обсуждаться более громко. Например, в Тунисе пытались заключить соглашение, но в последний момент оно сорвалось, а вот с Египтом соглашение было заключено. Я думаю, что они ускорят этот процесс, или, как Италия сделала с Албанией, просителей убежища будут держать в лагерях. Местный итальянский суд признал это нарушением прав человека и отменил соглашение, но Мелони все равно сказала: «Я сделаю это». В ближайшее время этот вопрос будет стоять на повестке дня. Германия также требует этого от Албании, но Албания заявила, что пока не будет выполнять просьбу Германии.

С другой стороны, депортация тех, кто больше не нужен или совершил правонарушения, уже стоит на повестке дня, и Германия, в частности, прилагает активные усилия в этом направлении. На встрече Эрдогана и Шольца этот вопрос немного обсуждался, но я думаю, что он не был в центре внимания. Поскольку Германия уже осуществляет депортацию в такие страны, как Турция, ей комфортно в этом отношении.

На последней встрече Шольц заявил, что помощь Турции будет продолжена. С одной стороны, в Европе иногда спорят о том, действительно ли помощь, оказываемая Турции, тратится на беженцев. Будут ли они продолжать посылать деньги в Турцию на подобные цели, несмотря на эти споры? Опирается ли Эрдоган на эту помощь, когда говорит, наши двери открыты для сирийцев и ливанцев?

Время от времени в прессе появляются сообщения о том, какая часть этой помощи используется по назначению, а какая идет организациям, близким к ПСР. Но, по сути, существует общее мнение, что Турция выполнила свою миссию в отношении беженцев. Турция принимает беженцев. Потому что если бы Турция не принимала их, следующей их остановкой был бы Европейский союз, и это вызвало бы огромные проблемы. Поэтому Турция фактически выступает в роли опекуна.

Этим заявлением Эрдоган дает четкий сигнал сторожевой службе. Да, регион переживает и будет переживать потрясения, и эта ситуация вызовет миграцию. Одним из пунктов назначения для беженцев будут такие страны, как Турция. Они также будут пытаться попасть в Европу из Турции. Я думаю, что у беженцев, которые добрались до Турции с Ближнего Востока, нет мысли остаться в Турции. Подавляющее большинство из них хотят найти возможность приехать в страны Европейского союза. По этой причине Эрдоган говорит, что продолжит выполнять эту миссию и в будущем, по крайней мере в плане горячих денег, которые он ищет, и заверяет Евросоюз в этом. Эта ситуация также укрепляет расклад карт на руках у Эрдогана в большой политической игре.

Рычаги влияния?

Да, эта ситуация всегда будет сильной, козырной картой в руках Эрдогана. Чем больше беженцев в Турции, тем больше козырей у Эрдогана против Европы. Потому что он будет использовать это растущее число беженцев как элемент давления на Европу. «Если вы не дадите необходимых денег, если вы не окажете необходимую помощь, я больше не смогу их удерживать, потому что возможностей моей страны недостаточно».

ЕС также знает, что Эрдоган будет использовать беженцев как козырь. Италия, например, говорила, давайте решим эту проблему напрямую с Сирией. Этот вариант все еще стоит на европейской повестке дня?

Да, но в настоящее время Европейский союз не хочет напрямую заниматься Сирией. На самом деле, в повестке дня Германии есть план депортации сирийцев, совершивших преступления в Германии, в Сирию; это обсуждается. Но эта депортация — не план прямой отправки их в Сирию, а отправка их в Сирию через Турцию. Тот же метод использовался с Узбекистаном. Шольц сам ездил в Узбекистан и договорился с его лидером о высылке афганцев, совершивших преступления в Германии. Эта договоренность уже начала реализовываться: сначала афганцев будут отправлять в Узбекистан. Узбекистан, в свою очередь, отправляет их в Пакистан, либо напрямую, либо после некоторого периода ожидания. Есть и третьи отношения.

Такая же модель будет реализована в Турции в ближайшем будущем. Этот вопрос также стоял на повестке дня. На самом деле Министерство связи Турции отвергло его и сказало: «Этого не будет». Однако это означает, что данный вопрос обсуждается в некоторых областях, в некоторых слоях и в глубинных коридорах дипломатии. Турция уже ищет почву для диалога, пытаясь нормализовать отношения с Сирией. Если этого удастся достичь, я думаю, Германия будет отправлять беженцев в Сирию через Турцию, особенно тех, кто совершил преступления. Потому что это более мягкая точка зрения, и она кажется более легитимной и нормальной. Например, ранее такая ситуация обсуждалась в отношении турецких граждан, приезжающих в Германию. Массовая депортация турецких граждан обсуждалась на встрече Эрдогана и Шольца в Нью-Йорке. Турецкая сторона сразу же отвергла эту идею, но министр внутренних дел Германии Нэнси Фезер заявила на своей странице в социальной сети: «Мы достигли очень важного момента».

Я также должен добавить следующее: во время встречи Шольца с Эрдоганом обсуждался и вопрос беженцев. Но особо обсуждались истребители «Еврофайтер». 40 истребителей будут переданы с 2026 года, и Германия дала на это зеленый свет. Год назад Эрдоган посетил Шольца в Берлине. Тогда Шольц сказал: «В регионе царит нестабильность и отсутствие безопасности. Мы не можем дать истребители «Еврофайтер» в таких условиях». Что же произошло за год? Что изменилось? За год регион стал еще более нестабильным. Теперь такие гигантские истребители, скорее всего, не будут закупаться в Германии и храниться на складах. Напротив, их покупают для того, чтобы использовать в событиях в регионе. И, конечно, эти боевые самолеты будут использоваться против курдов, потому что они рассматриваются как особая угроза. Турция уже постоянно проводит трансграничные операции. В этом отношении Германия поддерживает воинственную и милитаристскую политику Турции со своего фронта.