Джамиль Байык: политика Турции в Сирии разрушительна

Выступая на канале Stêrk Tv, сопредседатель исполнительного совета АОК Джамиль Байык рассказал о давлении на партию ДПН, войне, которую ведет Турция против курдского народа, иракском нападении на Шенгал и военизированных бандформированиях Эрдогана.

Выступая на канале Stêrk Tv, сопредседатель исполнительного совета АОК Джамиль Байык рассказал о давлении на партию ДПН, войне, которую ведет Турция против курдского народа, иракском нападении на Шенгал и военизированных бандформированиях Эрдогана, действующих на северо-востоке Сирии.

Беседуя с корреспондентом Stêrk Tv, сопредседатель Исполнительного совета Ассоциации обществ Курдистана (АОК) Джамиль Байык рассказал о давлении на ДПН, войне правительства Турции против курдов, нападении Ирака на курдско-езидский город Шенгал и вооруженных бандах Эрдогана, действующих на северо-востоке Сирии.

Сильнейшее давление на ДПН в Турции

Байык прокомментировал преследования политической оппозиции в Турции: «В Северном Курдистане людей сажают в тюрьмы и убивают. Даже мертвые не избегли подобного. Заключенных, отбывших свой срок, не освобождают, а приговаривают к новым срокам. Запрещено всё, что имеет отношение к курдской идентичности. Курдский язык запрещен. Недавно были запрещены курдские концерты в Муше, Бедлисе и в большинстве крупных городов Турции. Такими решениями власть дает понять: «Вам не разрешено петь на курдском языке, ставить спектакли на курдском, получать образование на нем или делать хоть один шаг в любом направлении, говоря на курдском языке. Вы должны отказаться от своего языка и идентичности. Вы должны стать турками и работать на турок. Только тогда вы сможете жить».

Он добавил: «Кто продолжает демократическую борьбу против этого давления? Демократическая партия народов (ДПН). ДПН не выступает ни на стороне правительства, ни на стороне оппозиции. Потому, что политика сегодняшней оппозиции служит лишь интересам власти и ведёт к геноциду курдов. Оппозиция не проводит никакой другой политики. Но ДПН избрала «политику третьего пути». Эта партия не приемлет политику блока ПСР/ПНД. Именно поэтому на нее оказывается сильнейшее давление. Представителей партии бросают в тюрьмы, продолжается дело о запрете партии, местные администрации, которыми управляли политики ДПН, были отданы под контроль ПСР/ПНД силовым решением, на офисы ДПН совершаются нападения, а некоторых людей подстрекают приходить к отделениям ДПН, чтобы оскорблять депутатов парламента от этой партии. Против партии ведется политика самосуда. Так они хотят лишить ДПН возможности действовать в легальном поле. Недавно они запретили конференцию ДПН [в Амеде/Диярбакыре]. Партия отреагировала на ситуацию, проведя свою конференцию на улице. Это был абсолютно правильный поступок. ДПН стоит продолжать действовать в том же духе. Правительство ПСР/ПНД уже находится на грани краха, и потому оно атакует ДПН такими неприемлемыми способами».

Влияние событий в Украине на Курдистан

Байык прокомментировал события, разворачивающиеся вокруг Украины, и реакцию НАТО, подчеркнув, что современные капиталистические силы полагали, что смогут добиться быстрых результатов, используя ситуацию: «Но они не смогли этого сделать. <…> Эта ситуация поставила капитализм в критическое положение. Из-за этого они оказались в большей зависимости от Турции. Турция пытается извлечь из этого выгоду. Она хочет сохранить отношения с Россией и Украиной, а также, что еще важнее для нее, с НАТО. Турция в очередной раз сделала вывод, что с помощью именно такой политики она может добиться желаемых результатов. <…> Турция одновременно поддерживает отношения с Россией и продолжает оставаться членом НАТО. Поэтому отношения альянса с Турцией стали еще более тесными. Блок НАТО намерен транспортировать газ и нефть с Ближнего Востока в Европу через Турцию. Турецкое правительство понимает это и пытается воспользоваться текущей ситуацией, чтобы уничтожить РПК (Рабочую партию Курдистана – прим.).

Байык продолжал: «Вот почему НАТО закрывает глаза на действия турецкого правительства. Следовательно, НАТО безразличны факты применения химического оружия Турцией или же турецкие попытки оккупации. НАТО действует так, будто Турция не делает ничего подобного. Когда начала разворачиваться ситуация в Украине, все протестовали. Но когда Турция оккупирует Южный Курдистан (северный Ирак) и Рожаву, применяет отравляющие БОВ, убивает людей и уничтожает окружающую среду, никто не говорит ни слова протеста. Потому, что эти силы разделяют определенные интересы с Турцией и хотят использовать эту страну в своих целях. Сама Турция рассматривает эти обстоятельства как открывшуюся для себя возможность. Турция считает, что Россия нуждается в отношениях с ней, и поэтому пытается заручиться поддержкой последней. Она надеется, что таким образом сможет продолжать свою текущую политику геноцида против курдов и попытки уничтожить РПК».

Байык убежден, что «сейчас Европа и НАТО поставили перед Турцией и ДПК (Демократической партией Курдистана) определенные задачи. ДПК и Турция тоже стремятся переправлять газ и нефть с Ближнего Востока в Европу через свои территории. Европа же озабочена только своими интересами. Эти интересы не имеют ничего общего с этикой, совестью, правами человека, демократией и свободой. Для Европы важны только ее собственные материальные выгоды. Чтобы получать нефть, они закрывают глаза на все, что делает турецкая власть. Она даже поддерживают Турцию. Сейчас они распространяют пропаганду, утверждая, что РПК не пропускает газ и нефть в Европу, и что они оказывают давление на РПК, чтобы нивелировать это препятствие. Так они пытаются обмануть всех. РПК никогда не создавала препон транспортировке газа и нефти. Это не та политика, к которой прибегает партия. Они же (противник) просто пытаются придумать очередной предлог, чтобы оправдать свою войну на уничтожение против РПК и геноцид курдского народа, чтобы никто не протестовал против этой войны. Под этим предлогом они стремятся оккупировать Южный Курдистан, а также достичь своей неоосманской цели – восстановить границы, утвержденные в Mîsak-î Mîllî (Национальный турецкий пакт, или Декларация независимости Турции). Следовательно, их политика основана не на правах человека, нормах права, этике и совести, а всего лишь на их собственных интересах. Ради этой политики они хотят принести курдов в жертву».

Турецкий шантаж Швеции и Финляндии

Байык коснулся попыток вступления в НАТО Швеции и Финляндии: «Недавно Швеция и Финляндия решили вступить в НАТО. Согласно правилам НАТО, одобрение всех стран альянса позволяет новым членам вступить в него. Но если один из состоящих в НАТО говорит «нет», вступление невозможно. Только Турция не принимает членство Швеции и Финляндии и пользуется этим в целях шантажа. Ради шантажа она использует РПК и курдов. Турция требует от Финляндии и Швеции выступить против РПК, помочь туркам уничтожить её и поддержать политику геноцида курдов. Турция заявила, что одобрит заявки Швеции и Финляндии на вступление в НАТО только в том случае, если те согласятся на указанные условия. Некоторые страны-члены НАТО, поддерживающие войну против РПК и курдского народа, недавно заявили, что они «рассмотрят требования турецкого государства». Таким образом, они фактически заявили, что требования Турции должны быть приняты.

Некоторые члены НАТО сразу же заявили, что они принимают требования Турции. Итого, они согласны на уничтожение РПК и геноцид курдов и выполнят требования турецкого государства. Это очень опасная ситуация. Я хотел бы предупредить их. Они не должны проводить враждебную политику по отношению к курдам и РПК. Они не должны поддерживать в этом турецкую власть. Они не должны поддаваться шантажу Турции и принимать эти требования. Если они поддадутся на турецкие уловки, то понесут большой ущерб. Курды изменились, но они прекрасно понимают суть этих игр. Никто больше не может проводить политику за счет нашего народа, обеспечивая тем самым свои собственные интересы и жертвуя курдами. Курды не пойдут на такое. Они приняли четкое решение действовать во имя свободы. Они решили либо жить свободными, либо не жить вовсе. Важно, чтобы все это поняли и не совершили новой ошибки.

В Швеции и Финляндии есть свои демократические круги. Турция намерена подавить и их. Очевидно, что это одна из целей турецкого правительства. Напомним, что нерешенный вопрос Улофа Пальме остается висеть в воздухе. После убийства Улофа Пальме РПК включили в список террористических организаций. Позже выяснилось, что Пальме был убит другими силами. РПК не имеет вообще никакого отношения к этому убийству. В это убийство была вовлечена MIT [разведывательная служба Турции]. Это уже очевидно. В течение многих лет они относились к РПК и курдам очень несправедливо. Швеция должна исправить последствия своего решения и извиниться перед курдами. Турция видела, что многие люди, включая жителей Европы, добиваются освобождения курдского лидера Абдуллы Оджалана и исключения РПК из списка террористических организаций. И Турция понимает, что голоса, озвучивающие эти требования, звучат всё громче день ото дня. Чтобы остановить этот процесс, турецкое правительство шантажирует эти страны».

Необходимость демократического решения для Шенгала

Байык сказал: «После начала турецкого наступления в Запе Ирак атаковал Шенгал. Эти удары были очевидным образом связаны с нападениями на Зап. День нападения пришелся на важнейший религиозный праздник езидов – «Чаршама Сор». И это говорит о том, что Ирак совершил это нападение не по своей воле, а по настоянию определенных сил. Такое нападение совершенно не в интересах Ирака. Напротив, сам Ирак понес ущерб от того, как развернулась ситуация после атаки. Фактически, совершить этот акт агрессии Ирак вынудили США. А кто же подстрекал США к такому шагу? ДПК (Демократическая партия Курдистана) и турецкое государство. С 2016 года США, Турция и ДПК проводят такую политику совместно. [26 августа 2016 года] они начали претворять эту политику в жизнь в Джераблусе. Недавние нападения на Шенгал – часть всё той же стратегии.

Ещё недавно в Шенгале шла война, но Ирак не смог добиться в ней никаких результатов. Власти Ирака поняли, что если продолжат военные действия, то нанесут еще больший вред своей стране. Если Ирак атакует езидов, это будет равнозначно нападению Исламского государства*. Это скорее вредит Ираку, чем приносит ему пользу. Курды-езиды не требуют отделения от Ирака. Они не называют себя врагами этой страны и не требуют формирования собственного государства. Они лишь говорят: «Мы хотим жить в Ираке, сохраняя собственную идентичность, религию и ценности. До сих пор мы пережили много попыток геноцида, и никто не давал нам защиты. Поэтому мы хотим иметь возможность защитить себя своими силами. Ирак должен принять это». Эти требования езидов не непомерны, их несложно принять. Если Ирак согласится на эти условия, это принесет ему только пользу на международном уровне».

Байык продолжал: «Некоторые жители Шенгала хотели защитить себя от этой тяжкой войны и попытались покинуть город. Затем ДПК использовала своих агентов и разведку, чтобы вывезти этих людей из Шенгала в районы, контролируемые ДПК. Так они рассчитывали лишить Шенгал населения и создать у всех впечатление, что только ДПК может стабилизировать ситуацию в районе. Таким образом, ДПК пыталась оккупировать Шенгал. Но власти Ирака поняли ситуацию и прекратили давление. Сейчас Ирак хочет решить назревшие проблемы не путем войны, а путем диалога. Это именно то, чего требуют и сами езиды. Я вижу, что переговоры все еще продолжаются. Мы надеемся, что эти переговоры приведут к положительным результатам. Необходимо принимать во внимание позицию как Ирака, так и народа езидов. Так они должны прийти к общему мнению».

Разрушительная политика Турции в Сирии

Джамиль Байык прокомментировал действия Турции в Сирии: «Эрдоган хотел, чтобы Дамаск пал и Братья-мусульмане* получили там власть. Так он надеялся взять Сирию под контроль Турции. Когда Эрдоган понял, этого не добиться, он открыл двери Турции для жителей Сирии [беженцев]. Тогда миллионы людей отправились в Турцию, чему активно способствовала MIT. Затем [Турция] заявила, что отправит миллионы этих пострадавших людей в Европу. Европа была напугана подобной перспективой и приняла требования Эрдогана, действуя в собственных интересах. Страны Европы дали [Турции] миллиарды евро, сознательно игнорируя ее политику геноцида. Все сирийские заводы переместились в Турцию. Жители Сирии стали дешевой рабочей силой в Турции. Так Турция получила серьезную экономическую выгоду. Кроме того, Турция использовала остатки исламистских прокси-сил, таких как ИГ*, превратив их в собственную армию, отправляя боевиков в Ливию, Азербайджан и другие страны. Сегодня они посылают этих исламистов туда, куда им нужно.

Сегодня, ведя диалог с арабскими государствами, Эрдоган заявляет, что сирийский народ страдает в Турции и потому они хотят отправить этих людей в арабские страны, а для этого им нужна помощь этих государств. И арабские государства оказывают эту помощь. На деле же Турция хочет добиться того, чтобы расселить боевиков-исламистов, своих прокси, и их семьи на территориях северной и восточной Сирии. Так правительство Эрдогана рассчитывает добиться демографических изменений. Турция вынуждает курдов покидать свои дома и селит на их земле исламистов. Так власти Турции стремятся разорвать связь между Северным Курдистаном и Рожавой».

Байык продолжал: «Турция хочет аннексировать все территории, которые успела оккупировать. Сейчас она стремится к аннексии Африна, Баба, Джераблуса, Сарекание и Гре Спи, как сделала ранее с [провинцией] Хатай. В этих районах турецкая власть действовала, как в Урфе и Антепе. На территориях оккупированных городов дают образование на турецком, в школах говорят на турецком, там вывешены турецкие флаги, местные полиция и банки – турецкие. Они сделали турецким абсолютно всё. Эрдоган преподносит эти действия как гуманистические усилия. Но в реальности то, что он делает, вредит народам. Он собирается расселить там своих исламистских марионеток, вынуждая население этих районов капитулировать. И он вынудит оставить родину всех и каждого, кто откажется сдаваться. А затем он призовет к проведению «референдума». Так он сделает эти районы частью Турции. Это крайне опасная ситуация».

* - террористическая организация, запрещена в РФ