Демир: не отворачивайтесь, будьте голосом больных заключенных
Сёнмез Демир предупредила, что жизни больных политических узников, отбывающих сроки в тюрьмах Турции, находятся под угрозой из-за двойных стандартов и произвола.
Сёнмез Демир предупредила, что жизни больных политических узников, отбывающих сроки в тюрьмах Турции, находятся под угрозой из-за двойных стандартов и произвола.
В турецких тюрьмах систематически нарушаются права политических заключенных. Угроза для тяжелобольных узников стала очень серьезной. В Ассоциации по правам человека (АПЧ) зарегистрировано 1 564 заключенных, 651 из них серьезно болен. Тем не менее, этим людям отказывают в освобождении на основании заключений откровенно политизированного Института судебной медицины (ATK), обслуживающего интересы режима.
По данным АПЧ, в 2022 году в заключении скончались 78 заключенных, а в 2023 году – не менее 42. Протесты и требования освободить тяжелобольных узников игнорируются, пока военные офицеры, имевшие отношение к путчу, были помилованы Тайипом Эрдоганом «по состоянию здоровья» и причине преклонного возраста. Это решение об амнистии продемонстрировало двойные стандарты турецкой тюремной системы.
Дилек Сёнмез Демир, сопредседательница Ассоциации солидарности с семьями заключенных и осужденных Мраморного моря (MATUHAYDER), рассказала агентству Mezopotamya о положении заключенных.
«Больных узников оставляют умирать»
Демир сказала, что в тюрьмах страны тысячи больных узников, и многие из них не в состоянии даже позаботиться о себе. Политических заключенных намеренно оставляют умирать, добавила она: «Совсем недавно Эргюн Акдоган был госпитализирован и прооперирован в тюрьме типа F в Текирдаге после того, как «упал». Он умер при подозрительных обстоятельствах. Есть много подобных случаев, когда заключенные погибли так же, как он. Неужели правительство не видит этого? Другой пример – Абдулкадыр Кудай, тяжелобольной заключенный, который отбывает срок в тюрьме Метрис. Сейчас его вес – 41 килограмм, и этот человек борется за выживание. Правительство бьет по курдскому народу, оставляя этих людей в таком положении. Режим словно говорит: курды не имеют права на жизнь».
Двойные стандарты
Комментируя помилование генералов, участвовавших в перевороте, наша собеседница сказала: «Нельзя проводить разную политику по отношению к курдам и туркам. Нельзя убивать одних, когда вы оставляете жизнь другим».
Она рассказала и о роли тюремных комитетов, которые требуют от политзаключенных выразить раскаяние после окончания их срока наказания, порой составившего 30 лет. Тех, кто отказывается, не выпускают на свободу: «Эти комитеты препятствуют освобождению заключенных под различными предлогами. Эти органы нельзя назвать независимыми. Если мы оценим ситуацию, сложившуюся после того, как они начали функционировать, то увидим, что их решения зачастую представляют собой произвол. Фактически эти комитеты – угроза для жизни больных заключенных».
«Не отворачивайтесь!»
Дилек Демир призвала родственников, политические партии и организации гражданского общества оказать давление, чтобы положить конец нарушениям в тюрьмах, и добавила: «В условиях этого угнетения необходимо вести совместную борьбу. Никто из тех, кто называет себя демократом и считает себя человеком совести, не должен оставаться равнодушным перед лицом этой несправедливости. Мы должны прислушиваться к голосам заключенных и донести их до общества. Особенно это касается больных узников. Мы не можем отворачиваться от их беды».