ДПН — не та партия, которой придется выбирать между «смертью и малярией»

Стремясь победить правящий альянс, турецкая оппозиция «похоже, загнала себя в рамки, установленные президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом».

Стремясь победить правящий альянс, турецкая оппозиция «похоже, загнала себя в рамки, установленные президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом», в то время как ей следовало бы «представить четкий выбор между авторитарным режимом и демократическим будущим», считает Идрис Балукен.

Демократическая партия народов (ДПН) не согласится на меньшее зло, а продолжит движение к целям партии, заявил курдский политик и бывший депутат от ДПН Идрис Балукен, в прошлом брошенный в тюрьму сторонник союза левых сил, в интервью агентству «Мезопотамия».

Комментарии Балукена прозвучали в тот момент, когда оппозиционные партии Турции продолжают попытки противостоять правящему альянсу, сформированному Партией справедливости и развития (ПСР) и Партией националистического движения (ПНД) на предстоящих в 2023 году выборах. Оппозиционный альянс включает в себя сторонников различных позиций – от левоцентристских до правых/консервативных групп. В то же время ДПН нацелена на долгосрочную перспективу, стремясь объединить левые группы в отдельный блок.

Бывший депутат провел за решеткой более пяти лет, оказавшись в тюрьме после краха мирного процесса между Турцией и Рабочей партией Курдистана (РПК). Балукен входил в состав комитета по посещению курдского национального лидера Абдуллы Оджалана в тюрьме во время переговоров.

– Шесть оппозиционных партий подписали соглашение, в котором они, с одной стороны, призывают к демократии и независимой судебной системе, а с другой – соглашаются с правительством в таких вопросах, как отмена парламентского иммунитета. Каковы ваши комментарии по поводу состояния оппозиции?

– Оппозиция, похоже, загнала себя в рамки, установленные президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и его партнером по альянсу, лидером ПНД Девлетом Бахчели. Похоже, что у них не хватает способностей и компетенции, чтобы быть товарищами по играм. Они упорно избегают прямых дискуссий по фундаментальным вопросам Турции или представления всеобъемлющих решений. Оппозиция не оправдывает политических и общественных ожиданий. Нельзя сказать, что они формируют единство, которое могло бы дать надежду и доверие народу или даже создать атмосферу доверия между собой, и они подрывают свои отношения с Демократической партией народов (ДПН). Они не избавились от своего мягкого подбрюшья или оголенных нервных окончаний.

Они должны были давно преодолеть свои слабости и без страха представить обществу выбор – «авторитарный режим или демократическое будущее», в том числе и в отношениях с ДПН. Они этого не сделали. Не сделав этого, они сохранили возможности для Эрдогана и Бахчели быть смутьянами и разрушителями единства.

– Каковы отношения остальной оппозиции с ДПН?

– Их взаимодействие не зашло дальше бесплодного выбора между злом и меньшим злом, так сказать. Нынешнее правительство также занимается подобной практикой – через судебный иск о закрытии ДПН, незаконные операции, назначение доверенных лиц правительства и т.д. Это их выбор. У ДПН достаточно политического опыта, чтобы не уступать ни одной из сторон. Она ведет свои собственные сражения, отвергая предложение выбрать меньшее зло, какой бы ни была цена за это. Совместные действия с ДПН жизненно важны для остальной оппозиции, в большей степени, чем для самой ДПН. В любом случае, не существует единого субъекта, который осмелился бы наказать ДПН за прошлые ошибки или грехи.

Мы знаем, что коллективная надежда неэффективна для решения давних споров. Надежда используется для того, чтобы сосредоточиться на сверкающем видении будущего. В этой связи мы считаем, что лучше пригласить всех к построению чистого и светлого будущего, а не копаться в старых счетах. Нельзя посеять болиголов и собрать пшеницу. Помня об этом, можно привести страну к демократическому и мирному будущему. Точно так же будет легче удовлетворить жажду глотка свежего воздуха и пропитания.

Кроме того, ДПН необходимо продемонстрировать доверие, надежду и мужество, чтобы все общество было спокойно. Находясь в настоящее время между двумя субъектами, которые не выходят за рамки смутных обещаний, ДПН могла бы сиять ярко, как северная звезда, если бы только она действовала уверенно и уделяла внимание завоеванию уважения со стороны всех слоев общества, а не смотрела на подсчеты в избирательных урнах.

Около 90 процентов общества в той или иной мере подвергаются угнетению. Учитывая, что мы гордимся тем, что являемся партией угнетенных, у ДПН есть большой потенциал для достижения своих целей. ДПН сможет наилучшим образом реализовать свой потенциал, если будет стремиться к построению инклюзивной демократической модели для всего общества, не стремясь в первую очередь к власти.

– Как вы прокомментируете Науроз?

– Март месяц таит в себе богатое прошлое для нашего народа и всего человечества. Прежде всего, я хотел бы отметить Международный женский день. Я с уважением вспоминаю всех женщин, которые боролись и отдали свои жизни за ценности свободы, которыми обладают женщины. Я шлю привет, уважение и любовь всем женщинам, которые продолжают борьбу в любой точке мира. Каждый день мы с огромной скорбью и яростью узнаем о новых убийствах женщин. Я осуждаю любое насилие в отношении женщин, любую дискриминацию. Я осуждаю массовые убийства, совершаемые благодаря менталитету мужского превосходства.

Все войны, которые опустошали, грабили и уничтожали жизнь, природу и сам мир, были порождены мужчинами. Мужчины разрушили прошлое; женщины спасут будущее. Мужчины поработили человечество, а женщины освободят его, если не сегодня, то в будущем. Судьба свободного мира находится в руках свободных женщин.

Март – это также месяц резни и разрушений для нашего народа и всех угнетенных народов мира, начиная с резни в Халабдже. Мы знаем, что в этом месяце в историю вошли великая борьба, эпическое сопротивление и несгибаемая воля. Я отмечаю праздник мира и свободы, весенний вестник и братство народов, объединившихся для борьбы с тиранией. Я с уважением вспоминаю всех погибших в результате массовых убийств в этом месяце, включая резню в 1992 году и резню в Халаджбе в 1988 году. Я желаю свободного и мирного будущего, в котором не будут попираться человеческие ценности.