Доктор Камуран Бервари заявил, что применение химического оружия в Курдистане продолжалось и после событий в Халабдже. Он убежден, что державы мировой арены хранят молчание об этих фактах потому, что Курдистан является международной колонией.
Бервари – преподаватель, работающий в университете города Духок в южном Курдистане (северном Ираке). Он побеседовал с ANF в день 34-й годовщины резни в Халабдже.
Бервари заявил, что это злодеяние, преступление против человечности никогда не должно быть забыто и что трагедию не стоит рассматривать исключительно с точки зрения применения химического оружия: «Корни этих злодеяний уходят в самую глубь истории. Тогда не было химико-биологического оружия, но массовые убийства осуществлялись, пользуясь целым рядом методов. Курдский народ был не единственным объектом давления. Многие люди были убиты, включая ассирийских христиан, сирийцев и армян».
Курдов сжигали заживо
Бервари напомнил о резне, устроенной турецким государством в деревне Гюнде Сор в Духоке в 1960-х годах, и о массовых убийствах курдов начиная с 1970-х годов, таких как убийства в кинотеатре в Амуде, сказав: «Для убийств использовались все виды оружия, включая химико-биологическое. Курдов убивали массово, сжигали заживо. Иракский режим использовал химическое оружие повсюду, не только в Халабдже, но и на границах Сулеймании и Эрбиля, в Балисане, Гермияне, Бахдинане и многих других районах, простирающихся от границы Захо до Келашина. Халабджа была большим городом: в ней были убиты 5 000 человек, и еще 12 000 получили ранения. Если сравнивать, то доля жертв других массовых убийств в Южном Курдистане не меньше доли тех, кто погиб в Халабдже».
Курдистан – по сути, международная колония
Собеседник ANF заявил, что после трагедии в Халабдже в самом городе и его окрестностях стали непригодны для использования источники воды, деревья и сады были сожжены, а деревни опустошили, пройдясь по ним бульдозерами в попытке уничтожить любые источники существования для населения Курдистана и вынудить людей к миграции. Кроме того, места «курдской революции» получили статус запретных зон.
«Почему люди молчат и не выступают против военной агрессии в отношении курдов и Курдистана, против применения запрещенного химического оружия?». Причина совершенно очевидна: Курдистан – международная колония. Не только турки, арабы и персы оккупировали его и делили между собой. В этой оккупации приняли участие и державы международной арены. Курды пострадали в результате трех факторов: геополитики, подземных и наземных геологических источников и богатств и собственной истории.
Они молчат потому, что соучаствуют в преступлении
Доктор Бервари напомнил, что химическое оружие используется на территории Курдистана с 1988 года, и добавил: «Постоянные бомбардировки бьют по Рожаве с 2011 года, а по территории Южного Курдистана – вот уже 31 год. Турецкое государство, Иран и Ирак ведут артиллерийские обстрелы и бомбардировки Курдистана. До сих пор у жителей региона не было ни минуты покоя. Ряд региональных и международных сил принял решение полностью уничтожить освободительное движение Курдистана, чтобы к 2021 году на его земле не осталось ни одного партизана или бойца. В результате химическое оружие было использовано против населения и партизан в южном Курдистане около 350 раз. За шесть месяцев здесь устроили 323 химических атаки. Весь мир должен был выступить против этого положения дел, однако, международные державы молчали. Это свидетельствует о том, что они также были вовлечены в массовые убийства и что это оружие было использовано с их разрешения. Если это не так, то почему международное сообщество, включая ООН, США, Европейский Союз, Арабский Союз и Китай, продолжает молчать? Все они хотят, чтобы курдский народ оставался беззащитным. Региональные и международные державы понимают, что курдские партизаны защищают Курдистан. Без сомнения, не будь партизан, бойцов или пешмерга, эти люди стали бы добычей волков, стремящихся вторгнуться в Курдистан».
Существует международный консенсус
Подчеркнув, что достижения, которых удалось добиться в Рожаве, Северном Курдистане (Бакуре) и Шенгале, тоже могут быть уничтожены после Южного Курдистана, Камуран Бервари продолжал: «Атаки на курдский язык и культуру, провокации демографических изменений, молчание и бездействие в ситуации, которая вредит интересам национального единства Курдистана, говорят о том, что существует международный консенсус. Его участники хотят уничтожить национальные достижения курдов. Самосознание, организация, идеология и философия курдского народа, тот факт, что он пользуется демократической конфедеративной системой и строит альтернативные стратегии, препятствуют осуществлению этого плана».
Враг все тот же
Заявив, что все страты общества, представители религиозных общин и политические партии Курдистана должны прийти к пониманию того, что у них общий враг, доктор Бервари добавил: «Если мы не извлечем уроки из ошибок Халабджи, операции «Анфаль» и резни в Шенгале, курдский народ неизбежно закончит так же, как Шенгал и Халабджа. Тот, кто присоединится к оккупантам Курдистана и будет сражаться с ними бок о бок, станет виновником и соучастником новых Халабджи и «Анфаля». Тот, кто перейдет на сторону врага и встанет на пути освобождения Курдистана, будет ответственен за то, что произошло в Халабдже, и за то, что произойдет после. Чтобы предотвратить будущие убийства, курды должны прийти к национальному единству».