Кахит Кырказак: мы разработаем план вместе с народом

После явных поражений демократической оппозиции на выборах в Турции и Северном Курдистане начинается процесс критики и самокритики.

После того, как Зеленая левая партия не одержала желаемых результатов на выборах, начался этап критики самокритики. На выборах 14 мая Демократическая партия народов, которой угрожали запретом, участвовала в борьбе под знаменем ЗЛП и понесла значительные потери. Ее процентная доля снизилась с 11,62% в 2018 году до 8,79% в настоящее время. Безусловно, во многом это связано с высоким уровнем репрессий и фальсификаций на выборах со стороны режима. Тем не менее, сейчас начинаются интенсивные дискуссии о недостатках и провалах ДПН и Партии зеленых левых. Сопредседатели ДПН Первин Булдан и Митхат Санджар недавно объявили, что больше не будут баллотироваться в правительство.

Исполнительный член ЗЛП Кахит Кырказак рассказал ANF о предстоящем процессе.

Кырказак сказал, что выборы сами по себе не являются решающим фактором в демократии. Скорее, по его словам, это вопрос о том, может ли демократия отражаться в обществе и отражается ли воля народа в правительстве. «Демократические выборы требуют, чтобы все политические партии имели равные возможности использовать средства коммуникации с общественностью и институциональные возможности. Если это не так, то выборы — это не более чем средство для правителей закрепить свой статус-кво. В ходе этого процесса мы увидели, что вместо проведения демократических выборов альянс ПСР и ПНД попытался заставить общество подтвердить свою диктатуру и авторитарное правление. Теоретически, такая вещь называется плебисцитом. В этом процессе Эрдоган не ограничился использованием всех инструментов и средств государства, но также намеренно избегал создания прозрачной и заслуживающей доверия системы. Например, министерства, которые, согласно конституции, должны были быть нейтральными перед выборами, никоим образом не устранились от участия. Все члены кабинета министров использовали неограниченные ресурсы государства в целях предвыборной кампании. В отношении государственной телекомпании TRT и ее каналов у правительства был карт-бланш, в то время как оппозиция не имела таких возможностей. Избирательная кампания курдов и ЗЛП была постоянно под угрозой уголовного преследования. Нам открыто угрожали со стороны военизированных формирований, и это послужило основой для атак на нас в некоторых местах. Во время предвыборной кампании наши автомобили забрасывали камнями, наших кандидатов сажали в тюрьму. Членов партии, проводивших предвыборную кампанию, задерживали, и большинство из них были заключены в тюрьму».

Кырказак подчеркнул, что режим в основном разыгрывал карту враждебности по отношению к курдам в ходе избирательной кампании, и добавил: «Государственный альянс провел антидемократическую избирательную кампанию. Для этого он использовал свою монополию на государственное насилие и финансовые средства. У авторитарных правителей или диктаторов есть два основных аргумента: один — религия, а другой — национализм. ПСР использовала и то, и другое в сочетании с разжиганием ненависти».

Кырказак продолжил: «Если выборы выигрываются путем разжигания ненависти к нации, это означает, что обществу стало намного сложнее и основы совместной жизни серьезно пошатнулись. Несомненно, мы не будем реагировать на это враждебностью по отношению к туркам или к другой нации. Перед лицом этой ожесточенной ненависти к курдам мы всегда будем мужественно отстаивать права курдов, армян, черкесов и греков. Вся оппозиция должна быть чуткой в этом отношении и понимать, насколько опасен такой подход правительства».

Результаты выборов ЗЛП следует рассматривать как провал, сказал Кырказак и продолжил: «Причины, однако, следует искать не в создании Альянса труда и свободы, а в недостатках в его практической реализации. Альянс труда и свободы был создан как инструмент борьбы. Другими словами, все угнетенные граждане Турции, то есть обездоленные, объединились в борьбе за общественное сосуществование, экологию, сосуществование различных идентичностей и за построение социальной жизни. В настоящее время преобладает монистический, патриархальный, авторитарный государственный менталитет, который агрессивно относится к любому разнообразию и свободным пространствам в обществе. Против этой агрессии обездоленные люди должны объединиться в общественную коалицию борьбы».

По словам Кырказака, «самым большим несчастьем этого альянса было то, что выборы состоялись сразу после того, как он был сформирован. К сожалению, мы не смогли провести этот процесс должным образом. Было бы несправедливо приписывать результат выборов какому-то одному альянсу. Мы считаем, что этот альянс следует расширять и укреплять. В течение 150 лет в обществе господствовали расизм, фундаментализм и этатизм. До тех пор, пока мы не объединим общественную борьбу, нынешние монистические политические силы всегда смогут легко добиться согласия в обществе с помощью идеологий фундаментализма и расизма, подстрекая своих сторонников в этом отношении. Поэтому те, кто возглавляет социальную борьбу за построение демократической жизни, должны держаться подальше от расизма и фундаментализма и обратиться к борьбе женщин, трудящихся, окружающей среды и молодежи и распространить ее на все секторы. Во-вторых, этот регион характеризуется общностью народов, он не населен одним народом. Все народы и конфессии должны объединиться в борьбе. Поэтому этот союз очень ценен. Наша задача должна состоять в том, чтобы признать недостатки, с которыми мы столкнулись в этом процессе, и попытаться снова усилить альянс».

Что касается процесса устранения существующих недостатков, политик из ЗЛП сказал: «Конечно, общественная борьба не может ограничиваться урной для голосования. Избирательная урна и парламент создают пространство для ведения борьбы. Мы также осознаем это. Критика, направленная в наш адрес сегодня, касается именно этого момента, необходимости усиления этой социальной борьбы. Мы — народное движение, и мы имеем в виду народную борьбу во всех областях. Наш авангард — это народ. Критика людей также укажет нам путь. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что они критикуют, но что их голос не слышен и не принимается во внимание. Сегодня мы начали наши встречи, чтобы наметить дорожную карту предстоящего процесса. Мы верим в себя как в народное движение. Мы не являемся элитой, движением избранных представителей или движением за выборы. Мы поведем борьбу по пути, который указал нам наш народ. Наши сотрудники без колебаний будут обращаться к нам с предложениями и критикой. Наряду со встречами, которые мы уже начали, на этой неделе мы завершим обсуждения с нашим партийным советом, а в конце недели мы поговорим с сопредседателями, а затем начнем народные собрания. Мы хотим, чтобы наши люди приходили на эти собрания хорошо подготовленными. Мы обсудим этот процесс во всех наших провинциальных и районных ассоциациях в Курдистане и Турции и разработаем дорожную карту по предложениям наших сотрудников. Мы станем сильнее в результате этого процесса. Народное движение идет вместе с народом и укрепляется вместе с ним».