Чичак Йылдыз: езидское сообщество сможет сохранить своё существование только через сопротивление

Спустя сто лет после подписания Лозаннского соглашения различные курдские движения пытаются достичь политического консенсуса, чтобы дать отпор геноцидальной политике, проводимой в отношении Курдистана.

Сто лет назад – 24-го июля 1923 года – территория Курдистана была разделена между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией в рамках Лозаннского соглашения. По случая юбилея этого договора курдские партии и организации выражают свой протест в отношении него и требуют статуса для курдского народа. Чичак Йылдыз, сопредседательница Совета езидов в Европе, дала интервью информационному агентству «ANF», рассказав об истории Лозаннского соглашения и его последствиях.

Чичак Йылдыз заявила, что геноцид сообщества езидов, повторяющиеся массовые расправы и изгнание людей из мест их проживания – всё это является результатом Лозаннского соглашения: «Что означает для нас Лозаннское соглашение? Что нам пришлось пережить за это столетие? Курдское сообщество очень хорошо понимает, что представляет из себя это соглашение. Именно благодаря нему на протяжении ста лет продолжался геноцид различных народов Ближнего Востока. Дробление Курдистана началось ещё в XVII-ом веке, когда территории курдов разделили между Ираном и Оттоманской империей. Впоследствии они не хотели, чтобы курдский народ как единая нация со своей собственной волей проживал на территории Курдистана. Сто лет назад Курдистан был поделен новым турецким государством с одобрения и под руководством Великобритании и Франции – самых влиятельных империалистических хищников на тот момент. Их целью было не только разделение Курдистана, но и геноцид курдского народа. Народы, проживающие на территории Курдистана на протяжении тысячи лет, также оказались затронуты этой политикой. В рамках этого соглашения воля мировых гегемонов была оформлена согласна пожеланиям Турции».

«Мы можем сохранить наше существование исключительно путём борьбы»

Отметив тот факт, что Лозаннское соглашение основывалось на полном истреблении курдского народа, Йылдыз утверждает: «Различные религии, языки и верования, существовавшие на территории Курдистана, не принимались во внимание. Древнейшим из этих верований является религия езидов. Она также стала целью нападок, проводимых в рамках этой политики. Однако езиды обладают древней традицией, за эти тысячи лет они не склонялись ни перед кем. Езиды сопротивлялись на протяжении всей истории и продолжают вести борьбу и сегодня. Они будут и дальше воплощать свою волю в жизнь через эту традицию борьбы. Целью Лозаннского соглашения было уничтожение различных сообществ в регионе, нужно было посеять вражду между представителями различных религий и привить людям неприятие инакомыслящих. Расправы над езидами произошли благодаря той базе, что была заложена Лозаннским соглашением. Новосозданное турецкое фашистское государство начало эти гонения. Езиды организовали историческое сопротивление в ответ. Благодаря этому сопротивлению им удалось сохранить своё существование. Одной из целей формирования новой Турции было уничтожение различных сообществ, языков и религий через тиранию и геноцид. Наше сообщество сумело остановить эту политику истребления благодаря своёму сопротивлению. Сообщества, проживавшие в регионе, черпали силы из этой борьбы, она внушала им надежду, вдохновляла людей на то, чтобы они сами боролись».

 

Йылдыз продолжила: «За последнее столетие политика геноцида проводилась через массовые убийства, изгнание людей со своей земли, через изменение демографической структуры, а также через стирание исторической памяти общества. Для оккупации Курдистана в отношении местного общества применялись все возможные жестокие методы. За последнее столетие жестокие массовые убийства происходили в Кочгири (1925 год), Дерсиме (1937-1938), Гелие Зилан и других местах. Восстания Шеха Сайида, Сайида Рызы, Агири и Кази Махимада подавлялись оккупантами по той причине, что между курдами не наблюдалось национального единства. За это столетие Курдистан постоянно подверглась разграблениям, а в отношении курдского населения совершались многочисленные преступления. В то же самое время здесь никогда не угасало сопротивление. И в последние пятьдесят лет курдский народ вёл свою борьбу под руководством Освободительного движения, придерживающегося философии товарища Апо (Абдулла Оджалана). Курдский национальный дух вновь пробудился. Единство, которого удалось добиться сегодня, возродило надежды на лучшее будущее для жителей региона и не позволило воплотить в жизнь цели, заложенные в Лозаннском соглашении. Они хотели осуществить полноценный геноцид курдского народа, но не преуспели в этом».

Сообщество езидов требует признания

Езидскому сообществу удалось сохранить своё существование в постоянное борьбе с политикой и менталитетом геноцида, – утверждает Чичак Йылдыз, добавляя: «Сегодняшние условия отличаются от того, что было сто лет назад. Мир больше не является тем старым миром. Политика империалистических держав также изменилась в соответствии с реалиями нового мира. Во всех смыслах нынешние условия сильно отличаются от старых условий. У езидского сообщества сформировалась воля. Оно больше не будет мириться ни с какой политикой, навязываемой ему извне. Как сообщество мы будем бороться за самоопределение, отвергая любую политику, не предусматривающую нашего участия в ней».

Необходимость консенсуса в курдской политике

Йылдыз подчеркнула, что на конференции, которая пройдёт 22 и 23 июля в Лозанне и на которую приглашены представители многочисленных курдских политических движений, будут присутствовать и представители езидских институтов. Она подытожила: «Мы думаем, что на этой конференции будет очень важным обсудить национальное единство курдского народа. Наш приоритет, наша главная цель – это достижение единства среди курдов. Мы уделяем серьёзное внимание курдской политике, проводимой едиными усилиями. Курдскому народу необходимо единство. К нему нас должны привести наши политические движения, наши интеллектуалы и политические деятели. Они должны действовать единым фронтом против оккупантов, отстаивая единую национальную политику. Они должны защищать существование и будущее курдского народа. Существование всех народов и наций основывается на проведении собственной политики. На сегодняшний день национальное единство представляет огромную важность для курдского народа».