Бор: мы избавимся от системы назначенцев

Рожбин Бор, одна из основательниц Женской ассоциация «Стар» в Ване, назвала систему назначения лояльных правящему режиму людей в муниципалитеты разрушительной тенденцией. Она рассказала о том, как можно преодолеть эту ситуацию.

Режим управления силами провластных назначенцев, которые получили места в муниципалитетах почти всех курдских городов на юго-востоке Турции за два года чрезвычайного положения после попытки госпереворота в 2016 году, утратил свои позиции по итогам местных выборов 2019 года. Но всего через несколько месяцев после выборов турецкие власти снова проигнорировали волю народа и восстановили незаконную систему. Демократически избранные со-мэры были лишены должностей, а на их место пришли лояльные режиму Эрдогана «доверенные лица». При этих назначенцах в местных администрациях были закрыты общественные организации и женские учреждения, началась повсеместная коррупция и политика отуречивания.

31 марта в Турции пройдут очередные местные выборы, и вместе с ними население получит шанс избавиться от людей, назначенных силовыми решениями властей. В интервью ANF Рожбин Бор, соучредительница отделения Женская ассоциация «Стар» в провинции Ван, рассказала о практике подобного управления в Ване и перспективах сопротивления.

- В 2016 году в провинции Ван действовал режим чрезвычайного положения. Какое влияние он оказал на гражданское общество?

- Эта ситуация оказала серьезное влияние на гражданское общество в Ване. В городе и провинции все чаще закрывали ассоциации, фонды, печатные издания и СМИ, возросла частота нарушений прав человека, места в муниципалитетах занимали провластные политики, не выигрывавшие местных выборов, и режим серьезно ограничил деятельность гражданского общества на местах. Чрезвычайное положение поставило препоны деятельности общественных организаций в регионе, также мы наблюдали увольнения и преследования работников государственного сектора. Всё это серьезно ограничило эффективность гражданского общества. В результате этих событий граждане утратили возможности для демократического участия и выражения мнений; гражданское общество Вана сильно пострадало.

- Какое влияние оказало назначение провластных управленцев на борьбу женщин?

- Тот факт, что эти люди получили места в муниципалитетах, оказал особенно негативное влияние на нашу борьбу. Учитывая постоянные попытки этих людей принизить достижения женщин, этот режим можно с уверенностью назвать женоненавистническим. Только в Ване эти «доверенные лица» закрыли 52 женских организации и учреждения. Во всех городах были закрыты женские консультации и приюты. В департамент женской политики назначали мужчин. Была прекращена работа горячей линии по борьбе с насилием в отношении женщин. Женские центры и организации профессионального образования были выведены из строя. Женщины были вынуждены оставаться в своих домах – в четырех стенах, где они подвергались насилию. Жертвы потеряли шанс вырваться из замкнутого круга насилия.

Силовые назначения в нашем городе затруднили борьбу женских ассоциаций и организаций гражданского общества, сражающихся за права женщин. Назначение провластных политиков ограничило демократическое участие жительниц Вана и деятельность наших соратниц в общественной жизни. Кроме того, репрессии, повлиявшие на свободу ассоциаций и возможность выражения мнений, криминализация женской работы, особенно в Курдистане, а также непрестанные аресты и суровые приговоры активисткам имели определенную цель – запугать их, остановить тех, кто готов к борьбе, и прекратить активную деятельность женщин. Эти условия ухудшили возможности женщин заявлять о себе и эффективно бороться за свои права. Но, несмотря на все усилия власть предержащих, фронт нашей борьбы слишком крепок, чтобы назначенцы могли помешать нашему общему делу. Все эти препятствия и законы, которые пишут для нас, как для врагов, не только не запугали женщин – напротив, они привели к развитию других форм организации. Сегодня мы видим, что каким бы ни было давление, мы становимся лишь сильнее.

- В чем состоит основная задача женщин?

- Наша миссия в борьбе с режимом назначенцев ясна: мы не позволим деспотичному режиму отбросить женщин назад на нашем пути борьбы за свободу и будущее. Мы будем сражаться за укрепление гендерного равенства, защиту прав женщин и обеспечение их активной роли в местном управлении. Наша главная задача – противостоять тем, кто получает места в муниципалитетах по капризу властей, и бороться за демократию и свободы с позиции принципов женской эмансипации.

- Ван – самый важный город в регионе Серхад. Как вы оцениваете работу тех, кто получил здесь должности по прихоти режима?

- Абсолютно очевидно, чем занимаются эти люди здесь, в Ване, – оккупацией! Город был разграблен, разрушен, всё было распродано и наступило разорение. Почему? Потому что они знают, что никогда не смогут победить на выборах законным путем. По мере приближения выборов они усиливают напор. Но у этого города есть его настоящие хозяева. Они всё ещё здесь, и они останутся здесь. Они покончат с режимом власти назначенцев и его разрушительными последствиями. Эти люди сделают Ван городом надежд. Этот город заслуживает лучшего будущего.

- Возрос ли риск убийств женщин и насилия над ними за время правления лоялистов?

- Вакуум, который создали назначенцы, закрывавшие женские организации и приюты, остановившие работу горячих линий экстренной помощи и ликвидировавшие женскую политику, оставил местных жительниц без защиты и поддержки в тех областях, где они очень нуждаются в помощи. Это приводит к тому, что женщины ещё больше погружаются в круг насилия. Ликвидация служб поддержки серьезно ограничила возможности женщин справляться с насилием и избегать его последствий, а также увеличила риск женоубийств и других преступлений. Иными словами, назначенцы и их подход – один из основных факторов, прокладывающих путь к фемициду и насилию в отношении женщин.

- Как должна относиться к этому оппозиция и активные представители гражданского общества? Как вы оцениваете свои усилия, предпринятые в недавнем прошлом?

- Оппозиция должна прийти к единству и проявить солидарность, опираясь на демократические ценности, права человека и принцип социальной справедливости. Прежде общественность пыталась протестовать против репрессивной политики и нарушений прав граждан, но у людей были некоторые разногласия по поводу выбранного пути. Учитывая сегодняшнюю политическую обстановку, даже минимальное участие в оппозиционных организациях – непростая задача. Анализ прошлых событий показывает, что сплоченная и эффективная оппозиция может быть успешной. Успех общественных организаций, которые заявляют о своих требованиях, зависит от многих факторов. На данный момент важно, чтобы политические деятели объединились и отдали приоритет единству и солидарности, обратились к нашей общественности и молодому поколению и использовали социальные медиа. Кроме того, необходимо опираться на правовую борьбу в соответствии с демократическими ценностями и заявлять о себе на международной арене. Каждый политический процесс уникален, и для достижения успеха на этой ниве важно адаптироваться к меняющейся динамике. Политикам и общественным деятелям нужен контакт с населением и постоянное развитие.

- Хотели бы вы добавить что-нибудь еще?

- Я хотела бы сказать, что в целом оппозиция не сыграла эффективной роли в борьбе с назначенцами. Ей не удалось предать серьезной огласке последствия разрушений, вызванных нахождением этих людей у власти. Правящий страной режим использовал преимущества, полученные благодаря лояльным управленцам, ради собственных выгод, и ему удалось извлечь эти выгоды во всех сферах, от университетов до организаций гражданского общества, от женских ассоциаций до адвокатских коллегий. Чтобы объяснить политику этого режима, её нужно сначала вынести на свет дня, объясняя людям суть этого подхода. Затем необходимо отыскать пути эффективной борьбы. Нашему народу удалось преодолеть множество препятствий в прошлом благодаря политической смекалке, гибкости и организованности. Мы смогли обойти всевозможные препоны, которые ставились на пути нашего народа: десятипроцентный порог, политические запреты, жестокое насилие. Я очень доверяю нашему народу и нашей политической традиции. Для нас назначенец – как скобка в уравнении, которую нужно закрыть. Это препятствие, которое следует преодолеть, и имя, которое должно уйти в прошлое. Эти люди – провозвестники отрицания прав целого народа, запрета на наш язык и самобытность, они символы коррупции, бедности и злоупотреблений. Мы объяснили это нашему народу. Мы хотим служить нашему народу. Мы рассчитываем использовать влияние, которого будем добиваться в местных органах власти, чтобы преодолеть вредоносную систему, созданную в стране, как естественное следствие неравного отношения к гражданам, и изменить её. Мы глубоко любим наших сограждан и доверяем им. Мы знаем потребности людей и можем найти решения, как на уровне политики, так и на уровне услуг для населения. У нас есть собственные проекты и управленческий подход, которые позволят преодолеть существующую систему, исправляя её недостатки. У нас есть разработанная концепция, которая укрепит общественные структуры и поможет построить настоящую демократию на местном уровне с помощью справедливого подхода к управлению.