Борьба Сакине – наша общая борьба, мы должны ее усилить

Член координационного совета ПСЖК Айтан Дерсим и член Ассамблеи ПСЖК Текошин Озан рассказали о Сакине Джансыз, одной из основателей РПК, заявив: «Борьба Сакине — это борьба всех нас, мы должны усилить ее».

Член координационного совета Партия свободных женщин Курдистана (ПСЖК) Айтан Дерсим и член Ассамблеи Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) Текошин Озан стали гостями программы, транслировавшейся на телеканале Medya Haber. В беседе с журналистами они рассказали о Сакине Джансыз, одной из передовых членов РПК. Выражая важность Сакине Джансыз для женского освободительного движения и социальной борьбы, Текошин Озан и Айтан Дерсим сослались на слова Сакине Джансыз «Моя жизнь была борьбой» и дали понять: «Борьба товарища Сакине — это борьба всех нас, мы должны усилить эту борьбу».

Далее мы приведем выдержки из программы с оценками Айтан Дерсим и Текошин Озан:

ТЕКОШИН ОЗАН: Прежде всего, я осуждаю все политические и идеологические нападки на женщин в лице Сакине, Фидан и Лейлы, а также с уважением и благодарностью вспоминаю всех убитых женщин в лице Сары, Фидан и Лейлы, которые в борьбе за свободу создали великие ценности, став просветительницами.

Разумеется, подобные нападения происходят по всему миру. Однако не так часто встречаются атаки на женщин, которые открыто выступают в качестве политической мишени. Женщины, конечно, не рассматриваются как субъекты. Система, в которой доминируют мужчины, не рассматривает женщин как субъект ни в жизни, ни на войне. На войне, как и в жизни, женщины являются объектами. Поэтому в войнах с массовыми жертвами, например, в Курдистане, Сарекание, Африне, Газе, на Украине, женщины гибнут особенно часто, женщин убивают, но эти массовые убийства освещаются так, будто женщины не являются мишенью. Но на самом деле этих женщин намеренно записывают в домочадцы политической мужской власти.

УБИЙСТВА ЖЕНЩИН ОСТАЮТСЯ НЕЗАМЕЧЕННЫМИ

В этом смысле, например, даже убийство женщин на самом деле имеет второстепенное значение и является делом, которое пишется в мужской семье. Убийство женщин по сексистским мотивам также прикрывается подобным образом. Сегодня, особенно в капиталистическом мире, массовые и единичные убийства женщин описываются как «нападение на женщин и детей». Это понятие употребляется очень часто. Однако, как и в войнах, женщин убивают в сексистских отношениях, и сегодня во всем мире женщин убивают мужчины: их мужья, мужчины, с которыми они связаны, их близкие родственники. Конечно, эта форма массового убийства не определяется как идеологическая или политическая. Она легитимируется в рамках особого случая. Иными словами, тяжесть преступления смягчается и становится незаметной. Здесь также имеет место ситуация массовых убийств женщин, которые узаконены с сексистской точки зрения, то есть как возможная ситуация, особый случай.

Преследование женщин непосредственно из-за их политических взглядов и идеологических воззрений — это ситуация, которую стараются не выставлять напоказ в этой системе, в системе, где доминируют мужчины. Потому что они пытаются создать впечатление, что у женщин не должно быть политической и идеологической идентичности. Женщин всегда хотят показать в позиции служения другой политике и идеологии. Тот факт, что это делается открыто, то есть это делается как политическая позиция, на самом деле объясняется тем, что она больше не несет в себе той силы и социального влияния, которые приносят женщины. Но при этом, например, существует очень серьезный консенсус между государствами внутри системы.

ВЛАСТЬ, СТОЯЩАЯ ЗА ПРЕСТУПНИКАМИ, ОЧЕВИДНА

Например, давайте рассмотрим случаи с товарищами Сары. То же самое было в случае с товарищами Эвиной Гойи, Севе, в случае с Розой Люксембург. Другими словами, виновник нападений известен. Во всех этих случаях исполнители нападений известны и схвачены. Прекрасно просматривается власть, стоящая за исполнителями, все очевидно. Другими словами, здесь нет ничего скрытого. Например, инцидент, произошедший во Франции. Хотя есть много данных о том, что агент разведки был послан Турцией, Франция пыталась это скрыть. И продолжает скрывать. То же самое касается и случая с товарищем Эвиной. Есть ситуация, которую скрывают. Так в чем же интерес Франции в этом вопросе? Я имею в виду, почему Франция пытается скрыть виновных в смерти товарищей Сары и Эвины? Хотя между Францией и Турцией, или другими странами в мире, в Европе, другими государствами существуют различные противоречия, почему они не проявили никакой реакции, несмотря на то, что виновник этих событий был очевиден?

Очевидно, что существует альянс капиталистической системы и ее военной организации НАТО. Это нападение на самом деле также является нападением НАТО. Это атака НАТО против женщин, против власти женщин. Почему была проведена такая масштабная атака? Конечно, это тоже важно понять. Почему курдские женщины дважды были убиты в центре Европы, в таком месте, как Париж, на глазах у всего мира, и никто на это не отреагировал? Хотя виновные известны, никто не занимается этим вопросом и даже не пытается устранить его правовую основу. Здесь и смерть Омара Гюнея в тюрьме, и попытка представить французского националиста во втором инциденте как сумасшедшего. Почему возникла такая ситуация?

Потому что, прежде всего, женская проблема — это проблема человечества во всем мире, а свободная позиция женщин — это самый радикальный пункт решения, центр решения проблем свободы всего мира. Разумеется, это связано и с курдской проблемой. Другими словами, решение курдской проблемы тесно связано со свободой курдских женщин. Свободная позиция женщин — это та позиция, которая больше всего в мире может поддерживать волну свободы. Поскольку это волна, идущая с самых низов, ее сила воздействия на все человечество гораздо выше. Она способна распространяться очень быстро. Например, товарищ Сакине, товарищ Фидан — такие же. Лейла тоже была такой в юности. Это повлияло не только на курдских женщин в плане поворота к свободе и обретения свободной позиции. Это влияние не только на курдских женщин. Она также оказывает такое влияние на отношения, сложившиеся с другими женщинами в мире, с женщинами других народов. И волна свободы, которая может развиться оттуда, например, среди женщин мира, повлияет на всю систему. Это также важный пункт просвещения, центр и область интересов для людей, которые являются социалистическими демократами, открытыми для некоторой свободы.

ПАРИЖСКАЯ БОЙНЯ — ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАГОВОРА

Нападение на товарища Сару — это продолжение заговора, то есть сговора против курдского народа и, конечно, движения за свободу. Это также заговор против всех нас. Это заговор против всех женщин. Поскольку заговор против нашего лидера был им сорван, это продолжение заговора против нашего лидера через женщин. Что касается инцидента в Дерсиме, то существует второй геноцид в Дерсиме, который сегодня пытаются превратить из локального в геноцид всего Курдистана. Политика геноцида курдов проводится сегодня во всех его военных, политических, экономических и культурных аспектах. И, конечно, Дерсим — это центральный район в нашей истории с точки зрения того, что он является средоточием нашей культуры то есть наиболее укорененных древних языковых, традиционных, свободных позиций нашего народа, с точки зрения наиболее глубоких корней его свободы и культуры.

ТОВАРИШ САКИНЕ ВОЗГЛАВИЛА ОБЩИНУ

Конечно, попытка геноцида Дерсима была не только геноцидом проживающих в этой местности. Это был геноцид всего Курдистана. Такая попытка была предпринята в 1937-38 годах. В Дерсиме был проведен большой геноцид. Однако курдский народ извлек из этого уроки, и новый геноцид, геноцид Дерсима, спустя десятилетия был сведен на нет с появлением движения РПК, а также при большом участии товарища Сары. Дерсим был воскрешен, Дерсим обрел новую жизнь. Снова подвергать Дерсим геноциду — значит нападать на это воскрешение. Так мы это определяем. Конечно, Роза Люксембург тоже была очень связана с ними. Потому что Сакине тоже связана со всеми женщинами мира. Ее сходство не только в том, что она руководила женщинами, но и в том, что она руководила обществом. Например, Роза Люксембург, она тоже была лидером партии. Сакине была одним из основателей РПК и женщиной, которая участвовала в ее первом конгрессе. Она также является одним из ведущих членов тюремного сопротивления. И по сей день она является первопроходцем тюремного сопротивления. В тюрьме Диярбакыра и других местах заключения Сакинэ она посмертно является примером позиции против пыток и всех видов истязаний. Это позиция свободы, позиция, которая не терпит подчинения. Другими словами, Сакине Джансыз — это позиция курдских женщин, которые настаивают на свободе, несмотря ни на что. Между всем этим много общего, есть связь и с мировой капиталистической системой, и с системой, в которой доминируют мужчины, и с НАТО, которая является ее наиболее милитаризованной институциональной формой, и, конечно, сегодня она усиливается в Турции. Конечно, парижская бойня — это именно такая бойня. Однако курдские женщины и женщины всего мира свели это на нет, защитив память о Сакине Джансыз. Это также необходимо подчеркнуть. Другими словами, с героической смертью Сакине Джансыз, Фидан и Лейлы сложилась обратная ситуация. В то время как воля к свободе пыталась быть сломленной, а геноцид — завершенным, борьба росла. Сегодня, после смерти Сакине Джансыз, в борьбу за свободу курдов включилось еще больше курдских женщин, а также произошло знакомство женщин всего мира с позицией курдянок, ратующих за свободу, с позицией Сакине Джансыз, также боровшейся за свободу. Сложилась ситуация, когда женщины мира берут с нее пример, когда она стала всеобщим образцом для подражания. Поэтому и здесь есть ситуация, в которой этот заговор, этот геноцид будут сведены на нет благодаря верности их памяти.

АЙТАН ДЕРСИМ: Я осуждаю массовое убийство 9 января и с уважением и благодарностью чту память всех героев свободы в лице товарища Сары. В этот день я еще раз обещаю, что мы исполним взятую на себя ответственность и выполним свой долг, которые они нам завещали. Товарищ Сара — это позиция нашей 50-летней истории борьбы. Это линия курдского движения свободных женщин. Наш лидер определил ее как таковую и такова наша история борьбы. Если вернуться к тому периоду, когда у товарища Сары не было столь прямого контакта с борьбой, то можно обнаружить в нем долгий поиск свободы. В тот период, когда она искала свободу, она воочию столкнулась с феодализмом в семье и той миссией, которая возлагалась на женщин обществом с доминированием мужского менталитета. В начальной, средней и старшей школе она всегда реагировала на это. Я скажу это здесь, потому что она упоминает об этом в своей книге, в описании своего образа жизни, демонстрирует это на примере своей матери. Это не реакция на мать. У матери есть своя миссия. Товарищ Сара всегда ее отвергала. У нее всегда был поиск. Другой мир, другие народы, другие секции, другие женщины. Иными словами, лидер, который относится к собственной жизни в три этапа, действительно таков. У товарища Сары такие поиски начались, когда она еще была дома. Другими словами, когда человек не направляет свои поиски с раннего возраста, следующим шагом становится капитуляция перед системой. Иными словами, эта капитуляция сознательно или бессознательно развивалась в каждом из нас. Но в товарище Саре она не развилась.

Как вообще выглядят свободные личности? Они всегда в поиске. Они не покидают его. Они отвергают рабство. Дело не в правилах и предписаниях. У них свои правила. Потому что у таких людей есть их поиск. Другими словами, они всегда стремятся к поиску. Когда Сакине столкнулась с товарищами Джумой и Фуат, она сказала: « Я как будто нашла то, что ищу». Разве это не интересно? А брак, в котором она жила. Этот брак не является классическим.

И вот Сакине, — та, на которую стоило обратить внимание, — уезжает в Измир и работает там. И она сразу же видит несправедливость на фабрике, где работает. Она видит доминирующий мужской подход своего начальника. Она работает там недолго и сразу же начинает создавать собственную организацию. Она призывает рабочих к забастовке. Многие товарищи, которые знали ее в то время, всегда говорят о ней. Они задавались вопросом: откуда взялась эта женщина? Кто она, откуда она? Она обладает новаторскими качествами.

ЖИЗНЕННАЯ СИСТЕМА САКИНЕ МЕНЯЛАСЬ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА ЖИЗНИ

То, что делает человека личностью, — это его стержень. Это его ценностные суждения, его моральные нормы. Например, если бы у товарища Сары его не было, отправилась бы она в одиночку в Измир в таком возрасте? Например, она не поддерживала семейные браки. Она была за свободный выбор. Но такой брак — тоже результат поиска. Как я уже говорила, она могла сказать я собираюсь придерживаться традиции, я выйду замуж, я останусь дома, но ведь было не так. Существовало и существует серьезное неприятие этого. В этом смысле, например, быть курдом, жить этой стержнем в памяти… Ведь человек — это память, верно? То есть, может быть, он не выражает всю свою память, но он всегда живет ею. Например, быть алевитом. Это очень важный аспект. А также быть женщиной. Сара понимала, что эти аспекты очень сильно сочетаются в РПК. Поэтому ее позиция так тверда. Вот почему она действительно социалистка и революционерка.

В этом смысле, например, товарищ Сара никогда не подходила к этому так. Когда я много лет сидела в тюрьме, мы постоянно жили, ориентируясь на ее сопротивление. Тогда мы тоже были молоды. Мы говорили: что это за женщина? В чем ее величие? В чем ее позиция? Я имею в виду, что вы ищете модель для себя, у вас тоже есть поиск, но вы ищете образец для подражания. Мы всегда брали ее как такой образец. После того как я попала в тюрьму, мне удалось увидеть товарища Сару непосредственно. Я имею в виду, вы находите то, что ищете. Вы действительно находите то, что ищете. Например, она — женщина, которая никогда не стояла на месте, у нее на все было свое мнение. У нее всегда были свои предпочтения и свой избранный круг. Он, безусловно, выбирает самых лучших, самых красивых, самых свободных. Он не говорит, что это нормально. Другими словами, он сразу говорит, что это еще не все. И в тот момент, когда вы говорите «хорошо», вы останавливаетесь. С ним нет остановки. Например, независимо от того, где он был, он останавливался во многих местах, он останавливался в подземельях, он останавливался на улице, он останавливался в горах, он останавливался в Европе, он останавливался в Махмуре. Его система жизни никогда не менялась в зависимости от места. Наш лидер оставался тем же. У него всегда была своя систематика жизни. Но она не заключена в такие статичные правила.

ОНА НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЛА СОБСТВЕННУЮ ЗНАЧИМОСТЬ

Свободных личностей — горстка. Это поговорка, и она верна. Они всегда находят свой путь. В этом смысле у таких людей нет границ. Такой человек и курд, и турок. Но прежде всего он алевит. Но, конечно, чем сильнее местное, то есть интеллектуальное, культурное, моральное, тем более универсальным ты становишься. Потому что твоя уверенность в себе сильна. И происходит культурное накопление. Формируется сознание. Пока люди существуют, их уверенность в себе растет, верно? Если нет, то есть если это сознание не сформировано, то это робкий трус, пассивный увалень. В этом смысле, без преувеличения, товарищ Сара затронула всех женщин тех мест, где ей доводилось побывать. Например, в Северном Курдистане, ставшем затем мегаполисом, она касалась их всех, имела с ними контакт. Например, еще до того, как попасть в свою первую тюрьму, она впервые создала женские группы в Элазиге, Дерсиме и Каракочане. Она собирала 50-60 человек, но не могла этого сделать, говорила, что еще не достигла такого уровня. Это тоже подход к свободе, не так ли? Она не преувеличивала. По мере того как она развивалась, она укрепляла эту уверенность. Например, она привела товарища Джуму, она говорила: «Я собрала столько-то женщин, приходите на собрание». В своем повествовании товарищ Кума также отражает свою товарища Сару. «Я так взволнована, что же я скажу женщинам?», — говорит она, но эту смелость она черпает у товарища Сары. Вот почему товарищ Сара тронула арабских и турецких женщин, армянок, женщин Лаз, и, кроме того, она тронула европеек.

Именно это руководство подчеркнуло в лице товарища Сары, определив ее как линию движения свободных женщин. Для свободы не существует границ. Она действительно превзошла их. Она говорила на зазаки, курманджи и турецком. Но интересен ее опыт общения с иностранками. Например, в других вещах, например, эти женщины говорили: мы говорим, она одобряет. Мы бы сказали, что она определенно понимает наш язык. Это сила женщины — сопереживать, чувствовать друг друга, жить друг другом — была очень сильна. Например, она всегда говорила нам следующее. Где бы ни стреляли в женщину, ни преследовали женщин, где бы их ни мучили, где бы ни маргинализировали из-за сексизма, поставьте себя на место женщин. Если вы этого не чувствуете, если вы этого не пережили, ваша женская борьба не будет развиваться. Это то, что товарищ Сара всегда испытывала на себе. Вот почему, например, я сказала об аспекте универсализации. Я также сказала о социализации. Она основывается сначала на своем местном и достигает универсального, социализируясь там. Поэтому каждый, кто знает товарища Сару, вдохновлялся ею. Этот вопрос вдохновлен тем, что она была первой женщиной, присоединившейся, например, к РПК, первым ее членом, первым, кто сопротивлялся и руководил из тюрьмы. В истории нашей темницы она была первой, кто плюнул в лицо Эсату Октай Йылдырану и поднял руку. В этом смысле, конечно, все это создает развитие, разницу в социализации. Другими словами, каждый человек, который видит и слушает ее, говорит, что должен поступить так же.

Как вы знаете, она некоторое время жила в Махмуре, и ее способность говорить на курманджи в то время была не очень хорошо развита. Но именно товарищ Сара посадила первые деревья, цветы и зелень в пустыне Махмур, сделав это вместе с местными женщинами.

В преображении людей есть осознание того, что без преображения человека не будет и социального существования. В нашей философии жизни целостность слова и дела действительно воплощены в товарище Саре. Такова ее жизненная позиция.

НАШ ЛИДЕР ЗАЯВИЛ: СНАЧАЛА МЫ СПАСЕМ ЖЕНЩИН

Сейчас капиталистическая современность переживает фашизм в его наивысшей точке и своим милитаризмом убивает женщин во всех обществах. Таким образом, он убивает динамику свободы, которая развивается в этом обществе, тех, кто может быть первопроходцем, тех, кто обладает воинственными качествами. Потому что все они представляют опасность для капиталистической современности. Наш лидер говорит: на чем основан капитализм, то есть империализм? На расстреле женщин. Наш лидер также сказал, что сначала нужно спасти женщину. Другими словами, в лице товарища Сары руководство сказало: я считаю, что женское движение должно развиваться, и я сделала первый шаг в первой группе.

У нас есть недостатки в понимании товарища Сары. Мы все еще пытаемся понять ее. Точно так же, как мы постоянно пытаемся понять нашего лидера, нашу борьбу за свободу, нашу историю, мы испытываем ту же самую борьбу и в этой области. Потому что мы подходим к этому так: если нечто понято полностью, оно окончено. Но пока существует борьба, эта борьба за то, чтобы распознать и понять, придать смысл пониманию, оно будет продолжать существовать. Вот почему товарищ Сара с ее революционной позицией стала первопроходцем для всех народов. Именно поэтому, например, изображения Сары убраны на многих маршах, конгрессах и конференциях во многих частях Европы, от Непала до Египта, от Латинской Америки до многих частей Европы.

Это и есть уровень универсализации. Иными словами, конечно, когда мы только зарождались как движение, наш лидер всегда определял идеологию женского освобождения как идеологию, которая должна достичь универсальности. И именно лидерство товарища Сары помогло распространить нашу борьбу и охватить других женщин после 2000 года.

ТЕКОШИН ОЗАН: Когда система патриархальна, свободная женщина не может примириться с патриархальной системой. Если есть тенденция к свободе, борьба неизбежна. Борьба обязательно будет. Что за борьба? Конечно, все виды угнетающего, насильственного поведения, деспотичного отношения к женщине порождают беспорядки. Например, это вызывает внутреннее отторжение. Но борьба требует воли, сознательного отказа. Иначе, например, в обществе женщины не довольны своей жизнью. Они не довольны поведением мужчин и политикой системы в отношении к женщинам. На самом деле все испытывают дискомфорт. Хочет ли женщина, чтобы ее били на работе? Захочет ли женщина быть принужденной к браку или, даже если она выйдет замуж по собственному выбору, захочет ли она испытывать постоянное систематическое давление после признания реальности мужчин в силу гендерной перспективы? Или она хочет сохранить собственную идентичность и позицию, собственный способ существования, подчиняясь лишь определенным правилам, установленным системой в пользу мужчин? Она не хочет этого, она чувствует себя неловко, но что ей делать, несмотря на свою неловкость? Женщине говорят, что. Ей говорят, что такова жизнь, такова ее судьба. В самой старой форме, в традиционной форме или в рамках капиталистической системы, это показывается так, как будто нет никакой альтернативы, как будто нет иного выхода. Борьба означает: «Нет, может быть что-то другое, может быть другой образ жизни, может быть другой способ обращения с женщинами. Женщины могут выбирать и другие вещи».

ВЫБОР САКИНЕ В ПОЛЬЗУ РПК — ОТЛИЧНАЯ ПОЗИЦИЯ СВОБОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ

Другими словами, борьба — это демонстрация позиции. В этом смысле она является одним из важнейших шагов к свободе. Бороться означает занять позицию, выступить против и, конечно, сделать выбор. В этом смысле борьба товарища Сакине — это борьба, ведущаяся с опорой на свободную волю и выбор. Она сделала свой выбор. Например, как она сказала, в том, что касается ее семьи и ее отношений с семьей, как дерсимская женщина, она, конечно, имеет в своих корнях самые прекрасные ценности естественного общества. Она придерживалась этих ценностей до конца. Таков был характер товарища Сакине. Она очень бережно относилась к ценностям свободы и естественной жизни Дерсима. Другими словами, она любила суть Дерсима. Но, например, она отвергала сексистские взгляды, которые формировались на протяжении всей истории цивилизации, отвергала роли, отведенные женщинам окружающим их обществом в лице их матерей, отцов, мужчин вокруг, и делала свой собственный выбор. Сакине, выбор, который она сделала, начиная с замужества и заканчивая отношениями, был иным. Это не просто спасение себя. Другими словами, как женщина, я могу жить только так, как хочу, иметь отношения такие, какие хочу». Товарищ Сакине с самого начала обратилась к социальной свободе, к национальной свободе. В этом смысле, например, выбор товарища Сакине в пользу РПК — это великая позиция женской свободы.

ОНА СТРЕМИЛАСЬ СПАСТИ НАЦИЮ, А НЕ ТОЛЬКО СЕБЯ

Что за геноцид был совершен в таком месте, как Дерсим? Сначала там имел место физический геноцид, а затем геноцид в школах через кемализм, так называемый белый геноцид. Сакине — моя подруга, которая тоже училась в такой школе. Видя и идентифицируя эти атаки белого и физического геноцида, она была склонна объединять их с позицией свободы своего собственного народа, курдского народа, и развернулась в его направлении. Это не просто женская позиция самоосвобождения. Это позиция женщины, объединяющей свободу народа со своей собственной целью свободы, объединяющей свою собственную свободу со свободой Дерсима, свободой Курдистана. В дополнение к этому, например, РПК имеет социалистическую сущность, социалистическую действительность . Другими словами, она объединила свои жажду освобождения женщин с идеей освобождения всех угнетенных социальных слоев. В этом смысле жизнь, отношения и позиция, которую она предпочла, не являются индивидуализмом. Другими словами, это позиция женской и всеобщей свободы, которая объединяет всех угнетенных.

В РПК у нее были друзья турки и друзья из разных слоев общества на заре становления партии. Несмотря на геноцид в Дерсиме, в то время там существовали националистические группы. Были и секции турецких левых, были и тенденции, которые пытались решить проблему через турецких левых или пытались решить ее исключительно через курдство, но она выбрала правильный путь. Она развивалась, чтобы принять свои национальные ценности, принять все угнетенные классы как социалист, но также принять свободу курдского народа и женщин вместе с другими народами. Сейчас нам очень легко говорить об этом. Потому что мы присоединились после определенного этапа борьбы. Национальные ценности достигли определенного уровня. Например, мы говорили о Курдистане, мы говорили, что Курдистан может стать независимым. Для нас, например, в плане отношений с другими народами, мы выработали международную позицию, мы выработали позицию свободы вместе с другими народами, после того как достигли определенного этапа. Но у товарища Сакине ничего подобного не было. Другими словами, когда товарищ Сакине вступила в партию, цвета партии были мало приемлемыми. Это был процесс, в котором свобода Турции и построение демократической системы вместе с курдами и турками воспринимались как нечто невероятное. Сакине сделала правильный выбор, и она сделала его как женщина. Более того, в то время женщин в партии еще не было. В РПК еще не было такого интенсивного женского участия. Она стала первопроходцем в этом деле. Женщины пришли в партию после нее. Теперь это совершенно иной способ борьбы.

САКИ̇НЕ ТАКЖЕ СРАЖАЛАСЬ В РЯДАХ РПК

Система хочет определять женщин через препирательства или простые драки. Именно так она всегда смягчает ситуацию. Она упрощает рефлексы угнетенного состояния души, которое испытывают женщины. Товарищ Сакине всегда превращала свою борьбу в борьбу за победу, объединяя ее с обществом, окружением, угнетенными слоями населения, другими женщинами. В этом смысле она действительно не ограничивала освобождение только собой, а вела его как борьбу, которая приумножает свободу. И она делала это в рядах РПК. Сакине боролась не только против системы, семьи или турецкого государства. После вступления в РПК, когда вы вступаете в борьбу внутри РПК, а мы все люди, не бывает такого, что вы вступаете на завод и выходите с одной или другой стороны. Конечно, люди могут принести с собой свои ментальные привычки. Чтобы преодолеть их, требуется определенный процесс. Например, Сакине Джансыз боролась с менталитетом, в котором доминировали мужчины в РПК. В этом смысле Сакине внесла большой вклад в углубление свободы женщин в РПК и в то, чтобы мужчины приняли свободу женщин. Она стала первопроходцем в этом деле. В этом смысле она также преобразила мужчин. Другими словами, она стала образцовой ролевой моделью для свободной женской позиции в деле преобразования мужчин, а также преобразования женщин.

ОНА ЗАНИМАЛАСЬ ЭСТЕТИКОЙ И ЖИЗНЕННЫМИ ВОПРОСАМИ

Вот, например, некоторые вещи, которые я помню о Сакине. Сущность Сакине не была обычной, она обладала необычными и трансцендентными качествами. Например, у нас есть определенные стили встреч. У нас есть повестки дня. Я имею в виду, что у нас есть известные повестки дня. Например, Сакине, когда она проводила встречи, она проводила их не только по таким политическим, идеологическим и организационным повесткам дня. Она обращалась к вопросу эстетизации жизни, например «как построить жизнь?», «как сохранить прекрасное в жизни?», «как создать эмпатию в отношениях?», на что обращать внимание, как это делать.

В борьбе Товарищ Сакине всегда присутствовала эстетика. Всегда был поиск красоты, всегда был поиск благоустройства. Но, конечно, когда я говорю об эстетике и благоустройстве, это также должно быть выражено следующим образом. Знаете, когда капитализм объединяет женщин и красоту, он всегда подчеркивает красоту как превращение женщины в нечто иное, чем она есть. Именно так создается косметика. В последние годы с помощью косметических операций система говорит: «Ты не красива такой, какая ты есть». Она говорит вам превратить себя во что-то другое, быть красивой с другими вещами и добавками. В противовес этому Сакине говорила о живой красоте в ее самой естественной форме, то есть в самом прекрасном естественном состоянии жизни без добавок.

В курдской культуре солнце тоже просыпается до восхода, и как только оно встает, оно просыпается вместе с жизненной силой природы. На самом деле это требование уважения к природе в зороастризме и верованиях алевитов.

Между товарищем Сакине и Абдуллой Оджаланом шел диалог. В то время ее книга еще не вышла. Абдулла Оджалан спросил Сару: «Ты пишешь книгу?» Она ответила: «Моя жизнь всегда была борьбой». Абдулла Оджалан рассмеялся: «Ты всегда борешься против нас? Против кого ты борешься? Приоткройся нам хоть на минуту». Но он тоже смеялся. Я имею в виду, что их диалог с Абдуллой Оджаланом совсем другой. Потому что он говорил, что мы уже равны, а Сара отвечала: «Нет, я борюсь против всех суверенитетов, реакций и традиций».

«В любом случае, ты боролась больше меня, ты сопротивлялась из тюрьмы, ты пошла туда, я не такой, как ты», — сказал Абдулла Оджалан, и, конечно, товарищ Сара отвечала: «Лидер, все не так. Вы, ваша идеология и философия привели нас к существованию».

АЙТАН ДЕРСИМ: Сегодня в нашем движении проект преобразования мужчин уже давно стоит на повестке дня, и он был выдвинут нашим лидером Абдуллой Оджаланом. Именно Абдулла Оджалан развил идеологию освобождения женщин до таких глубин: «Вы достигли определенного уровня, вы объединились, вы стали партией. Но давайте также признаем, что мужчины тоже должны измениться». Ведь когда женщина достигает своей силы, она может бороться с этим, верно? В противном случае, если она встанет и будет бороться, ничего не зная, она потерпит поражение. Мы не принимаем все, что говорит мужчина. У Сакине случались вспышки на собраниях. Она никогда не принимала этого: друзья-мужчины вставали и говорили правду, верно? Я имею в виду, что некоторые из нас время от времени вставали и говорили: «Мы согласны с его мнением». «Почему это я согласен с его мнением? У меня тоже есть свое мнение», — отвечала она. Это все рефлексы, которые составляют принципы свободы, верно?

Лидерство, свобода, сформировали принципы движения. Он также говорил об эстетике в борьбе. Теперь у товарища Сары есть история борьбы, верно? Что означает история борьбы? Сознание, опыт, накопление знаний — все это ставит перед вами то, что вы должны сделать, не так ли? И когда мы смотрим на сегодняшний день, мы видим, как много опыта мы приобрели, а наши цели стали больше.

Именно так наш лидер развивал женское движение. Мы же не сказали вдруг в один момент, что мы — женская партия, верно? Так же, как и товарищ Сара. Товарищ Фуат рассказывает истории, товарищ Джума рассказывает истории. Товарищ Сакине не была женщиной, которая просто соглашалась с тем, что говорили все. Это очень важно. Принятие всего означает отсутствие собственной воли.

К ЭТОМУ ОПЫТУ НУЖНО ПОДХОДИТЬ ПРАВИЛЬНО

Свободная сила означает веру и средства для ее достижения. Например, он говорил нам, всем нам: «Не будьте такими грубыми, не отвергайте, не ставьте границы между собой». Он говорил: «Не отрезайте, как если бы вы отрезали крышу от своей головы. Потому что существование общества зависит от существования мужчин и женщин. Но ни данная женщина, ни данный мужчина не могут этого сделать. И мы видим, как это происходило на протяжении тысячелетий». В этом смысле, например, куда бы он ни отправился, он проводил встречи не только с женщинами-друзьями, он проводил смешанные встречи.

Товарищ Сара была не из тех, кто любит болтать часами. Она могла говорить полчаса, 45 минут или 20 минут и потом выслушивать всех своих друзей по очереди. Поэтому она хотела анализировать социологию. Решая эту задачу, она устанавливала связь, завязывала диалог. Ей было что сказать каждому из своих друзей. Поэтому она всегда говорила нам, что бороться с мужчинами не так-то просто. «Что бы вы ни делали, будьте организованы, — говорила она. Если мы неорганизованны, то есть если у нас нет силы, организации, свободы в смысле организации, мужчины воспользуются этим.

Товарищ Сара говорила: «У нас есть опыт. Так что же вы собираетесь делать? Этот опыт — правильный подход к этому наследию. Нужно учиться, но не становиться прежними. Всегда будьте в состоянии борьбы, структурируя себя в динамике этой борьбы и трансформируя ее в более сильную организацию». Она говорила это, но также говорила нам не бояться. Она всегда боролась, он всегда боролась, но не таким разрушительным образом. Иногда у нее случались вспышки, она вставала, бросала вызов, и такое тоже бывало, не то чтобы совсем не было. Но когда она делала это, она не была такой, знаете, она не устраивала беспорядка.

Например, она придавала большее значение общественным собраниям. Товарищ Сара была очень популистской. Я имею в виду, например, ее фотографии на общественных собраниях или маршах. Как она возбуждена. Революция — это волнение. Это ее моральная мотивация. Революция — это действительно культура. Мы называем ее социализмом, не так ли? Культура справедливости и морали. Это наша мечта, и мы всегда боремся за нее». Наибольшее волнение товарищ Сара испытывала в процессе, который развивался в 2013 году, особенно в связи с новой парадигмой Лидерства. «Это обязательно произойдет. Если не сегодня, то завтра», — сказала она. «Я верю в нашего лидера, но я не верю в него так эмоционально, как вы. Вы эмоциональны. Вы всегда плачете, вы всегда почти в трауре. Если бы наш лидер увидел вас, оно бы точно разозлился».

Эта свобода больше не является проблемой только курдов, не является потребностью только лишь курдов. Мы начали как потребность курдов, но теперь, как говорит Абдулла Оджалан, это потребность всех народов. Потому что написанная история — это не история народов, а история власти. Вот почему он говорит, что не переписывает историю, но не принимает историю, которая была написана. Народы написали свою собственную историю.

БОРЬБА ЗА ПРЕОБРАЖЕНИЕ МУЖЧИН КОНКРЕТНА В ТОВАРИЩЕ САРЕ

Это также очень заметно среди курдов и алевитов. Например, у нас нет письменной истории. У нас есть устная история. Например, это тоже было очень очевидно. Возможно, у многих из нас она есть. Например, в нашем регионе распространены напевы и поговорки, которые называются денгбежлик. Слушая их, люди приходят к истории. В то время он всегда говорил: «Слушайте, слушайте, смотрите, он ведет нас в историю». Это и есть память. Другими словами, распознать память по одному, преобразовать ее в письменную, сделав ее вербальной. Вот почему Абдулла Оджалан говорит, что история женщин, история рабства еще не написана, а история свободы ждет своего часа. Да, мы можем сказать это в лице товарища Сары, что она пишется, действительно пишется. Вот почему социальная борьба, борьба за преобразование мужчин и осознание себя женщиной очень конкретны в товарище Саре.

Свободная личность не сидит на месте. Я имею в виду, что если вы посадите такого человека куда-нибудь, даже если это место очень большое, он никогда не просидит там и часа. Свобода — это энергия. То есть она текуча. И именно он всегда задает направление этому потоку. Вот почему в истории нашей борьбы именно товарищ Сара принесла опыт и сознание нам, движению свободных женщин, и своей жизнью и позицией показала нам наше существование. Наша философия лидерства действительно воплотилась в жизненной позиции самой Сары. У нас все еще есть теоретические аспекты, дискурсы очень продвинуты, мы все еще неадекватны в нашей жизненной позиции, в ее полном выражении. Но Товарищ Сара действительно преодолела все это. Она хотела передать свою позицию нам, поэтому у нас тоже была слабость в ее понимании.

Мы неполны и до сих пор не можем преобразовать наследие и позицию товарища Сары в жизнь борьбы и метода. И в этом отношении у нашего руководства есть серьезные критические замечания к нам. Потому что наш лидер хочет видеть перед собой свободных женщин. Как он говорит: «Я хочу видеть такую женщину, которая могла бы обстоятельно обсуждать со мной философию». Что это такое — женщина, достигшая свободы, перешагнувшая ее, но всегда борющаяся за эту свободу?

НАША ЛЮБОВЬ К СВОБОДЕ — ЭТО НАША СОЦИАЛЬНОСТЬ

Наша любовь к свободе — это наша социальность. То есть тот факт, что мы — женщины. Поэтому в лице товарища Сары она не индивидуальна. Тысячи и сотни тысяч людей собрались на ее похороны в Европе. Героическая гибель товарища Сары вновь потрясла Дерсим. Товарищ Сара утвердила свое присутствие там своей борьбой. И действительно, конечно, давайте скажем здесь следующее послание или напомним нам об этих обязанностях и ответственности. Да, наши люди и наши женщины знают об этом, но особенно знает об этом Дерсим. Потому что этот геноцид еще не закончен. Да, геноцид не удался. Заговор тоже провалился, и он не удастся. Особенно женская освободительная борьба, которая возглавляет борьбу этих народов, всегда была и будет в борьбе с этой культурой геноцида. Геноцид не был побежден и в Дерсиме. Геноцид был проведен, но он провалился. У жителей Дерсима есть такой долг. Там сотни революционеров, и товарищ Сара — самое конкретное выражение этого революционизма. Там есть революционная культура. Там есть культура сопротивления. Они должны вывести ее наружу. В противном случае там есть своя культура. Всегда есть бунт, восстание, неприятие. Но если это не будет преобразовано в сильную организацию, вы не сможете победить или ограничить врага. Вот почему наш лидер говорит: «Без организации в Курдистане и лист не шелохнется». Наша 50-летняя борьба доказала это. Мы следуем этому и сегодня. Они действительно хотят дегуманизировать Дерсим и Курдистан, они хотят оставить наши города Курдистана неорганизованными. Где будет храниться память о них для молодого поколения? Молодое поколение — это авангард народов. Как и все движения. Сегодня молодежь повсеместно покидает свою страну, покидает свои деревни, свои города в результате очень сильного давления. Уехать — значит дать силу врагу. Пусть мы знаем это. Отказаться — значит принять все тенденции врага. Потому что ни люди, ни молодежь, ни женщины не могут быть освобождены без земли, не могут быть освобождены без людей, без страны.

Да, это трудно, но есть борьба, в которой мы очень сильны. По случаю этого дня в лице товарища Сары я хотела бы выразить это как долг. Для меня большая честь быть уроженкой Дерсима, но также большая честь гордиться его сопротивлением, его культурой и моралью, его осознанием курдской идентичности и его борьбой за свободу. Мы существовали, пока боролись. Без борьбы нет ничего. Дайте нам это понять. Мы говорим это народу и молодежи Дерсима, а также курдской молодежи.

 Мы начали молодыми и продолжаем молодыми. Враг ведет широкомасштабную специальную и психологическую войну. Мы — движение, которое препятствует всему этому. Молодежь должна направить свои силы в горы, молодежь должна направить свои усилия на борьбу за свободу. Она должна организовать себя так, чтобы отомстить врагу. Мы победим этого врага. Мы поклялись в этом. Это клятва наших погибших героев. Это те, кто погиб во время товарища Сары, товарища Ронахи, товарища Лейлы, товарища Саванин и других революций. Мы — движение, которое идет по их наследию. Поэтому наши корни крепки. Эти корни не могут быть выкорчеваны с этой земли. Здесь мы все должны быть в состоянии сказать, что мы всегда в борьбе. Мы всегда должны бороться.

ТЕКОШИН ОЗАН: Мы говорим о борьбе Сакинэ, о ее более чем 40-летней борьбе, и эта борьба продолжается и будет продолжаться ее преемниками в движении, которое она основала. Конечно, мы обязательно победим. Но это открыло стиль, это открыло реальность. Есть нечто, что теперь стало реальностью, действительностью. Те, кто не проявляет способности защитить себя, обречены жить или умереть под чужим суверенитетом. Другого пути нет. Чтобы существовать, нужно защищать себя. Что касается женщин, то если они не будут защищать себя, если они оставят свою защиту другим, то тем самым они лишат себя права говорить о себе. Те, кто может защитить себя, могут говорить о себе, те, кто может защитить себя, могут делать выбор в отношении себя, те, кто может защитить себя, могут проявить добровольную позицию в отношении себя. Другими словами, защищать себя — значит существовать. Участие товарища Сакине в РПК и ее борьба на протяжении более 40 лет — это фактически позиция защиты себя и своего общества. Такая позиция проявилась в том, что товарищ Сакине стала прямой мишенью этого фашистского режима, режима ПСР, правительства Эрдогана и, конечно, НАТО, получающего поддержку от патриархальной системы.

БОРЬБА САКИНЕ ДЖАНСЫЗ — ЭТО БОРЬБА ВСЕХ НАС

Конечно, мы потеряли Сакине, и это большая потеря для всех женщин. Но уровень борьбы, показанный подругой Сакине, вырос. Защита женщин, самозащита женщин теперь стала реальностью, которую отстаивают все женщины. И сегодня женщины во всем мире, у которых действительно есть это сознание, организуются. Они объединяются, где бы они ни находились, и обретают сознание того, что могут защищать себя вместе.

Борьба Сакине — это борьба всех нас, мы должны расширить эту борьбу, мы должны расширить этот способ борьбы. Время от времени, конечно, делаются заявления и предпринимаются действия. Но сейчас мы находимся в состоянии третьей мировой войны. Война очень большая, происходят нападения и геноцид. Идет геноцид женщин в Курдистане, Армении, Газе, Афганистане. То же самое происходит в Латинской Америке, на Украине. Идут большие войны и геноциды. Женщины в этой войне только проигрывают. Они — объект. Их пытаются превратить в объект. Поэтому женская организация, организация женщин ради собственного выживания, должна рассматриваться сейчас как необходимость, как непременное условие. В РПК, в борьбе РПК накоплен большой опыт. В этом смысле присоединение к РПК, солидарность с РПК, совместное следование со свободной женской позицией и организацией, выявленной РПК, действительно является гарантией свободной жизни не только для курдских женщин, но и для женщин всего мира. Конечно, необходимо развивать эту борьбу вокруг нашего лидера, чтобы жить, чтобы существовать, чтобы существовали женщины. Действительно, свобода Абдуллы Оджалана — это наша свобода, свобода женщин. В этом смысле мы должны обязательно сломать систему Имрали и освободить нашего лидера. В память о наших подругах Сакине, Фидан Доган и Лейле Шайламаз я говорю, что мы должны победить, усиливая борьбу, усиливая самооборону, формируя солидарность и организованные структуры, а не оставаясь в одиночестве или пассивными в одном месте. Это мой призыв ко всем женщинам. В предстоящий период также будут организованы акции. Акции будут организованы в Курдистане, за рубежом, в Европе и во многих частях мира. Я призываю к активному участию в этих протестах в честь памяти Сакине и в поддержку всех борцов. И я призываю всех женщин вступать в ряды РПК, чтобы долгосрочная, постоянная, действительно укорененная революционная борьба могла продолжаться по пути товарища Сакине. Каждый может многое сделать в этой борьбе. Достижения действительно можно сделать гораздо более значительными и постоянными. Исходя из этого, я, конечно, хотела бы еще раз выразить нашу приверженность памяти наших товарищей. И не ограничиваясь только осуждением, я осуждаю нападения, заявляя, что фашизм и эта идеология геноцида, идеология геноцида женщин и идеология геноцида народа обязательно будут побеждены. И в лице наших подруг Сакине Джансыз, Фидан Доган, Лейлы Шайлемез я с уважением и любовью склоняюсь перед памятью всех свободных женщин, которые боролись, и хочу выразить им свою благодарность.

ВЛИВАЙТЕСЬ В РЯДЫ РПК

Конечно, сложно одновременно рассказать историю борьбы и выразить стоящую перед ней проблему. Но как движение мы всегда брали это за основу и существовали на этом. Мы всегда знали о нашей верности нашим погибшим героям, о том, что мы должны идти по самому твердому и решительному пути, который он нам открыл. Это всегда присутствует в движении. Так же, как и в Движении свободных женщин. В этом смысле, помимо приветствия товарищу Саре, товарищу Севе и других наших товарищей — Эвины, Лейлы Сорхвин и Ахын, молодых товарищей, которые самоотверженно сопротивлялись в Запе, которые посвятили себя этой борьбе всем сердцем и разумом, мы обещаем, что их борьба будет нашей борьбой. Эта борьба — то, что движет нами. Эта борьба делает нас верными. Именно эта борьба делает нас решительными. Мы — революционное движение. Постоянная цель и задача революционного движения велики, и оно растет в своем труде и усилиях. Вот почему мы говорим: «Вливайтесь в ряды РПК». Не обязательно уходить в горы. Нужно влиться в идеологию и философию РПК. Существует кампания за наше освобождение нашего лидера, не так ли? Она перешагнула все границы. Вот почему заговор не достиг своей цели. Геноцид тоже не достиг своей цели. Но на нас лежит такой долг и ответственность за их устранение. Вот почему нам необходимо достичь реальности, которая понимает философию Абдуллы Оджалана, его идеологию и парадигму. Именно поэтому тысячи и сотни тысяч людей приняли участие в борьбе за физическую свободу Абдуллы Оджалана. Мы должны поднять эту борьбу. Конечно, победа над фашизмом проходит через сильную организацию народов, сильную организацию и борьбу женщин. Мы, как женское движение, полны решимости. Мы можем возобновить наше обещание этой борьбы на пути товарища Сары.