Во второй части этого подробного интервью Басе Хозат, сопредседательница Исполнительного совета АОК, проанализировала текущие попытки передела региона в ходе войны, которая грозит перекинуться и на Ирак.
Первую часть этого интервью можно прочитать здесь.
- На Ближнем Востоке, в эпицентре Третьей мировой войны, продолжаются интенсивные боевые действия. В Сирии пал баасистский режим и к власти пришла группировка ХТШ. Что за план реализуется в Сирии и какую роль в нем играют такие региональные державы, как Турция и Иран?
- Третья мировая война идет полным ходом, и сейчас эти процессы достигли решающей стадии. Происходит передел региона, и в ходе этого передела Израиль пытаются превратить в гегемон на Ближнем Востоке. Собственно, сам проект «большого Ближнего Востока» и является схемой, в которой регион перекраивают под интересы Израиля. Любые этнические и религиозные конфликты используются, как основное оружие в реализации этого проекта. Война в Газе, боевые действия в Ливане, война, которая усиливается сегодня в Сирии, крах режима Баас, захват власти в Дамаске группировкой ХТШ, постепенное распространение пламени войны на Ирак, усиление военных действий в Иране и превращение Турции в эпицентр войн – всё это проявления процесса перекраивания региона.
В таких рамках и следует оценивать происходящее. Нужно предвидеть последствия для народов региона и решать, как бороться за общее будущее. Группировка «Хайят Тахрир аш-Шам»* (ХТШ) пришла к власти менее чем за две недели, свергла режим Баас, правивший более 60 лет, и захватила Дамаск. Но это произошло, конечно, не только благодаря силе ХТШ. Это был масштабный план, разработанный на международном уровне, которым руководили Америка, Великобритания и Израиль. Турция также была частью этой схемы. Турции отвели ведущую роль в реализации этого плана. Теперь они упиваются мнимым чувством победы. Участники этого сговора ведут себя так, будто совершили великий передел и завоевали Сирию, словно они захватили всё и создали зону господства на Ближнем Востоке. Такой менталитет царит в правительстве, в основных СМИ и в их властных кругах. Но всё это ложь. Правда в том, что Турция похожа на осла, загнанного на минное поле. В этом и заключается суть ситуации, в которой оказалась Турецкая Республика.
Международные державы разработали совместный план, и Турции была отведена роль в его реализации. Но если присмотреться внимательнее, можно понять, что против Турецкой Республики был организован заговор. Используя Турцию, внешние силы постарались нивелировать влияние Ирана в Сирии, и стране был нанесен серьезный удар. Это уже произошло в Ливане, где «Хезболла» получила масштабный урон. Влияние Ирана в Сирии было сломлено руками турецких властей. Режим Эрдогана стремился заполнить вакуум, оставленный Ираном, и турецкие власти были готовы пойти на поводу у этого плана сразу же, не понимая, что на самом деле происходит, не просчитывая последствий и не осознавая, к чему всё идет. Они были сосредоточены на том, чтобы нейтрализовать Иран в Сирии и превратить последнюю в свою провинцию, как это было во времена Османской империи. Именно это они обсуждают сейчас. Сирия под таким внешним управлением станет территорией, которую Турция будет использовать и эксплуатировать в своих интересах. Установив гегемонию над Сирией, она в значительной степени установит контроль над всем регионом. На протяжении ста лет Иран и Турция соперничали, вели войны за власть в регионе, и теперь они считают, что именно так добьются успеха. Устранив влияние Ирана в регионе, Турция пытается установить собственный контроль над этими территориями, и делить власть она готова с Израилем. Сейчас турецкие власти стремятся именно к этому.
Но режиму Эрдогана следует понимать, что ему не позволят поглотить Сирию. Эти амбиции будут подавлены. Израиль не будет делить с Турцией право на гегемонию в регионе. Международные державы-гегемоны не заинтересованы в разделении возможностей между Израилем и Турцией. Сейчас в регионе реализуется план, направленный на то, чтобы отдать контроль Израилю, сломить гегемонию Ирана руками Турции, а затем нивелировать влияние Турции, чтобы эта страна служила Израилю. Для Турции создают впечатление, будто она одержала большую победу. Это намеренные манипуляции. Восхваления Трампа в адрес Эрдогана, когда президент США называл Реджепа Тайипа «очень умным и сообразительным человеком», имеют именно такую цель. США создают впечатление, будто Турция действительно стала крупным победителем в регионе и представляет собой преуспевающую державу. Когда Трамп говорит это, он смеется, едва отвернувшись в сторону. Израиль тоже насмехается над Турцией. Страна попала в ловушку. Сейчас внешние силы используют Турцию, а когда закончат, то отведут ей то место, которое подготовили для Турецкой Республики. Как только страна проявит хоть малейшее сопротивление, они начнут уничтожать её изнутри. Они будут вмешиваться в дела Турции всеми средствами. Нынешнее правительство пытается обмануть турецкое общество, демократические силы и оппозицию, но и оппозиция тоже приняла правила этой игры. Оппозиционные организации конкурирует с правительством. Некоторые едут в Дамаск и пытаются улучшить отношения с теми, кто взял контроль над сирийскими землями. Вместо того, чтобы критиковать политику правительства, продвигать мир и политику примирения, оппозиция поддерживает политику нынешнего правительства и почти жаждет быть её частью. Это полная слепота. Турция оказалась в числе проигравших в сложившейся ситуации.
Выигрывают здесь лишь капиталистические державы-гегемоны – Америка, Британия и Израиль. Турция не осознает этого. На протяжении многих лет она строила свою политику на принципах геноцида курдов. Нет ничего, что она не сделала бы для решения этой кровавой задачи. Турецкие власти создали подразделения СНА, собрав под этим названием бандформирования и наемнические группы, выжившие после разгрома ИГИЛ*. На самом деле СНА – это и есть ИГИЛ. И Турция натравливает эти группировки на курдов. В то же время режим Эрдогана пытается добиться того, чтобы ХТШ заняла аналогичную позицию. Для этого турецкие чиновники поддерживают постоянный контакт с Дамаском, Вашингтоном, Лондоном и так далее. Они пытаются заручиться поддержкой всех этих держав, надеясь на помощь в своих попытках ликвидировать автономную систему самоуправления в северо-восточной Сирии, чтобы подвергнуть геноциду курдское население и жителей этих территорий. Турция стремится доминировать в Сирии, надеясь установить свою гегемонию в регионе и разделить власть с Израилем. Но это самообман. Турецкий режим проводит нереалистичную, иррациональную и опасную политику. Это повлечет огромные потери для Турции. Страна уже фактически стала проигравшей стороной.
- Вы подчеркнули, что Турция делает всё возможное, чтобы подавить революцию в Рожаве, и поэтому наращивает интенсивность военных атак. Как можно оценить сопротивление народов северо-восточной Сирии, органов самоуправления и сил самообороны на политическом, социальном, дипломатическом и военном уровне?
- Сегодня мы стали свидетелями славного сопротивления в Рожаве, а также на территории всей северо-восточной Сирии. Я с большим уважением и благодарностью чту память всех павших бойцов СДС, ОНС и ЖОС, а также каждого из наших патриотов, отдавших жизни в этом сопротивлении, и желаю скорейшего выздоровления раненым.
Наш народ мобилизуется и оказывает сопротивление захватчикам. Все народы северо-восточной Сирии приняли участие в революционной народной войне. Это важнейший факт. Они встали на сторону СДС и оказывают сопротивление оккупантам в зоне боевых действий и в мирных городах. Это то, что подобает народам северо-восточной Сирии. Только через сопротивление они могут обеспечить себе свободу. Другого пути нет. Когда мы говорим, что отстоять свое право на существование и свободу можно только в борьбе, пример реализации этого пути можно увидеть сегодня в северо-восточной Сирии. Все граждане, от молодых до пожилых, мобилизованы и участвуют в сопротивлении. Я приветствую отвагу и волю нашего народа. Это очень значимая поддержка. Курды и другие народы северо-восточной Сирии должны продолжать сражаться плечом к плечу с силами самообороны. Конечно, наш народ в других частях Курдистана и за рубежом, а также наши друзья-интернационалисты и все демократические силы должны принять участие в укреплении народной борьбы в северо-восточной Сирии. Они должны участвовать в этом сопротивлении и поддерживать революционную борьбу всеми доступными методами. Мы видим это в Северном Курдистане, где в Нусайбине и Суруче прошли пикеты в защиту Рожавы; сотни людей, тысячи наших товарищей участвуют в этих акциях. Публичные мероприятия продолжаются уже более двух недель, и в ближайшее время начнутся новые акции. Прошли массовые демонстрации, прозвучали многочисленные заявления. Жители Северного Курдистана демонстрируют готовность поддерживать Рожаву как в собственных городах, так и в крупных мегаполисах Турции. Это очень важно. Я приветствую это сопротивление и высоко ценю товарищество, которое продемонстрировали жители Северного Курдистана, но сегодня необходимо подчеркнуть, что этого, к сожалению, недостаточно. Нужно усилить борьбу. Не сотни, не тысячи, а десятки тысяч людей должны участвовать в акциях в защиту Рожавы. Сотни тысяч должны внести посильный вклад. По всей границе должны проходить акции в защиту северо-восточной Сирии. Нам нужно тотальное сопротивление, и всем нашим согражданам следует принять в нем участие. Наибольший вклад должны внести наши соратники из Северного Курдистана.
Если Демократическая автономная администрация северо-восточной Сирии не сможет защитить себя, никакой почвы для демократического решения в Северном Курдистане не будет. Эти события взаимосвязаны. Без демократического решения в Северном Курдистане демократическая автономная система Рожавы не сможет выстоять. Курдский вопрос – всеобъемлющая проблема, а не частная, пускай и непростая, ситуация давнего конфликта. Поэтому поддерживать Рожаву следует во всех четырех частях Курдистана – это равнозначно борьбе за собственное существование и свободное будущее нашего народа. Поэтому десятки тысяч, сотни тысяч, миллионы людей в четырех частях Курдистана, особенно в Северном Курдистане и за его пределами, должны выходить на улицы и площади своих городов каждый день, чтобы отстаивать революцию Рожавы, поддерживать её сопротивление и быть частью этой подлинно народной борьбы.
Революция Рожавы – это женская революция. Женщины заплатили невероятную цену за годы этого сопротивления и внесли огромный вклад в создание автономной демократической системы самоуправления. Будущее этой революции имеют решающее значение для свободы женщин. Не только курдянки, но и все прочие женщины должны принять и поддержать эту революцию. То же самое касается молодежи и активистов-экологов, борющихся за сохранение окружающей среды. Это необходимо подчеркнуть.
Сирия должна иметь возможность строить демократическую конституционную систему, основанную на автономии регионов страны. Такое решение предотвратит межконфессиональные, религиозные и этно-националистические конфликты, а также сыграет фундаментальную роль в демократизации региона, подарив Ближнему Востоку шанс на братское сосуществование народов. Курды стали первопроходцами в этом деле, а народы северо-восточной Сирии – пионерами, реализовавшими этот подход на практике. Хочу отметить, что этот подход отвечает интересам Турции в том числе. Интересы Турецкой Республики заключаются в примирении и достижении соглашения с Демократической автономной администрацией северо-восточной Сирии. Если бы турецкие власти могли мыслить рационально, они стремились бы к примирению и постарались достичь демократического решения в Северном Курдистане, взяв за основу демократический опыт Автономной администрации и начав переговоры с Абдуллой Оджаланом. Если Турция сможет пойти этой дорогой, такой выбор сделает её великой державой. Другими словами, если Турция хочет иметь влияние в Сирии и на всем Ближнем Востоке, она должна прийти к соглашению и примирению с Демократической автономной администрацией. Это единственный способ найти решение для Сирии. В противном случае последняя превратится в эпицентр вооруженного конфликта. Он уже начался: идет резня алевитов и друзов, грозящая перерасти в масштабный геноцид народов северо-восточной Сирии. Религиозные конфликты уже разгораются.
Деспотичные, фашистские системы национальных государств приводят только к конфликтам. Они ведут к этническим и религиозным столкновениям, что влечет за собой огромные потери. Эти системы никогда не несли никакого развития региону. События прошедшего столетия – лучшее доказательство этому тезису. Регион не оправился от войн, потому что вооруженные конфликты продолжаются. Если национальное государство должно существовать, оно должно быть перестроено таким образом, чтобы демократические органы самоуправления могли влиять на ситуацию, а это значит, что в регионе должна быть разработана новая парадигма. Все мы наблюдаем за ситуацией в Сирии. Очевидно, что события становятся всё более запутанными. Влияние Ирана в Сирии было сведено к нулю, но не стоит относиться к Ирану слишком легкомысленно. Эта страна не уйдет ни из Ливана, ни из Сирии, ни из Ирака так просто. Все участники событий пытаются передислоцировать свои силы в соответствии с новыми условиями. Ситуация становится всё более опасной, напряжение нарастает. Единственный путь, который может предотвратить негативный исход, – парадигма, предложенная Оджаланом. В ходе последней встречи курдский лидер вновь продемонстрировал свою волю к разрешению давно назревшего конфликта. Абдулла Оджалан поделился крайне ценными выводами об этих событиях.
- Мы хотели бы поговорить о том, как продолжают развиваться события, начавшиеся 7 октября с войны в Газе и докатившиеся до Сирии. После событий в Сирии все внимание приковано к Ираку, где многие ожидают аналогичной ситуации. В публичном пространстве говорят о деятельности турецкого режима в Ираке. Существует ли для Ирака такая же опасность, как и для Сирии?
- Турция проводит в Ираке ту же имперскую, неоосманистскую политику. На протяжении многих лет политика режима Эрдогана в Ираке и Сирии демонстрировала множество сходств. Турция пытается достичь цели, которую поставила в «Мисак-и Милли» (Национальном пакте). Режим Эрдогана намерен установить контроль над Ираком. Последнее соглашение с Ираком – шаг в этом направлении. Вторжение и аннексия осуществляются с этой целью. В последние годы Турция стремится усилить свое влияние и расширить зону оккупации в Северном Ираке, используя туркоманов, а также расселяя ярых националистов в оккупированных районах. На земле суверенного государства фактически создавались вооруженные силы, лояльные турецкому режиму. Такие вооруженные формирования есть в Киркуке, Мосуле и Тель-Афаре, а город Башика стал центром подобной деятельности.
Ирак испытывает экономические трудности, поскольку Турция пытается захватить его рынки. Таким образом режим Эрдогана стремится обеспечить свою экономическую гегемонию в этой стране. Турция использует водные ресурсы в качестве козыря против Ирака, прибегая к шантажу, чтобы добиться уступок от иракских властей. С одобрения Ирака и попыток узаконивания аннексии турецкие власти построили военные базы в Северном Ираке и рассчитывают, что существование этих баз будет узаконено. Эрдоган надеется установить контроль над территориями этого суверенного государства. Сближение правительств двух стран – часть этой политики, равно как и так называемый проект «Путь развития». Именно поэтому мы говорили и ранее, что этот проект – ловушка, в которую не стоит попадаться. Мы также обращались к властям Ирака с предупреждениями по этому поводу. Цель Турции – достичь целей «Мисак-и Милли» в Ираке. И теперь, после того, что Турция сделала в Сирии, отношения, которые она поддерживала с Ираком, дискуссии, которые вели их власти, и многие аргументы, которые она использовала, были вынесены на всеобщее обозрение. Цели Турции были разоблачены. Теперь многие граждане Ирака постепенно осознают, что Турция стремится лишь к тому, чтобы установить свою гегемонию в регионе. Они увидели истинное лицо политики неоосманизма – экспансионизм, оккупацию и аннексию.
Турция провоцирует хаос в Ираке, организуя ИГИЛ на территории этой страны. Режим Эрдогана пытается мобилизовать террористические формирования и натравливает друг на друга шиитские группы, чтобы разжечь межконфессиональный конфликт в Южном Курдистане. Помимо этого, Турецкая Республика пытается разжечь суннитско-шиитскую рознь и нивелировать любое влияние Ирана. Подобно тому, как она играла активную роль в Сирии, работая на стороне международных держав, теперь она играет такую же роль в Ираке. Насколько мы можем судить, многие в Ираке постепенно осознают этот факт. Бороться с этим уже поздно, но шанс ещё остается. Ирак совершил ошибку, попав в ловушку Турции и заключив соглашение с Реджепом Тайипом Эрдоганом. Этот шаг нанес огромный ущерб Ираку, послужив в первую очередь интересам Турции. Узаконивание турецкой оккупации и аннексии наносит огромный ущерб Ираку. Для Багдада очень важно сделать выводы из произошедшего. Соглашение с Турцией должно быть расторгнуто. РПК должна быть исключена из списка запрещенных организаций. Необходимо выступить против оккупационной политики Турции. Её следует изгнать из Ирака, но для этого необходимо проводить политику борьбы. Ирак должен быть в состоянии заявить о своей политической воле. В противном случае страна станет инструментом неоосманистской, экспансионистской, оккупационной стратегии Турции. Мы всегда говорили об этом, и мы должны сказать это снова.
* - террористическая организация, запрещена в РФ