Курдистан

Бакырхан: мы открыты для всех, кто искренне желает найти решение

Сопредседатель Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджер Бакырхан заявил, что правительство проиграло выборы.

Бакырхан: мы открыты для всех, кто искренне желает найти решение

Сопредседатель Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Тунджер Бакырхан заявил, что правительство проиграло выборы. Кроме того, он подчеркнул, что ПНРД открыта для любой партии, которая искренне стремится к решению курдского вопроса. Бакырхан заявил, что они не допустят игнорирования интересов народа в местных органах власти.

После выборов 31 марта, по итогам которых были выбрана новая местная власть, в Турции и Курдистане начала складываться новая картина. Правящий блок Партии справедливости и развития (ПСР) потерпел сокрушительное поражение на выборах. ПСР и ее младший партнер, Партия националистического движения (ПНД), потеряли многие муниципалитеты. Впервые за много лет на первый план вышла Народно-республиканская партия (ПНД). Победу одержала и Партия народного равенства и демократии (ПНРД), отстаивающая линию третьего пути. Несмотря на давление и фальсификации, ПНРД победила в 78 муниципалитетах.

Глава ПСР и президент Тайип Эрдоган признал поражение в ночь выборов: «Мы не получили того результата, на который рассчитывали». Одним из самых ярких моментов в речи Эрдогана стали заявления о том, что будут продолжаться нападки на завоевания курдского народа.

Председатель НРП Озгюр Озель заявил: «Народ выбрал новую политику для Турции. Сегодня избиратели решили изменить 22-летнюю картину Турции и создать возможности для нового политического климата».

В ночь выборов ПНРД выступила с заявлением: «Те, кто желал курдам поражения, сами потеряли страну».

Заявления, сделанные властями после выборов, указывают на то, что нынешняя политика, усугубляющая курдский вопрос и препятствующая демократии, будет продолжаться. Но решающими станут отношения оппозиции во главе с НРП и ПНРД. 

Тунджер Бакырхан, сопредседатель ПНРД, впервые проанализировал результаты выборов для агентства «Месопотамия».

На местных выборах 31 марта 2024 года сложилась новая политическая картина. Если говорить кратко, то что значат эти результаты?

Результаты выборов открыли дверь в будущее. Теперь придется считаться со всеми партиями, участвовавшими в выборах. Давайте будем откровенны: одни из лучших результатов получила ПНРД. Мы видим, что другие партии страдают от ухудшения показателей. Правящий блок, в частности, потерпел сокрушительное поражение. Перед нами стоит вопрос, почему возникла такая разница между результатами предыдущих всеобщих и президентских выборов и местных выборов, состоявшихся 10 месяцев спустя. Во-первых, правительство не справляется с управлением. В стране серьезный экономический кризис, растет бедность, нет демократии и свободы. Во-вторых, правительство не придерживается последовательного курса во внешней политике. В-третьих, после перехода на «президентскую систему турецкого типа», которая представляет собой единоличное правление, Турция потерпела неудачу во всех сферах. Самое главное, что игнорирование курдского вопроса спровоцировало кризисы и создало проблему легитимности правительства. Мы оказались в тупике. Поэтому народ сделал выбор, отличный от того, который он сделал 10 месяцев назад. Люди сказали «хватит» правящей партии, пребывающей у власти 22 года. Правящая партия впервые отошла на второй план.

Нарушения были на всех выборах. Но в этот раз сложилась особенная ситуация. Впервые в 32 населенных пунктах были зафиксированы подставные избиратели. Правительство очень постаралось, чтобы с помощью «инженерии» узурпировать народное волеизъявление. Но мы смогли отвоевать многие из этих городов. Некоторые муниципалитеты мы потеряли, в основном из-за того, что правительство свозило туда «избирателей» из других регионов. Но мы не считаем это поражением.

Что это за места?

Больше половины избирателей в Ширнаке были солдатами, полицейскими и сотрудниками правоохранительных органов, привезенными из других регионов. Но все равно перевес в голосах был небольшим. Если вычесть голоса нелегальных избирателей в Карсе, то вы увидите, что мы победили там. Власти грубо аннулировали от 2 500 до 2 800 голосов, отданных за нашу партию в Битлисе. Наши возражения по этому поводу также были отклонены. Такая ситуация была во многих городах и районах. Несмотря на все это, ПСР потеряла власть. Она проиграла не только в Курдистане, но и в Турции. Это подарило новую надежду, новый путь и новую почву для борьбы в Турции. Теперь мы будем работать еще усерднее и больше находиться на местах в предстоящий период. Мы начнем серьезную организационную мобилизацию. Одним словом, из-за своего подхода к курдскому вопросу и использования назначенцев правительство проиграло.

В день выборов часто появлялись фотографии «привезенных избирателей». Говорили даже, что эта ситуация привела к увеличению числа избирателей. Каковы ваши наблюдения?

В стране прошли два отдельных голосования. В Курдистане – между государством и ПНРД на основе закона вражды, в Турции – на основе конкуренции между политическими партиями. На избирательные участки пришло меньше людей – как в Курдистане, так и в Турции. Нужно проанализировать эту ситуацию. Явка по сравнению с всеобщими и местными выборами снизилась от 7 до 13 процентов. ПСР привозила в некоторые населенные пункты избирателей автобусными колоннами. После появившихся фотографий люди решили голосовать. Многие жители городов поменяли свои убеждения. Они говорили: «ПСР играет с нами, хочет, чтобы мы потерпели поражение. Она не должна победить». 

Ваша партия пришла на выборы со стратегией «третьего пути». Более того, вы часто подчеркивали, что не пытаетесь манипулировать результатами выборов. Считаете ли вы сейчас свою стратегию успешной?

Сейчас победу одержал «третий путь». Мы поняли интересы народа, трудящихся и бедняков, которые не присоединились ни к одному из блоков. При участии самых широких кругов Курдистана мы демократическим путем выдвинули кандидатов. Мы учитывали интересы всех общественных кругов – женщин, защитников окружающей среды, молодежи. Наш путь не направлен на извлечение выгоды. Мы хотим укрепить демократию в Турции. Вот почему «третий путь» – это успешная стратегия. Таким образом, мы победили не только в Курдистане, но и в муниципалитетах во многих частях Турции благодаря модели городского консенсуса.

Сначала «городской консенсус», как стратегия вашей партии, подвергалась критике как со стороны оппозиции, так и со стороны правительства. В чем причина?

Городской консенсус мог не понравиться обеим сторонам. На предыдущих выборах НРП, возможно, хотела получить голоса курдских избирателей, чтобы выступить против ПСР. Но мы боролись за завоевания нашего народа, за то, чтобы его воля была отражена в правительстве. И мы победили. Нас волнуют только интересы народа.

ПСР надеялась, что мы выдвинем везде своих кандидатов, особенно в крупных городах, чтобы разделить голоса и победить на выборах. Как и на предыдущих выборах, НРП, возможно, придерживалась антиправительственной политики и хотела, чтобы мы голосовали за себя в Курдистане и за кандидатов, выступающих против ПСР, в других местах. Мы не сделали ни того, ни другого. Мы победили сами. Мы добились того, что воля нашего народа нашла отражение в администрациях везде, где была наша партия. Это очень важно.

Те, кто думал, что мы ничего не добились на выборах 14 мая, поняли, что у нас есть потенциал, сила и организация, чтобы определить итоги местных выборов, изменить результаты, сменить администрацию и прийти к власти. Поэтому народ принял стратегию нашей партии. ПНРД не только победила, но и выразила свою волю правительствам во многих регионах Турции.

После выборов правительство снова хотело использовать назначенцев. Ван не хотел выдавать сопредседателям свидетельство об избрании. Почему правительство отступило?

В Ване клики как в судебной системе, так и в бюрократии занимались вымогательством. Эта работа была проделана несколько месяцев назад. Наш кандидат, Абдулла Зейдан, получил свои законные права, и, хотя Высший избирательный совет объявил, что он может быть кандидатом, за два дня до выборов, за пять минут до 17:00, он изменил свое решение. Невозможно молчать о такой несправедливости.

Я не знаю, будет ли так продолжаться дальше. Причина аннулирования результатов выборов – отношение властей к глубинным проблемам страны, особенно к курдскому вопросу. Мы с самого начала говорили: «Решают те, кто не должен принимать решения». Есть такое выражение: «Не говори, что существующее не существует. Кто назовет несуществующим то, что существует, исчезнет». Мы увидели конкретный пример этого высказывания в контексте курдского вопроса 31 марта. Таким образом, соотношение сил изменится. Внутри ПСР начался процесс дебатов. И мы видим масштабы. Возможно, власти будут усугублять политику угнетения, не находя решения и не желая исправлять ошибки, но это не сработает; решение приходит через диалог и переговоры. Это возможно при наличии воли. Я думаю, что ПСР также находится на перепутье.

Возможно, эти выборы немного изменят политику ПСР, но мы помним все, что происходило 22 года. За это время сложились балансы сил. Есть государственный альянс, есть Эргенекон, есть ПНД, есть альянс сил разведки... Но если власти хотят продолжать в том же духе, курды, народ и трудящиеся будут сопротивляться. Они не сдадутся. Они сделают все, чтобы правительство потерпело поражение.

Как ПНРД, мы готовы к более трудным временам. Но мы готовы и к диалогу и переговорам. Диалектика борьбы и переговоров – вот что движет ПНРД. Мы хотим еще раз заявить, что готовы выполнить все свои обязательства по решению проблем в Турции, особенно курдского вопроса, путем переговоров.

Вы говорите это независимо от партии?

Как ПНРД, мы никогда не можем сказать, что это может произойти с этим человеком или этой партией, но не с теми людьми или партией. Такой подход противоречит диалектике. Наша задача – решить вопрос, а не сначала создать сторону диалога, а потом решить вопрос. Кто бы ни пришел за решением –  добро пожаловать, давайте сядем, поговорим и решим. Давайте решать этот вопрос вместе с народом Турции. Поэтому мы не знаем, что ПСР будет делать завтра, но мы предпринимаем необходимые шаги, глядя на искренность, стратегию, программу и план подхода другой стороны к этому вопросу. Мы открыты, мы готовы. Мы существуем. Но другие должны быть искренними.

После выборов вопрос о новой конституции снова встал на повестку дня. Он уже много раз поднимался, но никаких выводов сделано не было. Что нужно сделать в первую очередь для новой конституции?

Пусть для новой конституции очистят дорогу. Есть «дело Кобани». Уже много лет наши сопредседатели, мэры и депутаты сидят в тюрьме. Правительство должно признать, что режим назначенцев – ужасный метод, который означает игнорирование народа. Тюрьмы переполнены политическими заключенными. Давайте увидим усилия, давайте увидим искренность, мы тоже не будем колебаться.

НРП выступила против переворота на выборах в Ване. Она также назначила делегацию для мониторинга дела Кобани. Можем ли мы интерпретировать это как то, что НРП изменила политику в отношении курдского вопроса? Или же можно сказать, что появились предварительные данные для этого?

Пока рано говорить о том, что появились предварительные данные. То, что я сказал о ПСР, справедливо и для НРП. Сейчас мы не можем проверить, отошла ли НРП от этих основополагающих кодексов. Да, некоторые заявления, сделанные официальными лицами НРП и Озгуром Озелем по поводу дела Кобани, солидарности в Ване и относительно назначенцев, важны. Но в целом это не говорит о том, что «НРП хочет», чтобы курдский вопрос был решен путем переговоров и диалога. У НРП также есть обязательства и ответственность в предстоящий период. Искренняя политика в отношении курдов и проявление по-настоящему демократической воли и ответственности приведут к победе НРП.

Если НРП в духе оппортунизма впадет в заблуждение, что «ПСР оказывает давление, а курды в этих условиях делают другой выбор», она проиграет. Для НРП открылась прекрасная возможность. У нее есть возможность внести свой вклад в решение курдского вопроса, который не решался в течение ста лет, путем диалога и переговоров. При искреннем и правильном подходе НРП действительно может сыграть важную роль в демократическом будущем Турции и взять на себя эту миссию. В предстоящий период мы увидим, будет ли этот подход ограниченный победой на выборах или изменением политики. Мы – не враги. Но мы не будем безусловно поддерживать кого-либо. Мы идем бок о бок и ведем диалог с каждой политической партией, которая говорит правду, поступает правильно, вносит вклад в турецкую демократию и имеет политику и программу по этому вопросу – не только на выборах. Мы сделаем все возможное, чтобы найти решение.

Если оценивать выборы с точки зрения революционных левосоциалистических сил в Турции, то на последних всеобщих выборах развернулись дебаты вокруг Альянса труда и свободы. Предстоит ли реструктуризация или создание другой формации внутри Народно-демократического конгресса (НДК)?

Избирательные процессы также создали возможность для серьезного анализа. Не только для ПНРД, правящей партии или главной оппозиционной партии, но и для левых социалистических кругов. Мы, как ПНРД, составляем программу и план встреч с бедняками и трудящимися Турции, особенно в крупных городах, с представителями разных религий, теми, кто получает минимальную заработную плату, и пенсионерами, которые не могут свести концы с концами.

Говорят о возможности новых выборов. Что вы думаете об этом?

У нас были новые выборы. Правящая партия отошла на второй план. Хотя во многих частях Турции мы не выдвигали своих кандидатов, мы получили самое большое количество голосов, которое когда-либо получали на местных выборах. Сейчас много дебатов о том, будут ли досрочные выборы. Но есть ли в этом необходимость и какие требования мы выдвинем? Время покажет. И мы обсудим это со своими советами.

В тех муниципалитетах, где вы одержали победу, очень высоки ожидания от вашей администрации. Что вы можете предложить?

Очень важен наш прошлый опыт. Мы создавали муниципалитеты, которые не только предоставляли услуги, но проявляли солидарность с людьми, которые сталкивались с проблемами. Так и будет продолжаться, но в этом году у нас больше муниципальной работы. Политику будут делать политики. Муниципалитеты всегда связаны с политикой, но каждый будет заниматься своей работой. Будьте уверены, в мы будем более дисциплинированно управлять муниципалитетами. Мы дали обещание народу. Наши друзья, за которые отдавали голоса, сделают все возможное. Если мы не справимся, то обществу не придется ждать пять лет. У людей будет возможность заменить управленцев. У них есть право на критику. Мы будем работать, учитывая все это.

Мы не допустим политики, которая не приносит пользу нашему народу, которая не способствуют развитию демократии, которая не является образцом для подражания и не нравится людям. Вот почему я обращаюсь к нашим молодым, но очень компетентным друзьям-сомэрам: начался другой этап. Пришло время залечить раны, оставленные назначенцами, получить одобрение и поддержку народа, быть с людьми и принести им радость, быть примером, служить народу, показать, чем муниципалитеты, в которых правят другие политические партии, отличаются от наших, добиться взаимопонимания с теми, кто не голосовал за нас. Мы заплатили высокую цену за эти должности. Мы должны быть достойны Гюльтан Кышанак и Лейлы Гювен. Мы не должны думать: «Мы получили власть и останемся у руля на пять лет».

Дороги, водоснабжение, инфраструктура, культура... Мы можем перечислить множество проблем, но самая важная – это миграция молодежи. Исходя из связи между иммиграцией и ассимиляцией, какую молодежную политику вы будете проводить?

В Курдистане пострадали молодежь, общество и природа. Государство превратило Курдистан в лабораторию и пыталось отравить его. Конечно, у нашего муниципалитета нет возможности полностью ликвидировать бедность и безработицу. Но мы организуем культурно-художественные мероприятия, профессиональные курсы и возможности внести свой вклад в семейную экономику, чтобы молодые люди могли жить в своем городе. Мы не можем сделать все, что хотим, просто довольствуясь существующими ресурсами. Мы также должны создавать ресурсы. Важнейший ресурс – это участие общественности. Мы должны решить проблему, которую муниципалитет не может решить при поддержке и содействии 150 тысяч жителей Сиирта. Необходимо убедить общественность и завоевать ее доверие.

Необходимо убедить людей в том, что их работа полезна для города и что это упростит жизнь. Мы начинаем все сначала с новой муниципальной политикой. Вы увидите, что наши муниципалитеты будут решать проблемы, с которыми сталкиваются рабочие, бедняки, те, кто не может купить молоко своим детям, те, кто не может позволить себе приобрести продукты, те, кто не может оплатить счета за воду. Мы решительно заявляем об этом. У нас есть история муниципализма, и мы будем черпать из нее силу. Я уверен, что наши друзья сделают все возможное.

Политика в отношении детей тоже важна. По данным «ТуркСтат», в то время как уровень рождаемости в Турции составляет 26%, в Курдистане этот показатель близок к 50%. Нам интересно узнать о ваших проектах?

Молодежь, дети и женщины – это те группы, для которых мы в первую очередь будем разрабатывать проекты. Мы предоставляли муниципальные услуги на трех языках. Необходимо продолжать использовать подход, который служит многоязычию, мультикультурализму и мультиидентичности. Мы должны приложить все усилия для того, чтобы дети изучали свой родной язык. Мы выучили его позже. Но для этого есть условия: у нас есть местные советы. Наши муниципалитеты сделают все для изучения родного языка. Мы будем поддерживать детей, которые не могут получить образование из-за бедности. Мы создадим условия, которые позволят детям участвовать в культурной, художественной и спортивной деятельности. Мы полностью поддерживаем требования женщин о гендерном равенстве в семейной и экономической сфере, о чем мы заявляем при каждом удобном случае. Однако, к сожалению, Турция занимает первое место в мире по уровню бедности среди женщин. Поскольку это хроническая проблема в Курдистане, я могу сказать, что наши муниципалитеты будут разрабатывать проекты, чтобы решить эти проблемы.

Будет ли у вас центральное проектное подразделение для муниципалитетов?

Мы создадим проектные подразделения от самых маленьких до крупных городов. Здесь нет уже поставленной работы. Мы знаем, что эти проблемы не могут быть решены только лишь с помощью строительства новых объектов. В Курдистане есть раны столетней давности. Другими словами, мы должны проводить больше исследований. Мы покажем миру, что такое социалистический муниципализм, используя ресурсы муниципалитета и динамику развития города. Мы называем это местным производством с управлением на местах.