Сопредседатель партии «Демократический союз» (ПДС) Алдар Халил ответил на вопросы ИА ANHA о попытках турецкого правительства наладить отношения с сирийским правительством, о подходах сирийского правительства к Автономной администрации северо-восточной Сирии, о столкновениях между наемниками в Африне и схемах, которые осуществляются на оккупированных Турцией районах.
- В последнее время турецкое правительство пытается развивать отношения с сирийским правительством. После встреч на разведывательном уровне теперь они хотят встреч на правительственном уровне. Турецкие оккупанты, которые называли режим БААС террористическим, сейчас предпринимают усилия по налаживанию отношений с этим режимом. Как вы это оцениваете этот процесс?
- Турецкое государство вмешивалось в ситуацию в Сирии с начала сирийской революции и по сей день. Турция хотела максимально использовать перемены, происходящие в Сирии. Власти Турции думают: «Если в Сирии будут перемены, то они должны быть в нашу пользу». Именно поэтому Турция вмешалась в деятельность всех сил, которые хотят внести изменения в регион. Это стало причиной того, что мирные протесты превратились в конфронтации, а подходы и политика оппозиции превратились в наемничество. Сирийский кризис затянулся. Эрдоган и его Турции чиновники повторяли 24 на 7: мы против режима Башара, мы поддерживаем сирийский народ. Они открыли границу и вывезли половину сирийского народа в Турцию. Турция воспользовалась проблемой беженцев и оказала давление на Европу и другие страны, поскольку использовала их против Сирии. Если сирийское правительство пойдет на мир с Турцией сегодня, то завтра Турция сможет завершить серию массовых убийств в Сирии, которые начала. В Сирии нет стабильности и нет демократической силы, все это происходит из-за вмешательства турецких оккупантов в дела Сирии. Вскоре после этого турецкое правительство вмешалось в Сирию военным путем и перебросило наемников на сирийскую территорию, чтобы передвигать их, как свои шахматные пешки.
- Связаны ли с этим столкновения в Африне между наемниками и вторжением группировки «Тахрир аш-Шам» в регион?
- Эта ситуация является одним из результатов этих усилий. С одной стороны, Турция облегчает бремя для Идлиба, поскольку сирийское правительство готовится взять под контроль контрольно-пропускной пункт Баб аль-Хава. С другой стороны, Турция хочет предоставить «Тахрир аш-Шам»* район, подобный Африну, чтобы убедить их вывести свои силы из некоторых районов Идлиба. Если это не будет Африн, то они хотят отдать им такие районы, как Баб, Джараблус (Гиргамеш) или Азаз. Цель состоит в том, чтобы найти способ примирения с сирийским правительством и компромисс. Оппозиционные группировки, превратившиеся в наемников, сейчас слабы и неэффективны. Турки все равно сохранят свое присутствие для использования ситуации в свою пользу в случае необходимости. Но это не даст им политической, военной и экономической поддержки. Более того, они попытаются найти им альтернативы в Африне и в других местах.
- В этом случае, какова будет позиция сирийского правительства?
- Сирийское правительство могло бы несколько отступить. Оно скажет: «Ну, по крайней мере, это может избавить меня от бремени этих людей, превратившихся в антисирийские партии. Конечно, другие группировки, такие как ИГИЛ* и «Джабхат ан-Нусра»*, нелегитимны в мире. Но я могу избавиться от них любым способом». Эрдоган недвусмысленно признает, что он использовал народ, революцию и дело Сирии в своих интересах и торгует этим с сирийским правительством. Он также торговался с русскими в окружении сирийского правительства. Сирийское правительство говорит: «Эти районы вне моего контроля, и мы слабы. Турецкие оккупанты перейдут от 24-часового состояния враждебности к остаточным операциям». Поэтому оно считает это победой и не заботится ни о чем другом, но это ошибка.
- Не могли бы вы подробнее про это рассказать?
- Турецкое правительство хочет, чтобы сирийское правительство возобновило Аданское соглашение. Они хотят добавить некоторые пункты к Соглашению в Адане. Как? Ранее Турции было разрешено контролировать территории на 10 километров вглубь сирийской территории. Сейчас Турцию не устраивают даже 30 километров. Сирийское правительство не в состоянии отказаться. Народ Сирии должен знать, что турецкие оккупанты создали препятствия на пути к свободе и демократии в Сирии. Весь народ Сирии должен иметь четкую позицию по этому вопросу.
- Усилия по улучшению отношений между Анкарой и Дамаском обострились после угроз турецких оккупантов оккупировать новые районы Сирии. В частности, усилия турецких оккупантов проявились на встречах в Сочи и Тегеране. Недавно Путин и Эрдоган встретились в Астане. Как вы оцениваете эту встречу Эрдогана и Путина?
- Турция в настоящее время извлекает выгоду из многих вещей. Во-первых, сирийское правительство не производит впечатления достаточно серьёзного и сильного. Во-вторых, Россия погружена в решение своих вопросов. Послевоенная ситуация России в Украине изменилась. Ей нужны турецкие оккупанты, чтобы ее экономика не рухнула, освободилась от блокады, чтобы Россия могла продавать газ и нефть и быть непобедимой в Украине. Турция использует эти проблемы и извлекает из них выгоду тоже. Ежедневно между турками и русскими возникают совместные договоры. Турки общаются с русскими и говорят НАТО: «Смотрите, у нас есть альтернатива», и навязывают им свои требования. Турция – сосед России, и Россия может прорвать блокаду только через нее. Они оба нуждаются друг в друге. Наиболее подходящим и удобным местом для заключения сделок является Сирия.
Главными темами этих встреч для Турции являются арабы и курды. Для России это ситуация в Украине. В результате этих встреч в районах Автономной администрации северо-восточной Сирии продолжаются обстрелы. Россия хочет поставить Европу в тупик и освободиться от ее давления. Эрдоган также может помочь русским в этом. Эрдоган попытается заключить больше взаимовыгодных сделок, чтобы реализовать свой проект против Автономной администрации и курдов.
- Несколько дней назад сирийское правительство собрало в Алеппо нескольких старейшин и лидеров кланов из северо-восточной Сирии и попыталось подстрекнуть их к восстанию. Как вы оцениваете этот шаг со стороны сирийского правительства?
- По мнению властей сирийского правительства, турки больше не нападают на них, как раньше, и хотят наладить отношения. Вот почему Дамаск стремится показать свою силу. В настоящее время он заключает сделки вокруг оккупированных районов, а также освобожденных районов, находящихся под властью Автономной администрации. Турция не может атаковать напрямую, поэтому ведет себя по-другому, она хочет посеять раздор. Она хочет в той или иной форме настроить народы региона против Автономной администрации. Подобные попытки предпринимались и раньше, но ничего не получалось. Вместо того чтобы работать над примирением и поиском решений, Дамаск проводят такие встречи. Чего он может достичь такими способами?
Это неправильная политика, она ставит людей в один ряд с преступниками и правонарушителями. Наоборот, Дамаск должен был обсуждать с этими шейхам и старейшинами, как решить наши проблемы. Если бы он действовал на благо всей Сирии, то режим Баас мог бы представлять всю Сирию, всех сирийцев. Однако, напротив, он не учитывает основные конфликты и проблемы, которые возникнут на этой земле в будущем. Его единственная забота – как эксплуатировать людей для своего же блага. Такие встречи наносят ущерб единству сирийского народа. Но это не может разрушить единство Сирии. Любой, кто хочет защитить интересы Сирии, не будет выступать против Автономной администрации северо-восточной Сирии, а будет защищать ее.
- Как могут развиваться переговоры между Автономной администрацией и сирийским правительством и что должно сделать сирийское правительство для урегулирования кризиса в Сирии?
- Автономная администрация северо-восточной Сирии и сирийское правительство должны собраться вместе и договориться. Будь то сегодня, завтра или в любое другое время. Проблемы в этой стране значительно обострились. И если мы действительно хотим обеспечить интересы сирийского народа, мы должны объединиться. Если мы встретимся на переговорах и будем работать в общем направлении, то сможем выработать решение. Есть некоторые вопросы, по которым наши взгляды не совпадают. Но есть много проблем, которые мы можем решить. Мы не устаем повторять сирийскому правительству, что мы не хотим разделять Сирию, мы хотим сохранить ее единство. Однако оно продолжает действовать только в соответствии со своими интересами. Если бы Дамаск искренне хотел найти решение, то он бы давно сел за стол переговоров с внутренними сирийскими силами, а не работал бы на внешние силы. Если мы соберемся все вместе за стол переговоров, то мы будем действовать во благо и в интересах Сирии. Мы выразим нашу готовность решить все проблемы курдского народа. Мы никогда не говорили «никто, кроме курдов». Если вы принимаете нас, мы также принимаем единство и суверенитет Сирии.
Мы являемся частью этой родины, но мы также хотим, чтобы наши права соблюдались и наши проблемы были решены. Мы не удивлены, что международные силы, такие как Россия, Североатлантический союз, арабские государства и т.д. стремятся подтолкнуть Дамаск к переговорам с Турцией. Но чтобы урегулировать ситуацию в районах Автономной администрации и даже ситуацию с сирийским правительством, мы должны собраться вместе. Каков статус сирийского правительства? 10 лет назад многие государства заявили: «Мы не принимаем этот режим». Их не должны вводить в заблуждение слова Эрдогана, когда он говорит: «Мы будем вести переговоры вместе». Он хочет использовать сирийское правительство его для давления на нас, оппозицию и другие государства. Это не в интересах сирийского правительства.
* – террористическая организация, запрещенная в России