Турецкая Республика переживает тяжелый экономический кризис. В парламенте Анкары продолжаются обсуждения государственного бюджета. Депутат от Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Джейлан Акча указала на связь между кризисом в стране и нерешенным курдским вопросом. Акча подчеркнула в беседе с ANF, что её партия поддерживает требование освобождения Абдуллы Оджалана и политического решения курдского вопроса. Ранее, 27 ноября, отбывающие сроки в турецких тюрьмах политические заключенные объявили голодовку именно с этим требованием. Затем их родственники начали выходить на пикеты в защиту справедливости. Тем временем кампания в поддержку курдского лидера, начавшаяся 10 октября в десятках городов по всему миру, продолжается.
«Мы, представители ПНРД, требуем свободы для товарища Оджалана, исходя как из политических, так и из юридических причин», – говорит Акча, – «Государство и правительство не в силах адекватно объяснить правовые основания для его изоляции. Нет никакой ясности в том, сколько ещё Абдулла Оджалан будет оставаться в тюрьме. Право на надежду уничтожено, хотя Турция является участницей конвенций, которые гарантируют это право – притом, что в стране не предусмотрена смертная казнь. Что касается политической стороны проблемы, мы убеждены, что для решения курдского вопроса Оджалан должен как можно скорее получить возможность выйти на связь с обществом. Мы требуем этого ради мира и потому, что выступаем за равные и справедливые условия. Вот почему мы требуем свободы для курдского лидера».
Создать условия для прекращения бесконечного насилия
Комментируя дело Абдуллы Оджалана, которое рассматривалось в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), Акча сказала: «В одном из своих заявлений Оджалан сослался на ЕСПЧ и сказал, что суд принимает только те аргументы для защиты, которые выглядят таковыми с технической точки зрения. Он добавил, что «на самом деле ЕСПЧ должен создать условия для политической защиты. Мир не черно-белый. Курдский вопрос, вооруженная борьба за свободу и выход из бесконечного насилия лежат в плоскости политики, следовательно, необходимо урегулирование, отвечающее этим условиям». Если смотреть на это с такой точки зрения, то его освобождение является необходимым условием для мира и переговоров».
Военный бюджет «консервирует» проблемы
Комментируя обсуждения бюджета, Акча заметила, что ПНРД рассматривает бюджет, ориентированный на военные задачи, как очередной пример распространения изоляции: «Бюджет, который кормит этих четырех всадников апокалипсиса – МВД, Министерство национальной обороны, Министерство иностранных дел, аппарат президента, – невероятно сократился в том, что касается финансирования образования и здравоохранения. Например, в Турции полмиллиона сотрудников правоохранительных органов. Почему? Потому, что курдский вопрос так и не был решен. Разве бюджет, который мы выделяем на полмиллиона сотрудников вооруженных сил, не может быть использован в других областях? В стране есть средства, но выделяются они только на некоторые области».
Бюджет говорит о приоритетах государства
Джейлан Акча подчеркнула, что бюджет Турции – показатель отношения государства к проблемам страны. Приоритетом стало содержание и вооружение полумиллиона силовиков, и это ведёт к нищете во всех прочих отраслях.
Значительная часть этого бюджета будет использована не только против населения северного Курдистана и Турции, сказала парламентарий: «Он также будет использован для убийства курдов в Рожаве и продолжения оккупации. Эти деньги используются для разграбления кантона Африн и финансирования парамилитарных банд наемников. Это оккупационный бюджет, и изоляция – ключевой фактор, который объясняет всё происходящее. Решение курдского вопроса будет выходом, который поможет распутать этот клубок сложностей. Мы можем решить курдский вопрос, создав условия для переговоров. Переговорщиком, который выступит с нашей стороны, должен стать Абдулла Оджалан. Вот почему мы выступаем за его освобождение».