Депутат Партии народного равенства и демократии (ПРДН) Айшегюль Доган провела пресс-конференцию в штаб-квартире своей партии, посвященную текущим событиям. Айшегюль Доган сказала, что одной из главных тем заседания центрального исполнительного совета партии, состоявшегося в минувшие выходные, были события в Сирии.
Говоря об отмене решения Кассационного суда о возвращении лишенного прав со-мэра столичного муниципалитета Вана Абдуллы Зейдана, Айшегюль Доган отметила: «Наши со-мэры столичного муниципалитета Вана находятся на службе, как и положено. Мы понимаем намерение и цель сообщений об обратном и распространения фальшивых документов, будто бы там имеет место другая ситуация. Мы хотим опровергнуть это».
НАПАДЕНИЯ ОККУПАНТОВ
Айшегюль Доган сказала:
«Мы — политическая партия, проводящая наиболее последовательную политику в Сирии. Жаль, что нас не обманули в том, что происходит сегодня в Сирии, как это было с доверенными управляющими. Если мы посмотрим на заявления, сделанные сейчас, то скажем, что «мы находимся в Сирии ради безопасности Турции». Как ПНРД, мы говорим, что нет никакой угрозы безопасности границ Турции. В этих заявлениях говорится, что «ОНС, ЖОС угрожают безопасности границ Турции. Поэтому мы пытаемся обеспечить безопасность границы». И акцент делается на глубине в 30 километров. Если действительно нужна эта 30-километровая территория, необходимо обеспечить ее путем контакта, общения и диалога, а не таким образом.
Мазлум Абди, командующий Сирийскими демократическими силами, обращает на это внимание во всех своих заявлениях. Я цитирую его слова: «Мы готовы решать проблемы с Турцией путем диалога». Он говорит: «Мы хотим инклюзивного решения в Сирии, которое сохранит территориальную целостность». На что указывают все эти призывы? Это говорит о том, что курды не угрожают безопасности границы Турции. Собственно говоря, мы можем рассматривать это вместе с развитием событий.
Политика Турции в отношении Сирии на сегодняшний день является непоследовательной, как бы вы на нее ни смотрели и как бы ни пытались ее провести. Более того, непоследовательной может быть только политика, проводимая в Сирии, при этом выступая за мир как внутри страны, так и за рубежом, то есть везде.
ПРИЗЫВ К ДИАЛОГУ
Как ПНРД, мы заявляем, что если вы не проводите конфронтационную и экспансионистскую политику, то все различия, идентичности и убеждения в Сирии должны жить одинаково и свободно. Если вы действительно не проводите конфронтационную и экспансионистскую политику, пожалуйста, наладьте диалог и контакт. Мы желаем этого. Как ПНРД. Этого ожидает и турецкое общественное мнение. Завоевания народов не должны рассматриваться как угроза, а их политическое самовыражение должно быть признано и принято.
И какая связь между этим и курдским вопросом внутри страны? Для тех, кто не помнит, напомним еще раз, что Африн и Камышло — важные места для проживающих там курдов. Потому что боль того места ощущается здесь, его боль ощущается здесь. Так же, как в Эрбиле, так же, как в Сулеймании. В 90-е годы мы слышали те же крики и бред в адрес Эрбиля и Сулеймании: «Мы хотим заключить мир с курдами, но мы не признаем курдов, живущих в Африне, Кобани и Камышло». Может ли существовать подход, который не признает братство между Нусайбином и Камышло? Можно ли принять подход, который не хочет относиться к этому братству на равных? Это невозможно ни исторически, ни социологически. Мы вместе убедились, что это невозможно благодаря опыту. Чтобы стать братьями и друзьями, необходимо отказаться от конфликтующих, противостоящих и противоборствующих дискурсов. Призывы к диалогу и контакту должны быть услышаны.
С 2016 года доверенные управляющие пытаются внедрить модель управления в одном из районов страны, где проживают преимущественно курды. Голоса тысяч людей игнорируются, их право голосовать и быть избранными игнорируется. Право на самоуправление игнорируется. Но так нельзя сказать о наших со-мэрах. Потому что они стали кандидатами после прохождения всех юридических процедур.
Мы всегда говорили и повторяем это снова. Доверенное управление — это зло, разрушение, грабеж. Это делают те, кто хочет ослабить курдско-турецкий альянс, а не укрепить его. Что мы говорим? Давайте укреплять союз. Давайте укрепим это историческое единство с помощью равного, справедливого, честного и подлинного подхода. Мы говорим: давайте создадим гарантии, которые создадут уверенность в этом. Откажитесь от практики доверительного управления.
«НИ ОДНОГО КОНКРЕТНОГО ШАГА»
Мы не держим кулак за спиной в решении курдского вопроса, мы готовы пожать протянутую руку и взять на себя ответственность. Что нужно сделать, требования, представительство, собеседник — все ясно. В этом уравнении больше нет ничего неизвестного.
Для того чтобы дискуссии превратились в то, что можно назвать процессом, они должны быть контекстуализированы. Для новой эпохи и новой страницы необходимо только одно: новый менталитет. Кроме того, прошло несколько дней с тех пор, как господин Оджалан передал послание через нашего депутата от Урфы Омара Оджалана: «Я здесь, я готов». Оджалан сказал: «Если возникнут условия, у нас есть практическое и теоретическое руководство и сила, чтобы перевести курдский вопрос с почвы конфликта и насилия на правовую и политическую почву». Несмотря на это, до сих пор не было сделано ни одного конкретного шага. При этом практика доверенного управления и аресты продолжаются. Несмотря на все это, мы упорно призываем к решению курдского вопроса демократическими средствами и методами. Необходимо придать контекст этим дискуссиям, чтобы они перешли в другую стадию и превратились в то, что мы можем назвать процессом.
ПЛАН ВЫМОГАТЕЛЬСТВА В ВАНЕ
Давайте обратимся к Вану. Со 2 апреля в Ване идет дискуссия. Как правило, в демократических странах люди не знают об отмене своих прав. Потому что в этом нет необходимости. Но поскольку мы живем в антидемократической стране, каждый из нас старается обладать как можно большими юридическими знаниями. Чтобы напоминать о законе тем, кто его игнорирует. Именно такая ситуация сложилась с нашим со-мэром столичного муниципалитета Вана Абдуллой Зейданом. Ван выбрал ПНРД, и с этого момента в Ване ведутся какие-то поиски и строятся планы, потому что какой-то силовой блок не может это переварить. Они пытаются игнорировать волю народа, избравшего Абдуллу Зейдана. Народ Вана не допустил этого, курды не допустили этого, силы демократии не допустили этого, политическая и социальная оппозиция не допустила этого. Будьте уверены, что они не допустят этого и впредь. Потому что демократическим является признание законного права избирать и быть избранным, а не его узурпация. Отсюда нельзя вывести оправдание доверенного управления. Что действительно необходимо признать, так это волю народа, выбор народа и его нежелание отказаться от демократических ценностей. Я предлагаю правящему блоку снова начать уважать это.
Независимо от того, что решит местный суд, ничто не помешает Абдулле Зейдану работать в качестве со-мэра столичного муниципалитета Вана и не может быть использовано в качестве оправдания назначения доверенного управляющего.
ИЗОЛЯЦИЯ В ИМРАЛЫ И ЗАЯВЛЕНИЕ О ВСТРЕЧЕ
Вопрос об изоляции господина Оджалана стоит на нашей повестке дня уже много лет. Эта дискуссия началась не 1 октября. Но, конечно, эти звонки важны. Мы признаем важность этих звонков почти каждый раз, мы выражаем, что ценим эти звонки, этого собеседника и лидерскую силу человека, на которого указывают и к которому обращаются. И мы уже много лет говорим, что если у нас есть право посещать тюрьмы в Турции, то мы должны иметь возможность посещать и тюрьму на острове Имралы. И мы подаем заявки. Как группа ПНРД, мы уже подавали соответствующие ходатайства. Эти заявки повторялись несколько раз.
Когда мы подали свое ходатайство, он также сделал публичные заявления. Заместители председателя нашей группы лично передали их в министерство юстиции. Таким образом, этот контакт назрел, а сохранение изоляции является нарушением прав человека. От этого метода пыток необходимо отказаться. Двери к правде должны быть открыты. Это главный вопрос для нас. Двери Имралы должны быть открыты. Но по этому вопросу не было сказано ничего конкретного. Министр юстиции сказал о «разумных сроках». Он сказал: «Мы проводим оценку и ответим в разумные сроки».
Что это за «разумные сроки», — спрашивает наша партия. Прошло 10 дней, каково определение разумных сроков? Когда мы думаем о судебной системе в Турции, разумный срок — звучит не очень хорошо. Мы хотим знать этот «разумный срок», чтобы исключить произвол. Если вы не хотите, чтобы существовала практика или дискурс, предполагающие произвол, вам необходимо как можно скорее определить этот разумный срок, а не продлевать или откладывать его, и это является приоритетом для ПНРД. Двери острова Имралы должны быть открыты, должны быть созданы условия для свободных выступлений господина Оджалана, и общественность должна услышать, что он ответит на эти призывы. Общественность Турции с любопытством следит за развитием этого послания. Всем интересно, что скажет господин Оджалан, если двери на острове Имралы будут открыты. Нам тоже интересно, давайте послушаем их. Откройте эти двери как можно скорее.
Ни Первин Булдан, ни Сырри Сюрейя Ондер, ни Сырри Сакик не получали никакого разрешения на встречу от Министерства юстиции. У нас есть заявление от имени наших сопредседателей, мы поделились этим заявлением с вами. Прошли дни, а мы не получили ни положительного, ни отрицательного ответа, как и на предыдущие заявления, поданные всей нашей группой. Мы хотим, чтобы изоляция была снята. То, что нужно сделать, очень ясно и очевидно, нам не нужно ничего изобретать. Также должны быть обеспечены свидания с семьей, адвокаты должны встречаться с Абдуллой Оджаланом, он должен использовать свое право на письма, право на телефонные разговоры и, конечно же, контакт с ПНРД должен быть обеспечен, его нельзя откладывать».