Адвокат Озерал: нужно уважать право на надежду
Адвокат Мустафа Озерал заявил, что изоляция Абдуллы Оджалана на Имралы должна быть отменена и «право на надежду» должно соблюдаться.
Адвокат Мустафа Озерал заявил, что изоляция Абдуллы Оджалана на Имралы должна быть отменена и «право на надежду» должно соблюдаться.
Изоляция курдского лидера Абдуллы Оджалана продолжается. Адвокат Мустафа Озерал, член Ассоциации адвокатов за свободу (ААС), рассказал корреспонденту ANF об изоляции в Имралы и «праве на надежду».
Как вы определяете понятие изоляции?
Изоляция означает отсутствие внешних контактов, изоляцию людей от их семей, любимых и общества и запрет им общаться с кем бы то ни было. В Турции в особенно жесткой изоляции находится Абдулла Оджалан. Изоляция, в которой находится курдский лидер, не ограничивается только семейными встречами. Визиты адвокатов также запрещены.
Если подробнее изучить режим изоляции в Имралы, то как развивался этот процесс?
Последний раз Абдулла Оджалан виделся с семьей 23 октября 2024 года. До этого встреча прошла 3 марта 2020 года. За последние 10 лет только в течение полугода ему позволяли увидеться с родными. Однако ему запрещено видеться не только с семьей, но и с адвокатами. В период с 2011 по 2019 год Оджалан смог встретиться со своими адвокатами всего 5 раз. 23 октября 2023 года, после встречи со своим племянником, он получил дисциплинарное наказание и был лишен права встречаться со своим адвокатом на 6 месяцев.
Ограничивается ли изоляция Абдуллой Оджаланом или она распространяется на все тюрьмы?
Изоляция впервые началась на Имралы, но вскоре она была распространена на все общество. На Имралы государство впервые применило практику, нарушающую Европейскую конвенцию по правам человека. И теперь изоляция распространилась на все тюрьмы. Не только невозможность встречаться с семьей, но и отсутствие условий для выражения мыслей – все это изоляция. Абдулла Оджалан находится в тюрьме уже 25 лет, и за это время он не смог говорить о своих идеях. Это строгая форма изоляции.
Как вы оцениваете недавние заявления лидера ПНД Девлета Бахчели?
Заявление Бахчели от 22 октября 2024 года противоречит многолетним заявлениям официальных властей о том, что изоляции не было. Бахчели сказал, что изоляция закончится, если РПК будет распущена. На самом деле это признание всех тех лет изоляции. Если Абдулла Оджалан не будет иметь права встречаться со своей семьей и адвокатами, мирный процесс и урегулирование будут невозможным.
Что вы думаете о «праве на надежду»?
В Турции юридически не существует права на надежду. Даже если президент Республики обладает исключительной властью помилования, это не означает, что есть право на надежду. Европейская конвенция по правам человека (ЕСПЧ), участником которой является Турция, гласит, что условия пожизненного заключения должны быть пересмотрены. ЕСПЧ заявляет, что пожизненное заключение противоречит философии уголовного права и что приговор должен быть вынесен с целью реабилитации человека. По этой причине, условия содержания человека должны быть пересмотрены по истечении 25 лет тюремного заключения.
Как в этом свете рассматриваете уголовное законодательство в Турции?
Турция отменила смертную казнь в 2002 году, и параллельно с этим увеличились сроки пожизненного заключения, за исключением политических преступлений. Однако право на надежду в соответствии с решениями ЕСПЧ по-прежнему недостаточно реализовано в Турции. Закон о борьбе с терроризмом № 3713 и Закон об исполнении уголовных наказаний № 5275 препятствуют условному освобождению и противоречат принципу равенства. Абдулла Оджалан отбыл 25 лет тюремного заключения, но Турции необходимо изменить законодательство в соответствии с требованиями Европейского Союза и признать право на надежду.
Какой вклад внесет Абдулла Оджалан в достижение демократического решения и мира, если будут созданы надлежащие условия?
Абдулла Оджалан на протяжении многих лет призывает трудиться во имя мира. 11 лет назад, по указанию своего лидера, партизаны ушли из Турции и Курдистана, и наступил период отсутствия конфликтов. Это показывает, что Оджалан серьезно говорит о мире. Однако нынешние условия изоляции являются препятствием, вместо того чтобы способствовать миру и демократии. Правительство пренебрегает этим, а это не служит делу мира.