Адалет Кая: в эти выходные будут отобраны кандидаты от ПНРД

За последние годы было арестовано более ста законно избранных курдских мэров, руководивших муниципалитетами. Тем не менее, многие пожелали стать кандидатами от ПНРД на местных выборах.

За последние годы было арестовано более ста законно избранных курдских мэров, руководивших муниципалитетами. Тем не менее, многие пожелали стать кандидатами от ПНРД на местных выборах. В субботу и воскресенье население будет выбирать из их числа своих кандидатов.

Местные выборы в Турции запланированы на 31 марта. Партия народного равенства и демократии (ПНРД), пришедшая на смену оппозиционной ДПН, которой грозил запрет, примет участие в этих выборах. ПНРД выступает за децентрализацию системы политического управления в стране и учет особенностей каждого региона.

Представители партии пойдут на местные выборы с требованием решить курдский вопрос; они постараются вернуть в фокус общественного внимания проблему демократии в Турции, чтобы преодолеть кризисы, терзающие страну годами. В декабре была опубликована «дорожная карта» партии – её планы на ближайшее время.

После последних местных выборов и выборов, которые им предшествовали, почти все муниципалитеты, в которых победили политики ДПР и ДПН, были переданы под управление людей, лояльных турецкому режиму. В 2016 году были арестованы 93 избранных населением мэра, а в 2019-м – ещё 43. Тем не менее, многие подали ходатайства о том, чтобы баллотироваться от ПНРД на пост мэра или на должности в городские и муниципальные советы.

В эти выходные население выберет своих кандидатов на праймериз, которые уже начались в десятках городов.

Из сопредседательства сделали уголовное преступление

Среди претендентов много женщин, и это положительный момент, считает депутат и политик ПНРД Адалет Кая. Курдянка, которая была избрана на пост депутата турецкого парламента в мае прошлого года, ранее руководила женской ассоциацией «Роза».  За свою приверженность политике равенства и защите прав женщин она успела побывать в турецкой тюрьме. Кая назвала антидемократической практикой лишение должностей избранных курдских со-мэров, подчеркнув, что этот подход нарушает национальные и международные нормы и игнорирует законное право народа сопротивляться политике ассимиляции. «Прежде всего», – сказала Кая, – «Мишенями стали достижения женщин и их политическая деятельность. Самым важным из наших достижений была система совместного представительства, другим – механизмы, созданные для укрепления связей и женской солидарности, работы над кооперативами, центрами консультирования, а также приютами для женщин».

Провластные назначенцы замешаны в вымогательстве и коррупции

Парламентарий напомнила о расистском и сексистском характере турецкого режима, говоря: «Они не хотят, чтобы женщины были наделены правами и пользовались возможностями в любой области жизни. Их не устраивает положение дел, когда мы представлены в обществе на равных с мужчинами. Позитивная динамика жизни общин в курдских провинциях и положительный отклик, который приходил даже из-за рубежа, резко контрастируют с проблемами общин, которыми управляли назначенные силовым решением властей люди. Этот аспект они не могли спокойно перенести. Не в силах подчинить наши сообщества, они навязали населению своих управленцев, которых не выбирали наши люди, поправ народную волю. Назначенцы занимались вымогательством и погрязли в коррупции».

Правительство считает борьбу женщин угрозой себе

Кая подчеркнула, что система двойного руководства, за которую боролось курдское женское движение, успела стать официальной моделью: «Теперь каждая партия может легально использовать систему сопредседательства. Эта модель была внедрена и на местном уровне. Это гарантирует, что женщины смогут участвовать в местном управлении, продолжая вести работу во всех сферах жизни, а не только в отдельных областях. Мы предлагали эту модель и внедряли её на уровне муниципалитетов в течение трех последних избирательных периодов. Она еще не получила юридического статуса в ситуации муниципалитетов, но мы будем продолжать работу в этом направлении. Конечно, это очень важный вопрос для правительства. Власти видят в этом угрозу, и именно поэтому криминализируют модель со-мэров, как «террористическую». Многие из наших мэров, которые были избраны таким путем, до сих пор находятся в тюрьмах. Некоторые из них вышли на свободу после длительных сроков заключения, но суды над ними продолжаются. Гюльтан Кышанак – очень важная политическая фигура, которая оказалась в подобной ситуации. Её до сих пор держат в тюрьме, как политическую заложницу, и считают угрозой. Она внесла очень важный вклад в борьбу курдских женщин и в систему совместного руководства. Десятки мэров и активисток ДСЖ находятся в фашистских застенках, и главная причина этого положения дел заключается в том, что достижения наших женщин велики. Правительство считает борьбу женщин, их лидерство и равное представительство угрозой себе. Власти пытаются ограничить нас во всех сферах».

Сохранение демократической системы партии

После парламентских выборов, состоявшихся в мае прошлого года, стратегия партии столкнулась с критикой, и эта критика со стороны населения была принята во внимание, подчеркнула Кая: «Исполнительный комитет нашей партии оценил эту критику, и мы идем на местные выборы с учетом всех замечаний. Ради этого мы провели общественные собрания, направленные на укрепление связей с населением и развитие партии. Эти встречи были очень продуктивными и помогли выработать новаторский подход. Мы постарались разработать методы демократического общественного участия как при выборе кандидатов, так и на будущее. Кандидатов отбирают на праймериз; даже в небольших округах в этом процессе участвуют все, от общественных организаций до владельцев бизнеса. Результат определяется консенсусом, и мы считаем это очень важным нюансом. Люди хотят избавиться от назначенцев, навязанных им властями, они намерены вернуть себе свои общины. Мы хотим сами управлять нашими городами. Мы сохраняем нашу демократическую систему, которая предусматривает равенство мужчин и женщин и защиту окружающей среды. Давайте создадим механизмы, расширяющие права и возможности женщин и защищающие нас от насилия. Вот почему мы хотим, чтобы все вы приняли участие в этом процессе».