«Свободная Пресса»: «Неожиданный разлад между Москвой и Анкарой»

Российская газета «Свободная пресса» пишет, что продолжающиеся бои на северо-западе Сирии сопровождаются постоянной эскалацией и обострением ситуации. Отмечается, что протурецкие бандформирования, в том числе и боевики «Джабхат ан-Нусра».

Россия принимает самое непосредственное участие в описываемых событиях: самолёты ВКС РФ подвергают интенсивным бомбардировкам районы сосредоточения антиправительственных сил, что даёт лояльным режиму Башара аль-Асада формированиям преимущество на ряде направлений. Вместе с тем террористам ранее удалось взять под свой контроль несколько районов. Их ограниченные успехи были обусловлены рядом факторов.

Во-первых, как отмечает издание, это ограниченность ресурсов сирийской армии, что позволяет экстремистам в отдельных случаях пробивать бреши в оборонительных порядках правительственных войск. Во-вторых, некоторые российские эксперты подчёркивают, что теми или иными способами исламистам оказывается помощь со стороны иностранных разведывательных структур.

Вместе с тем «Свободная пресса» полагает, что основным фактором является прямая поддержка, оказываемая со стороны турецкого правительства в адрес группировок вооружённой сирийской оппозиции. Эта помощь включает в себя финансирование их деятельности в Идлибе, а также передачу оружия и боеприпасов. Издание считает, что значительная часть вооружения, поставленная экстремистам Анкарой, официально была предназначена для частей и подразделений вооруженных сил Турецкой республики.

На основании всего этого газета приходит к тому же выводу, к которому ранее приходили и многие другие иностранные СМИ, опиравшиеся на свои собственные источники: Турция напрямую вооружает сирийских исламистов. Так, например, неоднократно об этом писало такое уважаемое издание, как Reuters.

Кроме того, «Свободная пресса» указывает на то, что Москва крайне недовольна действиями Анкары, поскольку они никак не отвечают обязательствам, которые турецкое руководство взяло на себя по итогам саммита в Сочи, проведённого в прошлом году. В настоящее время, однако, Турция не желает отказываться от оказания поддержки «Джабхат ан-Нусре»* и другим оппозиционным силам, рассматриваемым Россией и Дамаском в качестве угрозы. Для Кремля это представляется совершенно неприемлемым.

Некоторые иностранные СМИ пишут в этой связи, что Россия потенциально готова даже к предоставлению помощи курдским Отрядам народной самообороны (ОНС). В статье, впрочем, утверждается, что подобные предположения могут оказаться весьма далёкими от истины. Тем не менее это не отменяет наличия глубокого и серьёзного кризиса в российско-турецких отношениях.

Российский политолог и востоковед Олег Гошин заявляет, что подобный сценарий имеет крайне мало шансов на реализацию, поскольку в этом случае Россия и Турция окажутся близки к состоянию войны, в чём не заинтересована ни одна из сторон.

Он также добавляет, что и Россия, и Турция остро нуждаются друг в друге и в эффективном взаимодействии, поэтому принятие сторонами опасных и непредсказуемых решений, пусть даже и в свете ситуации в Дамаске и Идлибе, представляется маловероятным. Гошин подчёркивает, что оказание помощи курдам со стороны России было бы расценено в качестве прямого оскорбления в адрес Анкары.

Тем не менее, по словам упомянутого политолога, Россия тоже не может и не хочет просто так постоянно сдавать свои позиции и закрывать глаза на действия турецких лидеров на сирийском направлении.

Он утверждает, что возникшие проблемы нуждаются в срочном решении, однако Анкара никак не реагирует на них, что ставит Турцию в весьма затруднительное положение.

Гошин отмечает, что власти Турецкой Республики хорошо понимают необходимость урегулирования проблемы Идлиба, поскольку ситуация в этом регионе представляет угрозу не только Сирии, но и самой Турции. К несчастью, сейчас реальным является лишь силовой вариант разрешения проблемы, однако Анкара не хочет принимать участие в ликвидации очага террористов и союзных им групп вооружённой оппозиции.

Подобное отсутствие готовности Турции к действиям Гошин объясняет нежеланием Эрдогана рисковать своим авторитетом и своей репутацией защитника сирийских антиправительственных сил. Именно поэтому он и не может пойти на такой шаг.

* запрещенная на территории Российской Федерации террористическая группировка.