Турция

Протестующие на площади Галатасарай: «Наша борьба длится 24 года»

Субботние матери встретились друг с другом в связи с нахождением Мехмета Оздемира, который в 1997 году был арестован в Амеде и позже без вести пропал.

Вот уже 739-ую неделю, как Субботние матери, родственники пропавших и правозащитники попытались продолжить протест на площади Галатасарай с целью найти пропавших и подвести под суд убийц. Субботние матери, желая снова провести свою акцию на площади Галатасарай, в очередной раз столкнулись с полицейским препятствием. Видя, что перед ними полиция развернула оцепление, матери направились в сторону отделения Ассоциации прав человека (АПЧ) в Стамбуле. Здесь полиция окружила матерей на улице, где они собрались, и попыталась оказать на них давление. Несмотря на это, матери взяли в руки гвоздики и фотографии пропавших. На акции присутствовали депутат Стамбула от ДПН Ойа Эрсол, сопредседатель КДО Гулистан Кылыч Кочйыгыт, депутат НРО Сезгин Танлыкуру и Али Хайдар Хакверди.

 «НАША БОРЬБА ДЛИТСЯ 24 ГОДА»

На этой неделе сестра пропавшего 21 марта 1995 года, а затем найденного мёртвым Хасана Оджака, Масиде Оджака, зачитала заявление. Она заявила, что их акции «Мы хотим найти своих пропавших» через 2 дня исполнится 24 года. Масиде Оджак  сказала: «24 года назад 27 мая 1995 года мы вышли на улицу, чтобы найти пропавших людей. Мы вышли на улицу для того, чтобы убийцы ответили за своё преступление, и воссторжествовала справедливость. Мы превратили свои цель в силу, гнев в решимость – и восстали. На этой земле, где отрицается справедливость, нарушение законов остаётся безнаказанным, мы встаём за справедливость и правду ради своих пропавших. Мы превратили Галатасарай в площадь памяти. Мы оживили на площади Галатасарай пропавших и тех, о ком пытаются забыть. Мы обличили здесь государственную политику исчезновения людей. Мы включили на площади Галатасарай через семьи коллективную память преступлений по исчезновению их детей».

 «НАМ ЗАПРЕЩЕНА ПЛОЩАДЬ»

Оджак подчеркнула: «На 40 недель нашей акции площадь Галатасарай незаконным образом была нам запрещена. Власти с помощью бронетехники, водомётов и своих полицейских огородили площадь Галатасарай. Полиция заблокировала нас на этой узкой улице. Те, кто правит государством, нарушают свои собственные законы и порядок. Мы и это преодолеем. И шаг за шагом преодолеем каждое препятствие. Потому что свои действия продолжают те, которые с Антигоны до сегодняшнего дня ищут справедливости вместе с захороненными телами пропавших. Никакая сила не может встать на пути этой акции, потому что ещё не создано оружие, способное сломить волю человека».

ИСТОРИЯ МЕХМЕТА ОЗДЕМИРА

Месиде Оджак заявила, что умер сын похищенного в Амеде (Диярбакыр) 26 декабря 1997 года Мехмета Оздемира. Она продолжила: «Когда исчез Мехмет Оздемир, его сына также назвали Мехметом. Сыну Мехмета Оздемира дали его имя. Сегодня и сына Мехмета Оздемира нет в живых. Мы приносим свои соболезнования членам его семьи. Мы будем продолжать свою акцию на площади Галатасарай.

Сын рабочего Абдуллы Джанана, который бесследно исчез в 1996 году в Гевере (Юксекова) Джоламерга (Хаккари), рассказал, что когда речь идет о 1990-ых годах, то на ум приходят Белые Торосы (марка машины Рено): «Те, кто забирался на Белые Торосы, больше не возвращались. Мы вновь пойдём на площадь Галатасарай и потребуем судить убийц».

Брат Джемиля Кырбайыра, Микаил Кырбайыр, сказал: «Я увидел всё, но не нашёл справедливости».