Помпео об атаке на танкеры в Оманском заливе: «Разведка указывает на Иран»

Госсекретарь Майк Помпео заявил в четверг, что разведданные, рассмотренные американскими официальными лицами, показали, что Иран.

Госсекретарь Майк Помпео заявил в четверг, что разведданные, рассмотренные американскими официальными лицами, показали, что Иран несет ответственность за нападения ранее в тот же день на два танкера в Оманском заливе - критически важном водном пути для транзита большей части мировой нефти. 



Помпео не представил никаких доказательств в подтверждение оценки участия Ирана. Его утверждение, несомненно, еще больше подпитывает напряженность между администрацией Трампа и иранскими лидерами, которая находится на повышенном уровне с начала мая, когда Белый дом объявил о передвижениях своих военных в ответ на то, что американские официальные лица заявили, что имеется повышенная угроза со стороны Ирана. 

Выступая на пресс-конференции в Вашингтоне, г-н Помпео сказал, что саботаж против двух танкеров был лишь последним в серии недавних насильственных действий Ирана. 

"В целом эти неспровоцированные нападения представляют явную угрозу международному миру и безопасности”, - заявил он. 

Стремительная эскалация напряженности в начале мая между США и Ираном произошла примерно в то время, когда четыре танкера были повреждены взрывами в устье Персидского залива, недалеко от Ормузского пролива. Взрывы, которые произошли в том же районе рано утром в четверг, что вынудило экипажи покинуть суда, оставив одно судно в огне, были похожи на инциденты в прошлом месяце. 

Помпео и Джон Р. Болтон, советник по национальной безопасности, оба заявили в конце прошлого месяца, что Иран несет ответственность за предыдущие нападения, хотя ни один из них не представил доказательств. 30 мая г-н Помпео сказал журналистам, что он видел доказательства участия Ирана и добавил: “Это были усилия иранцев по повышению цен на сырую нефть во всем мире.” 

Детали инцидентов в четверг остались неясными, как и детали взрывов в мае. Учитывая широкую критику по поводу войны в Ираке и представление ошибочных данных разведки, которые привели тогда к войне, администрация Трампа сталкивается с большим давлением со стороны Конгресса, американской общественности и иностранных союзников, которые требуют четко изложить доказательства угрожающих действий Ирана. 

Помпео сказал, что оценка американским правительством ответственности Ирана за нападения была основана на анализе разведданных, оружия и моделей предыдущих действий. Он оставил открытой возможность того, что нападения могла совершить вооруженная группа в регионе, связанная с Ираном, заявив, что никакие другие силы в этом районе не имеют достаточной подготовки или возможностей для проведения операций, кроме тех, которые поддерживаются Ираном. 

Самолет наблюдения P-8 ВМС США, пролетевший над пострадавшими танкерами в четверг, обнаружил неразорвавшуюся мину, прикрепленную к корпусу Kokuka Courageous, одного из поврежденных кораблей. Об этом сказал представитель Министерства обороны США. По словам чиновника, магнитная мина напоминала взрывчатые устройства, которые, по мнению следователей, использовались против четырех кораблей во время нападений в прошлом месяце. 

Самолет наблюдения ВМС сделал кадры прикрепленной мины, которую члены экипажа Kokuka Courageous также заметили после первого взрыва, побудившего экипаж эвакуировать судно. 

Военно-морские саперы готовились в четверг подойти к пострадавшему кораблю, извлечь мину, а также изучить ее на предмет подсказок о том, кто прикрепил ее к кораблю, сообщил представитель Минобороны. 

"Верховный лидер Ирана должен тщательно откалибровать свой ответ на кампанию максимального давления Трампа, - сказал Карим Садджадпур, иранский эксперт Фонда Карнеги За международный мир, ссылаясь на аятоллу Али Хаменеи. - Если он ответит недостаточно уверенно, то рискует потерять лицо. Если же он реагирует чрезмерно, он рискует потерять голову.” 

"Побуждение региональной милиции атаковать нефтяной танкер позволит Ирану пройти по этой тонкой линии", - заявил он, добавив: “Тегеран может продолжать повторять свои неправдоподобные отмазки, повышать цену на нефть и впечатлять союзников США в Европе, Азии и на Ближнем Востоке, демонстрируя им, что они также заплатят цену за кампанию давления Трампа [на Иран].” 

Помпео и Болтон возглавили администрацию Трампа, заняв жесткую позицию по Ирану. В мае 2018 г президент Трамп вышел из соглашения о ядерном сдерживании, которое администрация Обамы и мировые державы достигли с Ираном в 2015 г. Соединенные Штаты вновь ввели жесткие санкции против Ирана в ноябре прошлого года. 

Европейские союзники остались в ядерной сделке и призвали Иран сделать то же самое, но президент Ирана Хасан Роухани сказал в прошлом месяце, что его страна начнет выходить из сделки шаг за шагом, хотя международные агентства заявили, что Тегеран до сих пор соблюдал все условия сделки. (Иран поступил так потому, что европейские компании стали выводить деньги из страны, не желая подвергнуться американским санкциям. - прим.)

Г-н Трамп заявил в последние недели, что он открыт для переговоров с Ираном, хотя он не предпринимал никаких усилий для начала переговоров. И он написал в Twitter в четверг, после того, как премьер-министр Японии Синдзо Абэ совершил визит в Тегеран, что, по его мнению, “слишком рано даже думать о заключении [новой] сделки [с Ираном].” 

Трамп также сказал, что он может предпринять военные действия, в то же время настаивая, что он не хочет войны. В конце мая он объявил, что направляет на Ближний Восток дополнительно 1500 военнослужащих, хотя это было гораздо меньше, чем просили некоторые высшие должностные лица администрации. 

Помпео выдвинул 12 требований к Ирану, которые выходят далеко за рамки ядерных вопросов. В ходе переговоров он подчеркнул необходимость сворачивания “экспансионистской внешней политики" Ирана и подавления влияния политических и военных группировок в арабских странах, поддерживаемых Ираном. С его точки зрения, это включает "Хезболлу" в Ливане, повстанцев-хуситов в Йемене и созвездие вооруженных группировок в Ираке. 

"Иран взбесился, потому что режим хочет, чтобы наша успешная кампания максимального давления была отменена", - сказал Помпео в четверг. Он добавил, что политика администрации по-прежнему сосредоточена на использовании дипломатического и экономического давления, чтобы “вернуть Иран за стол переговоров в надлежащее время". 

Находясь в Швейцарии в этом месяце, Помпео сказал, что администрация готова поговорить с Ираном “без предварительных условий". Но он не определил цели каких-либо переговоров. Это заявление предполагает, что он, возможно, готов пересмотреть 12 требований, которые он выдвинул в отношении Ирана, - требований, которые иранские лидеры считают неприемлемыми. 

Трамп сказал, что не хочет, чтобы Иран имел ядерное оружие. У Ирана сейчас нет этого оружия, и до последних недель, после введения Соединенными Штатами жестких мер против этой страны, он не предпринимал никаких шагов по увеличению темпов производства ядерного топлива. В прошлом месяце высокопоставленный чиновник Госдепартамента США сказал, что цель администрации Трампа состояла в том, чтобы гарантировать, что Иран не получит в течение одного года достаточно топлива для создания ядерного оружия. Но это было той же самой красной линией, которую установила ядерна сделка с Ираном 2015 г, выкованная президентом Обамой и его помощниками [сделка, отмененная Трампом]. 

В апреле администрация Трампа предприняла действия, которые, как предупредили некоторые американские чиновники, могут спровоцировать ответные меры со стороны Ирана. Администрация отменила разрешение восьми странам покупать нефть у Ирана, что означает, что эти страны, включая американских союзников, будут подпадать под санкции Соединенных Штатов, если они продолжат закупки. Администрация также объявила Корпус Стражей Исламской революции (КСИР), подразделение иранских военных, террористической организацией, впервые обозначив часть другого государства на этом уровне угрозы. 

Затем 5 мая г-н Болтон объявил, что он ускоряет выдвижение авианосной ударной группы и бомбардировщиков в регион из-за повышенной угрозы со стороны Ирана или арабских ополченцев, которых Иран поддерживает. В течение нескольких дней европейские союзники и некоторые американские законодатели, которые были проинформированы о разведывательных данных, сказали, что администрация реагирует слишком остро. 

24 мая, когда Трамп объявил о дополнительной отправке 1500 военных в регион, он также сказал, что объявляет “чрезвычайную ситуацию” вокруг Ирана, чтобы обойти экспертизу Конгресса в отношении сделки по продаже оружия Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам. Эти две страны являются врагами Ирана, но не воюют с ним. Законодатели пришли в ярость от такого шага Трампа, заявив, что объявление чрезвычайной ситуации была просто предлогом для продажи оружия, и изучают, насколько Помпео и чиновники Госдепартамента приблизились к использованию чрезвычайного положения в ходе конфликта интересов, связанных с компанией Raytheon, производителем оружия. 

В четверг, после обсуждения законодательства, связанного с военными вопросами, несколько членов Конгресса настаивали на том, что Трамп должен будет получить разрешение Конгресса, если он намеревается развязать войну с Ираном. 

”Идти на войну с Ираном нет необходимости", - заявил член палаты представителей Сет Моултон, демократ из Массачусетса и кандидат в президенты, служивший в морской пехоте в Ираке. "Джон Болтон и другие в администрации Трампа пытаются втянуть нас в войну с Ираном так же, как они втянули нас в Ирак, используя ту же тактику, чтобы убедить в необходимости войны слабого главнокомандующего, у которого не хватает авторитета, чтобы сказать" Нет" войне, потому что он сам уклонялся от службы в ходе войны. Таким способом они снова хотят заманить нас в конфликт.”