Политика Эрдогана приведёт Турцию к гражданской войне

Масштабы поляризации турецкого общества с момента прихода к власти ПСР во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в 2002 году достигли устрашающего уровня. Об этом говорится в исследовании, проведённом американским Институтом Гейтстоун.

Согласно данному анализу, политическая и образовательная культура в Турции находится сейчас в серьёзном кризисе, что подталкивает слабообразованные слои населения к насильственным способам выражения собственного мнения, вплоть до физического нападения на других людей. В исследовании подтверждается, что и без того острая поляризация турецкого общества за время правления президента Эрдогана лишь углубилась.

В сентябре 2015 года разъярённые сторонники правящей ПСР напали на офис газеты «Хюрриет», крупнейшего турецкого издания. Поводом стали статьи с критикой курса правительства. Толпа разбила окна офиса камнями и палками. Месяцем позже Ахмет Хакан, видный член редакции этой газеты, подвергся нападению у своего дома.

В 2016 году Управление по религиозным делам Турции («Диянет») призвало к формированию молодёжных ячеек, из которых можно было бы образовать добровольческое объединение в составе 45 000 молодых прихожан мечетей со всей страны. Задачей подобных дружин, как можно предположить, должно было стать противодействие любого рода оппозиции ПСР.

Авторы доклада отмечают, что степень напряжённости внутриполитической ситуации в стране лишь возросла на фоне отмены национальным центризбиркомом итогов муниципальных выборов в Стамбуле, прошедших 31 марта и завершившихся поражением правящей партии. Повторное голосование в крупнейшем городе Турции пройдёт 23 июня.

Сторонники нынешнего турецкого лидера напали на одного из главных лидеров оппозиции Кемаля Кылычдароглу. В частности, его ударил один из членов ПСР, которого затем его однопартийцы и соратники встречали как героя.

В мае текущего года были совершены нападения на нескольких турецких журналистов. Так, известного редактора колонки Сабах-ад-Дина Энкибара атаковали прямо у его дома в Анкаре.

Согласно индексу миролюбивости за 2019 год, опубликованному в среду Центром глобальных идей при Институте экономики и мира, Турция – единственное европейское государство среди 50 стран, ситуация в котором является наиболее далёкой от состояния гражданского мира и порядка.

Результаты опросов общественного мнения показывают, что Турецкая республика всё сильнее и сильнее отдаляется от европейских государств. Анкара отличается высоким уровнем применения политики устрашения, в том числе и посредством заключения под стражу по политическим мотивам, похищений и пыток несогласных. По этим показателям она занимает последние строчки рейтингов в своём регионе.

Кроме того, в докладе подчёркивается: «Сейчас Турция очень далека от таких образцовых стран, как Дания или Норвегия. Она опасным образом сближается по своим характеристикам с соседями на юге и востоке».

Бывший профессор из Чарлстона, специалист-международник Али Демирдас в своей книге «Во имя национальных интересов» пишет, что Эрдоган и ПСР близки к крупному политическому поражению, последствия которого могут для них усугубиться в случае новых ударов по ПСР на выборах, которые пройдут в конце месяца.

Демирдас отмечает, что экономические проблемы, с которыми столкнулась Турция, и бремя в виде 3,6 миллионов сирийских беженцев могут обострить социально-политическую ситуацию в стране. Если ПСР победит, республику могут потрясти масштабные движения протеста, которые будут оспаривать легитимность пребывания у власти нынешней правящей партии, как это было в случае с протестами, разгоревшимися в 2013 году вокруг парка Гези. Победа AKP в Стамбуле может привести к беспорядкам по всей Турции, с которыми власти могут оказаться не в силах справиться».

Если же победит кандидат от оппозиции Экрем Имамоглу, оппозиционные партии, вероятно, попытаются настоять на досрочном проведении всеобщих выборов, которые по общему порядку должны пройти лишь в 2023 году. Если Эрдоган проиграет на выборах главы государства, как отмечает Демирдас, это может инициировать длительный и болезненный процесс демонтажа системы власти, созданной ПСР и основательно ею укреплённой, и её замены на нечто новое.

Он замечает: «Подобного рода политический транзит, вне всяких сомнений, будет сопровождаться вспышками насилия между противоборствующими общественными группами, вплоть до состояния ожесточённой гражданской войны между ними». В этой связи профессор поднимает вопрос о том, какой будет реакция генералитета, а также высокопоставленных начальников полиции и разведывательных органов, поставленных Эрдоганом, на приход к власти нового человека.