Плотины разрушают экосистему и климат в Курдистане

Турецкая политика строительства плотин и водоснабжения приводит к значительному разрушению окружающей среды в Курдистане и способствует изменению климата.

Агентство Фират взяло интервью у Догана Хатуна, члена Палаты инженеров и архитекторов, о разрушительных последствиях строительства плотин.

На протяжении многих лет турецкое государство строит плотины и гидроэлектростанции (ГЭС) в Курдистане. Проблема в том, что плотины приносят большую прибыль, но при этом наносят столь же значительный вред окружающей среде. На данный момент 50 плотин находятся в стадии строительства или в стадии планирования. В бассейне Тигра запружено не только главное русло реки, но и запланировано строительство 32 плотин на его притоках. Все эти дамбы представляют угрозу для природы Курдистана. В дополнение к эндемичным растениям, многие исчезающие виды животных также будут уничтожены дамбами. Но разрушение не ограничивается этим: плотины также способствуют изменению климата в регионе. Количество снегопадов зимой за последние десять лет сократилось на 75 процентов. Некоторые районы страдают от сильной засухи, в то время как другие затоплены обильными осадками. Это показывает, что климат в Курдистане несбалансирован.

Агентство «Фират» взяло интервью у Догана Хатуна, секретаря Палаты инженеров и архитекторов (ПИА) в провинции Амед, об экологических последствиях строительства плотин.

Тигр не имеет статуса реки и поэтому юридически незащищен

Хатун указывает, что плотины вызывают огромные экологические проблемы во всем мире, но он не знает ни одного другого случая, когда река была бы отрезана от своих собственных притоков, как это происходит с Тигром. Животные, живущие вдоль русла реки, обычно ориентируются на естественное расширение и распад русла реки на притоки. Однако из-за искусственного изменения количества воды в реке живые существа находятся под серьезной угрозой.

«Есть еще одна проблема: отсутствие правового статуса реки. Например, Тигр не имеет статуса реки на протяжении 60 километров, что означает, что прибрежные районы также не защищены законом. Мы не знаем, было ли это ошибочное определение в 1990 году совпадением или нет, но плотина на Тигре была введена в эксплуатацию именно в этом году. На берегах рек, не имеющих речного статуса, можно делать все, что угодно, потому что эти территории юридически не определены. Из-за этой беззаконной ситуации Государственное управление водных ресурсов (ГУВР) выбрало эти районы для своих проектов. Поскольку долина Тигра является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, они не могут сделать здесь существенно больше. Но они уже реализовали там много проектов раньше. Каждый губернатор реализовывал такие проекты плотин по своему усмотрению, вопреки интересам населения», - анализирует ситуацию Хатун.

22 песчаных карьера на Тигре

Согласно закону о прибрежных водах, никакие строительные работы не могут проводиться на расстоянии до 50 метров от берега для защиты основного потока реки, напоминает Хатун. «Но поскольку некоторые районы в долине Тигра не признаются речными руслами, государство строит там по своему усмотрению и разрушает реку, – продолжает Хатун. – Таким образом, непосредственно на реке есть 22 песчаных карьера. Эти ямы разрушали Тигр в течение многих лет. Весь песок для зданий за пределами Сура поступает оттуда. Даже песчаные карьеры, лицензии которых давно истекли, все еще работают, потому что принадлежат сторонникам правительства».

12 000 лет истории выброшены на ветер

Что касается разрушения древнего города Хасанкиф, который люди населяли в течение 12 000 лет, то Хатун заявляет: «Даже в так называемых странах третьего мира не бывает, чтобы область, подобная Хасанкифу, была затоплена. Ни один народ, если он хоть немного знает и ценит свою историю и культуру, не станет смотреть, как такое место, как Хасанкиф, исчезает под водой. Ради производства электроэнергии ближайшие 50 лет государство отбрасывает 12 000 лет своей истории. Только два исторических фрагмента были перенесены. Государство делает вид, что придает большое значение историческим объектам. Состоит ли история только из этой гробницы или мечети? Здесь были жилые пещеры тысячелетней давности. В Хасанкифе было так много истории, что она могла бы произвести революцию в официальной историографии. Но никакой ответственности за разрушение никто не несет».

32 новые плотины на берегах Тигра

Что касается строительства 32 плотин на Тигре, Хатун предупреждает: «Это может иметь очень негативные последствия для грунтовых вод. Когда вы строите плотину, вы создаете гигантскую массу, которая оказывает давление на грунтовые воды. Они либо утекают, либо не могут собираться. Поэтому животным становится все труднее получить доступ к основе жизни – подземным водам. Леса, которые являются важными источниками кислорода, высыхают. Климат меняется. Жизнь в Амеде летом теперь невыносима. Даже в прошлом здесь было очень жарко, но можно было охладиться в тени деревьев. Сегодня, однако, влажность повышается из-за плотин. Это делает жизнь в городе практически невозможной. Мы можем говорить о трехкратном или даже четырехкратном увеличении влажности воздуха. Кроме того, зимой серьезно сократилось количество снега».

Хатун подчеркивает, что самое позднее через 100 лет питьевая вода будет опасно истощена из-за плотин, и предлагает вырабатывать электричество из ветра и солнца.

Мы не будем участвовать в таких разрушительных проектах

ПИА явно дистанцируется от таких деструктивных проектов, подчеркивает Хатун и добавляет: «Возможно, у нас нет сил для решения проблем, но мы можем следить за ними и информировать общественность. Это наша задача. С помощью технических отчетов и технико-экономических обоснований мы можем просвещать общество. Мы не будем участвовать в действиях, которые делают одних людей богатыми и ухудшают жизнь других. Мы можем обратиться к международной общественности и сообщить людям во всем мире и в регионе об ущербе, причиненном плотинами и подобными проектами. Но, к сожалению, мы не в силах их остановить».