Европа

Конференция по курдскому вопросу: новые перспективы

Первый день 16-й международной конференции прошел под слоганом «Европейский Союз, Турция, Средний Восток и курды».

Конференция началась в Европарламенте (Брюссель). Это мероприятие проходит ежегодно, организатором выступает Гражданская комиссия в Европейском Союзе по Турции (EUTCC) при содействии Курдского института Брюсселя, участие в нём принимают политические партии и известные личности. Эта конференция имеет поддержку Европейских объединённых левых/Лево-зелёных Севера (GUE/NGL), Зелёных — Европейского свободного альянса (Greens/EFA) и Прогрессивного альянса социалистов и демократов (S&D).

Конференция открылась выступлениями, которые переводили на курский язык. В среду прошла дискуссия, темами которой были «Притеснения и сопротивление в Турции», «Взаимоотношения Турции и ЕС: вступительное слово, кризис беженцев и курды», «Кризис беженцев и реакция Европы», «Курдский вопрос и Европа: криминализация либо ответственность за создание мира» и «Имралы как ключевой вопрос: сила свободы».

Депутаты из Турции, Курдистана и Европы выступили в рамках первой дискуссии, модерировал которую Йуст Йонгреден из Вагенингенского университета, член правления комиссии.

Он заявил, что пришло время выработать стандарт в отношении Турции и идти дальше, а не просто высказывать «обеспокоенность». Йонгреден добавил, что следует оказать давление на ЕС по этому вопросу.

Бито: водные ресурсы на землях курдов

Бенуа Бито, французский политик, представлявший Зелёных — Европейский свободный альянс, выступил с докладом по конфликтам вокруг жизненно важных ресурсов и коснулся ситуации вокруг курдских территорий.

Он указал на напряженность в долине Тигра и Евфрата, оговорил, что «водные ресурсы находятся в курдских землях», и вспомнил предшествовавшие конфликты вокруг распределения водных ресурсов в Месопотамии, подчеркнув, что в будущем с изменением климата это станет центральным вопросом.

Демирель: почему бы Совету Европы не установить эмбарго?

Озлем Демирель, представлявшая Европейских объединённых левых/Лево-зелёных Севера, обратила внимание на то, что Европарламент в последнее время часто касается турецких проблем. Описав развитие событий в Турции как шокирующее, она напомнила о репрессиях против оппозиции, насилии над женщинами и подавлении различных слоев населения в Турции.

Она подчеркнула, что президент Эрдоган полагался на фонды ЕС и раскритиковала план немецкого концерна «Фольксваген» построить новый завод в Турции.

В то время как Европарламент осудил турецкое вторжение в северо-восточную Сирию, Совет Европы не объявил эмбарго Турции. Демирель сказала: «Это противоречие, к которому мы должны привлечь больше внимания».

Она коснулась и милитаризации внешней политики Турции, которая понадобилась Эрдогану, чтобы попытаться преодолеть внутренний кризис в стране.

Критикуя отсутствие свободы прессы и выражения мнений в Турции, Демирель добавила, что европейской прессе стоит лучше освещать  эту проблему.

Ислам: я хочу мира между турками и курдами

Джихангир Ислам, депутат от турецкой исламистской Партии счастья, заявил, что желает долгого мира между турками и курдами: «В Турции имеются серьезные проблемы. Я могу быть оппонентом, но я тоже видел, что у Турции был демократический опыт».

Кочийгит: это наша борьба

Гулистан Кочийгит, депутат ДПН (Демократической партии народов), выступила последней, закрывая первую сессию конференции. Она напомнила о предыдущем процессе диалога между Турцией и РПК (Рабочей партией Курдистана) и обстоятельствах, в которых шел этот процесс.

Она вспомнила и движение Гези, и восстание за Кобани, сказав: «Курды и турки объединились и мобилизовались ради общего будущего в то время».

Депутат рассказала о том, как после выборов 7 июня 2015 турецкое правительство ещё раз спланировало избавиться от курдов, пока все ждали процесса переговоров вокруг созревших проблем. На деле за этим последовал период несправедливости и жестоких кампаний в Джизире Ботан, Нусайбине и Суре.

Были массовые убийства в Анкаре, Амеде и Пирсусе: «Общество сопротивляется этому всему. Мы сопротивляемся в Турции и Курдистане. Это наша борьба, и мы намерены её продолжать».

Кочийгит добавила, что её соратники ждут, когда международное сообщество предложит реалистичные решения.

Вторая часть мероприятий первого дня конференции, озаглавленная «Взаимоотношения Турции и ЕС: вступительное слово, кризис беженцев и курды», прошла под руководством политолога, профессора Дженгиза Актара.

Шидер: Турции не место в ЕС

Андреас Шидер, австрийский политик, состоящий в Прогрессивном альянсе социалистов и демократов, коснулся непрестанных разговоров о присоединении Турции к ЕС. Шидер заявил, что ЕС нужно, чтобы Турция вела себя в соответствии с законодательством Евросоюза и показала социальное благополучие, тогда как в настоящий момент Турция – сложный кандидат, не уважающий базовые права.

Турции, сказал он, следует освободить заключенных журналистов, политиков, матерей и активистов. В случае Турции также возникнет необходимость предварительного обсуждения фондов, необходимых для вступления.

Говоря о вторжении в Рожаву, Шидер описал действия Турции как направленные на изменение демографической картины в регионе и подавление курдских территорий. Он сказа: «Европейский Союз не должен принимать этого, ему следует ввести санкции». Сам политик в этом свете остается противником членства в ЕС такого государства.

Депутат Европарламента голландка Тинеке Стрик от Зелёных — Европейского свободного альянса говорила о кризисе беженцев и европейском ответе на этот кризис. Она обратила внимание на игнорирование ЕС турецких действий и политики из-за договоренностей по беженцам.

Стрик сказала, что сделка по вопросу мигрантов завела ситуацию в тупик и что следует предпринять усилия, чтобы такая схема не была снова разыграна в будущем.

Фермон по поводу решения о РПК: впервые в Европе

Жан Фермон, бельгийский адвокат, рассказал о решении Кассационного суда Бельгии от 28 января о статусе Рабочей партии Курдистана, которая не была сочтена судом террористической организацией, соответственно, к ней невозможно применять антитеррористические законы Бельгии.

Фермон отметил, что на уровне Европы это решение стало первым в своем роде, и представил документы Викиликс, разоблачающие то, как посольство США оказывало давление на Бельгию, чтобы та действовала против РПК.

Эта деятельность посольства США велась по запросу Турции, сказал он. Но теперь после 10 лет это дело закрыто. Юрист добавил: «Это решение открывает новую перспективу. Конфликт следует уладить».

Для разрешения конфликта потребуется содействие его сторон, но странам Европы также стоит избегать криминализации курдов и РПК и выработать другое отношение к ним.

Фермон напомнил и о том, что Европейский суд в Люксембурге отвергал доказательства, оправдывающие включение РПК в список террористических организаций с 2014 по 2017 годы, и отменил её «наличие» в списке в 2018 году.

Адвокат закончил свое выступление так: «Народу Бельгии стоит апеллировать к Совету Европы, чтобы дать понять, что он не поддерживает этот список. Это приведет к дискуссиям по поводу ярлыка о терроризме, который навесил на РПК Совет».

Адвокат Оджалана об изоляции

Выступление Науроз Уйсал, юриста из адвокатского бюро Асрина, закрыло вторую часть мероприятий. Она говорила об изоляции национального лидера курдов Абдуллы Оджалана, который пленён на острове Имралы уже почти 21 год. Она напомнила, что в течение 8 лет ни один адвокат не мог попасть на Имралы, и провела аналогию между этой предельной изоляцией и углубляющимся кризисом на Ближнем Востоке.

Уйсал передала собравшимся сообщения, которые Оджалан поручил своим адвокатам во время последней встречи, последовавшие за массовыми протестными голодовками в Турции, Курдистане и Европе. Уйсал подчеркнула, что усилия Оджалана направлены на достижение мира и что изоляция на Имралы – часть репрессивной политики Турции.

Это не просто единичный факт нарушения прав человека, но пример, показывающий объективную картину ситуации в Турции.

Адвокат призвала международное сообщество действовать ради того, чтобы изоляция прекратилась, права курдов начали соблюдаться и в Турции прошла демократизация.