Сирия

Езидская община: попытки геноцида лишь укрепляют нашу веру

После очередной попытки геноцида езидов, на этот раз со стороны турецких оккупантов в Африне, представители езидской общины Сирии заявили, что готовы дать отпор захватчикам.

Вот уже на протяжении двух лет турецкие оккупационные силы и их пособники из числа боевиков вооружённой оппозиции держат под своим контролем кантон Африн, который когда-то был самым безопасным районом на всей территории охваченной пламенем гражданской войны Сирии. Сейчас некогда процветающий кантон превратился в рассадник террористических формирований, члены которых напрочь лишены каких-либо базовых представлений о ценностях гуманизма и нормах морали.

Африн всегда славился своим культурным, этническим и конфессиональным многообразием. Важное место в этой поликультурной мозаике отводилось местной езидской общине, которая могла здесь спокойно и безопасно отправлять религиозные обряды и придерживаться установлений своего вероучения, не опасаясь каких-либо притеснений.

Езиды жили компактными группами в 22 посёлках кантона. Именно Автономная администрация северо-восточной Сирии первой закрепила права данной этноконфессиональной общности.

Однако с началом турецкой агрессии все священные для афринских езидов места подверглись ударам и оказались разрушены. А в отношении их самих турецкие захватчики и лояльные им исламистские бандформирования совершили многочисленные военные преступления, среди которых следует особо упомянуть практику этнических чисток, нарушения свободы вероисповедания, принудительное обращение в ислам суннитского толка, строительство мечетей в езидских поселениях и похищение тысяч местных жителей.

Более того, турецкое командование и главари протурецких фракций целенаправленно взялись за уничтожение исторических памятников, указывавших на езидское культурное присутствие в кантоне Африн, – например, памятник Зардешту и Лалешский купол.

В условиях практически полного игнорирования международными гуманитарными и правозащитными организациями злодеяний захватчиков по отношению к представителям местной езидской общины население региона демонстрирует всё большую и большую приверженность пути борьбы с агрессором.

После захвата Африна сотни тысяч жителей кантона были вынуждены оставить свои дома и бежать в соседнюю Шахбу. Это подтолкнуло «Езидский союз» с ещё большей активностью приступить к организации рядов своей общины. Так, например, в населённом пункте Тель-Рифат был открыт Дом езидов, такой же культурно-религиозный центр был основан и в палаточном лагере беженцев «Сердам», и в посёлке Аль-Ахдас. Все указанные районы находятся в кантоне Шахба, ставшем приютом для многих тысяч афринских беженцев.

Кроме Шахбы часть беженцев-езидов из Африна устремилась в город Алеппо. Там, в расположенном на севере квартале Шейх-Максуд, а точнее, в западной его части, был открыт ещё один Дом езидов.

Представители езидской общины, проживающие в крупнейшем торгово-промышленном центре северной Сирии, в очередной раз выразили свой протест против нарушений захватчиками и их пособниками прав единоверцев-езидов. Они заявили, что будут продолжать всеми средствами защищать свою культуру и веру, обеспечивая их преемственность.

Одна из героинь нашего репортажа – Фидан Али, беженка из Африна. За время оккупации кантона она неоднократно сталкивалась с притеснениями со стороны оккупационных сил и протурецких оппозиционных группировок. В частности, она сообщила нам: «Боевики-исламисты неоднократно вламывались в наш дом. Они пытались запугать нас, подвергали нас допросам, досматривали наш дом и содержимое телефонов».

Она добавила: «Нам было очень сложно жить дальше в Африне, регион перестал быть безопасным, как это было прежде. Более того, ситуация постоянно ухудшалась. В конечном счёте всё это подтолкнуло нас покинуть кантон и отправиться в поисках убежища и укрытия в Алеппо.

Здесь, в Алеппо, мы регулярно посещаем Дом езидов. Нашей общине постоянно отказывали в правах, однако мы полны решимости сохранить нашу веру, где бы мы ни оказались. Наше единственное требование – дать возможность вернуться обратно в наши дома».

Вот что рассказала о военных преступлений турецких захватчиков Новруз Адо: «Мы, представители езидской общины, на протяжении истории неоднократно подвергались попыткам геноцида, в том числе и в Африне. Подобное уже случалось раньше в Шенгале. Такое нельзя забыть. Поэтому мы были вынуждены оставить Африн и направиться в поисках крова и лучшей доли сюда, в Алеппо.

Когда мы прибыли в Алеппо, мы сделали всё возможное для укрепления единства нашей общины и её дальнейшей организации в рамках Дома езидов. Мы твёрдо убеждены, что сплочение рядов позволит нам однажды вернуться обратно в наш Африн. Мы добьёмся разгрома террористов, чтобы они и их покровители ни замышляли против нас. Никому не удастся сломить нашу волю и нашу решимость бороться».

Расул Муса Газави заявил: «Турецкие оккупационные войска и их подельники разрушили наши святилища и кладбища, они срубили священные деревья, они меняют демографический облик региона и проводят политику этнических чисток.

Мы не сдались и никогда не сдадимся. Они захватили Африн, но мы открыли Дом езидов на новом месте, в Алеппо. Одно это уже является мощным ответом турецкой политике. Сколько бы Анкара ни мечтала уничтожить и истребить нашу культуру, мы лишь крепче будем держаться за нашу родную веру».