Грабер: революционер-интеллектуал нашего времени

«Дэвиду еще многое предстояло сделать в этот критический момент человеческой истории, нам всем будет его не хватать. Но он будет жить там, где есть свободный человеческий дух», — заявляет инициатива «Свободу Оджалану – мир Курдистану».

Международная инициатива «Свободу Абдулле Оджалану – мир Курдистану» опубликовала заявление, в котором отдает дань памяти Дэвиду Граберу, близкому другу курдского народа, скончавшемуся в Италии.

«Наши сердца наполнились скорбью, когда мы услышали, что наш друг и товарищ Дэвид Грабер внезапно скончался 2 сентября 2020 года. Его ранняя смерть – большая потеря для всех нас. Мы выражаем глубочайшие соболезнования его семье, его друзьям и всем близким.

Если в Дэвиде Грабере и было что-то особенное, так это его умение смотреть на обычные вещи по-другому. Он проливал новый свет на явления, которые мы считали само собой разумеющимися.

Дэвид был революционером и провидцем и в контексте движения «Оккупай Уолл-Стрит», и революции в Курдистане, и особенно в Рожаве. Всякий раз, когда угнетенные пытались взять все в свои руки и построить что-то новое, Дэвид был рядом, чтобы поддержать эти усилия, будь то теория или прямые действия. При этом он погружался в проблемы всего левого движения, а если понадобится, то и всего мира. Это можно было видеть по его отношению к курдскому народу.

Более пяти лет назад Дэвид сказал о революции в Рожаве: «Это настоящая революция!» и вступил в непрямой диалог с Абдуллой Оджаланом при помощи своих эссе о политической философии Оджалана. В эссе «Построение свободной жизни: диалоги с Абдуллой Оджаланом» он писал: «Ученые не должны избегать участия в политике [ ... ] одной из форм этого участия является отказ верить, что любой, кто предпринял какие-либо эффективные политические действия в мире, может также внести важный вклад в человеческую мысль. В лучшем случае они могут быть объектом анализа. Поэтому неудивительно, что современные интеллектуалы по большей части не имеют ни малейшего представления о том, что делать с идеями Абдуллы Оджалана».

Мы знаем Дэвида лично с 2012 года, когда он впервые представил в Кельне немецкий перевод своей потрясающей книги «Долг: первые 5000 лет». С тех пор между нами установилась крепкая дружба. Он внес большой вклад в понимание интеллектуальной составляющей курдского освободительного движения международной аудиторией и укрепил наше мышление своим собственным анализом.

Дэвид был активистом-интеллектуалом, который очень нужен нашему миру. Он не только обладал добрым сердцем и здравым умом, но и был способен противостоять однообразию академического мира и браться за вопросы, которые, возможно, не были популярны. Глубоко критикуя структуры капитала и власти, включая их выражение в академических кругах, он поддерживал радикальные движения, которые меняют общество к лучшему, и был их частью.

Дэвиду еще многое предстояло сделать в этот критический момент человеческой истории как блестящему антропологу, активисту-анархисту, другу революции в Курдистане и важному революционеру-интеллектуалу, обладающему уникальными способностями к созданию смыслов. Нам всем будет его не хватать. Но он будет жить в Рожаве и везде, где есть свободный человеческий дух».