HRW: гражданские лица подвергаются насилию в «безопасных зонах»

Организация «Хьюман Райтс Вотч» (HRW) осудила массовые казни и блокирование процесса возвращения беженцев со стороны вооруженных группировок, поддерживаемых Турцией, на северо-востоке Сирии.

Группы, входящие в состав поддерживаемой Турцией на северо-востоке Сирии Сирийской свободной армии (ССА), сирийской негосударственной вооруженной группировки, бессудно казнили гражданских лиц и не отчитались о судьбе сотрудников по оказанию медицинской помощи, которые исчезли во время работы в «безопасной зоне», сообщила сегодня «Хьюман Райтс Вотч». Вооруженная группа также, по-видимому, отказалась разрешить возвращение домой для курдских семей, ставших беженцами в результате турецких военных операций, и разграбила и незаконно присвоила или оккупировала их имущество.

HRW заявила, что Турция должна расследовать нарушения прав человека и потенциальные военные преступления на территории, над которой она в настоящее время осуществляет фактический контроль, и оказывать давление на силы ССА с целью положить конец этим нарушениям и обеспечить привлечение виновных к ответственности. Местные командиры групп должны также проводить расследования и привлекать к ответственности лиц, виновных в злоупотреблениях.

«Казни отдельных лиц, разграбление собственности и блокирование возвращения перемещенных лиц в свои дома – это убийственное доказательство того, почему предлагаемые Турцией «безопасные зоны» не будут безопасными, – сказала Сара Ли Уитсон, директор по Ближнему Востоку «Хьюман Райтс Вотч». – Вопреки утверждениям Турции о том, что её операция создаст безопасную зону, группы, которые она использует для управления территорией, сами совершают злоупотребления в отношении гражданских лиц и дискриминируют их по этническому признаку».

9 октября 2019 года турецкие вооруженные силы и вооруженные группировки вторглись на территорию северо-восточной Сирии, которая с 2012 года находилась под контролем Сил демократической Сирии, состоящих в основном из возглавляемых курдами Отрядов народной самообороны (ОНС). С момента начала вторжения Турция и поддерживаемые ею группировки производили неизбирательные обстрелы гражданских районов, совершили по меньшей мере семь массовых убийств, незаконно оккупировали частные гражданские дома и магазины и разграбили собственность их владельцев, а также не сообщили информации о сотрудниках по оказанию медицинской помощи, которые, как предполагается, были похищены во время работы в этой зоне.

«Хьюман Райтс Вотч» опросила 10 человек, в том числе 2 врачей и 3 родственников жертв, чтобы задокументировать эти нарушения.  HRW также изучила видеоматериалы и изображения, предоставленные активистами и родственниками, которые подтверждают эти нарушения. 11 октября в социальных сетях появились видеоролики и изображения, в том числе опубликованные самой ССА, на которых ее члены стреляли в человека, который лежал без движения и, казалось, не представлял никакой угрозы, и стояли на мертвом теле другого человека в унизительной манере. «Хьюман Райтс Вотч» также задокументировала казнь курдской политической активистки Хаврин Халаф и провела расследование того, что произошло с тремя работниками Красного Полумесяца Курдистана, которые исчезли на территории, контролируемой ССА, включая очевидное незаконное убийство по крайней мере одного из них. HRW опросила трех родственников и коллег, которые установили личности жертв и обстоятельства их смерти.

В период с 6 по 11 ноября организация «Хьюман Райтс Вотч» также провела интервью с пятью курдскими гражданскими лицами, которые заявили, что силы вооруженной группировки оккупировали их дома и другую собственность и препятствовали их возвращению или возвращению их родственников. Журналист агентства «Рейтерс» курдского происхождения опубликовал фотографии своего дома 30 октября, утверждая, что группа боевиков заняла его. В другом случае силы группировки убили трех курдов, которые пытались вернуться в город Сарекание, сообщили свидетели и родственники, и помешали другому курду вернуться, при этом позволив вернуться арабским жителям.

Как международное гуманитарное право, так и право в области прав человека запрещают незаконные убийства и любое произвольное лишение жизни, включая нападения на гражданских лиц. Международное гуманитарное право также строго запрещает и считает военным преступлением преднамеренное убийство раненых, сдавшихся в плен или захваченных в плен комбатантов (людей, считающихся негодными к бою) и насильственные исчезновения.

Согласно законам войны, разграбление или насильственное изъятие частной собственности для личного пользования запрещено и может также представлять собой военное преступление. Комбатантам не разрешается захватывать имущество для личного пользования, что является военным преступлением, законы войны также запрещают уничтожение имущества, не оправданное военной необходимостью. Международные нормы требуют защиты имущества перемещенных лиц от уничтожения и произвольного и незаконного присвоения, оккупации или использования.

Международное право также предусматривает, что гражданским лицам, которые были насильственно перемещены в ходе конфликта, должно быть разрешено как можно скорее вернуться домой без каких-либо условий. Если силы обеспокоены вопросами безопасности, то они должны проводить индивидуальную оценку жителей, вводить временные ограничения, если это оправдано, и не стремиться вводить общие или бессрочные запреты, чтобы не допустить их возвращения. Оккупантам запрещается выселять часть населения из своих домов по соображениям, не связанным с безопасностью, и пытаться заменить их населением с другой территории.

Все стороны конфликта обязаны расследовать предполагаемые военные преступления своих членов и обеспечивать надлежащее наказание виновных. Командиры, которые знали или должны были знать о преступлениях, совершенных их подчиненными, но не предприняли никаких действий по их предотвращению или преследованию, могут быть привлечены к уголовной ответственности в порядке командной ответственности.

Фактические власти в тех районах, где организация «Хьюман Райтс Вотч» задокументировала эти нарушения, должны обеспечить привлечение виновных к ответственности, чтобы люди могли безопасно возвращаться в свои дома, если они того пожелают, и чтобы никому не было отказано в праве на возвращение по признаку их этнической принадлежности или идентичности. Турецкое правительство должно также прекратить военную помощь группировкам СНА, ответственным за эти преступления.

«Турция закрывает глаза на предосудительное поведение группировок, которые она вооружает, - заявила Уитсон. – Пока Турция контролирует эти районы, она несет ответственность за расследование и прекращение этих нарушений».

С момента начала вторжения в северную Сирию турецкие вооруженные силы и ССА взяли под свой контроль район между Гре Спи и Сарекание и часть международной автомагистрали (М4), проходящей между юго-востоком Турции и северо-востоком Сирии. Несмотря на соглашение о прекращении огня и безопасной зоне между Россией и Турцией от 22 октября, столкновения между Силами демократической Сирии, возглавляемыми курдами, которые когда-то поддерживались возглавляемой Соединенными Штатами коалицией в борьбе против Исламского государства (также известного как ИГИЛ)*, и ССА продолжаются.

По данным ООН, в результате вторжения первоначально было перемещено по меньшей мере 200 000 человек, и в настоящее время около 100 000 человек возвращаются. Почти половина из них вернулась в районы, контролируемые поддерживаемыми Турцией группировками и турецкими вооруженными силами в районе Гре Спи, Айн-Исса и Сулука.

Итоговые данные по казням и похищениям

По данным Сирийского центра наблюдения по правам человека, 12 октября сирийские негосударственные вооруженные формирования казнили девять мирных жителей, в том числе курдско-сирийского политика Хаврин Халаф. Видео казни Халаф появилось в интернете 13 октября. На видеозаписях «Хьюман Райтс Вотч» видно, как вооруженные люди стоят над телом женщины, в отношении которой родственники и активисты подтвердили, что это Халаф.

В другом видео вооруженные люди, которые идентифицируют себя как члены ССА, стреляют из автоматического оружия в фигуру, неподвижно лежащую на обочине дороги. Беллиенгкэт, открытый сайт по расследованиям, идентифицировал членов группировки «Ахрар аль-Шаркия», входящей в состав ССА, как присутствовавших на казни Халаф и убийстве, которое демонстрируется во втором видео. «Ахрар аш-Шаркия» отрицала свою причастность к убийствам.

В другом случае родственник и два коллеги трех добровольцев Красного Полумесяца Курдистана заявили, что группировка из состава ССА, которую они не смогли идентифицировать, сообщила им, что они задержали добровольцев 11 октября. Врач, работавший в больнице, с которой они были связаны, сообщил «Хьюман Райтс Вотч», что он потерял контакт с командой добровольцев – водителем скорой помощи и двумя медсестрами, которые отправились в Сулук после нападения 11 октября.

Дядя водителя сказал, что брат водителя отправил сообщение на телефон водителя 14 октября, и человек, который идентифицировал себя как представитель СНА, ответил сообщением о том, что водитель мертв, и поделился фотографией тела. И родственник, и его коллега подтвердили, что на снимке был изображен водитель «скорой помощи».

На фотографиях в своем аккаунте в Facebook водитель одет в военную форму, а на фотографиях, предоставленных его родственниками, над его телом развевается флаг ОНС (Отрядов народной самообороны). Его родственники не получили тело. «Хьюман Райтс Вотч» не смогла определить, был ли этот человек добровольцем курдского Красного Полумесяца и одновременно членом курдской вооруженной группы, или же фотографии на Facebook были сделаны в более ранний период. Даже если он был также членом вооруженной группы, нет никаких признаков того, что 11 октября он занимался чем-то иным, кроме гуманитарной деятельности, заявила «Хьюман Райтс Вотч».

Судьба двух женщин-медсестер, бывших в машине «скорой помощи», остается неизвестной, однако их последнее известное местонахождение находилось на территории под контролем СНА, и люди, предположительно принадлежащие к одной из группировок СНА, сообщили группе помощи Красного Полумесяца Курдистана, что они были задержаны членами группировки СНА. Курдский Красный Полумесяц публично призвал все стороны конфликта предоставить им доступ к раненым людям.

Конфискация имущества, разграбление и блокирование возвращения домой курдских жителей

«Хьюман Райтс Вотч» опросила двух человек, которые заявили, что силы, которые они идентифицировали как СНА, оккупировали их собственность и разграбили их имущество. Три человека заявили, что они или их курдские родственники пытались вернуться в свои дома в районах, находящихся под контролем Турции, но вооруженные группировки блокировали их. Силы СНА также убили трех человек, пытавшихся вернуться в свои дома в Сарекание.

Врач, чей дом находится в Танхузе, деревне в восьми километрах от Гре Спи, сказал, что его семья покинула свою деревню 9 октября из-за обстрелов и авиаударов и теперь рассеяна по северо-восточной Сирии. Он сказал, что его сосед-араб сообщил ему, что члены группировки «Ахрар аш-Шаркия» занимают пять домов его семьи. Подтверждением этому послужила фотография, которую члены СНА опубликовали 1 ноября, на которой они молились перед одним из домов. Он поделился с «Хьюман Райтс Вотч» фотографиями дома до и после, чтобы подтвердить, что это был дом его семьи.

В другом случае сириец курдского происхождения рассказал, что его семья бежала в город Ракка после того, как 9 октября в результате турецкого авиаудара погибли его родители и был ранен его брат в его родной деревне Каюта, в девяти километрах от Гре Спи. Он сказал, что также узнал от соседей, что его дом был незаконно оккупирован. Примерно 11 октября его арабские соседи, вернувшиеся в Каюту, сообщили ему, что в его доме поселилась местная арабская семья, за которой последовали члены «Ахрар аш-Шакии».

Он сказал, что его дяди общались с «Ахрар Аль-Шаркия» по поводу дома и что вооруженная группа поделилась фотографиями, на которых они занимают дом. Один из его дядей пытался вернуться в деревню по крайней мере пять раз, но группировка СНА прогнала его, сказав, что это военный район. Однако он увидел, что его арабские соседи, которые сказали ему, что его дом занят, были допущены в деревню.

Трое других курдских жителей Гре Спи, перемещенных в результате боевых действий 9 октября, подтвердили, что их имущество также было незаконно оккупировано. Они сообщили, что их арабские соседи связались с ними и сообщили им, что их дома были разграблены и что бойцы СНА разместились сами или разместили перемещенные арабские семьи в их домах в период с 14 по 18 октября. Один сирийский курд-беженец, владелец магазина в Гре Спи, сообщил, что 18 октября он увидел фотографии своего магазина с надписью «захвачен в интересах «Ахрар аш-Шарикия» и что сосед-араб, которому боевики предложили некоторые товары этого человека, сказал ему, что члены «Ахрар аш-Шарикия» разграбили все и пытались продать награбленное.

Активисты и родственники на северо-востоке Сирии и в Европе поделились с «Хьюман Райтс Вотч» фотографиями тел трех человек, которых, по их словам, убили члены группировки СНА при попытке вернуться в Гре Спи. Они опознали в них Шейяра Махмуда Османа, Резана Халила Джулу и Мустафу Хиссо. Изображения были позже распространены в социальных сетях.

«Хьюман Райтс Вотч» пообщалась с дядей Хиссо, который был с племянником, когда СНА убила его. Дядя сказал, что он и трое его товарищей возвращались в Гре Спи 17 октября, чтобы проверить свое имущество. Его племянник владел большим кафетерием и опасался, что его разграбят. Дядя Хиссо, которого опросила «Хьюман Райтс Вотч», сказал, что примерно в 200 метрах от арки возле въезда в Гре Спи вооруженная группа, которую семья считала группировкой из состава СНА, начала стрелять по фургону Хиссо. Дядя выскочил из машины и побежал, но его племянник и двое его товарищей в машине были убиты.

*-террористическая организация, запрещенная на территории РФ