Жители лагеря Махмур арестованы по пути в Багдад

Пятеро жителей лагеря беженцев Махмур были арестованы в Ираке. Четыре брата и их шурин направлялись в Багдад на работу. По словам адвоката арестованных мужчин, их подозревают в членстве в РПК.

Четыре брата и их шурин направлялись в Багдад на работу, когда их задержали на контрольно-пропускном пункте на обочине шоссе 1, ведущего к Басре, сообщил их защитник. Поступила информация, что мужчин арестовали еще в прошлую среду. По словам адвоката, задержанные обвиняются в членстве в РПК (Рабочей партии Курдистана). Неизвестно также, где именно они содержатся. 

Задержанные – Адам, Мазлум, Джума и Амед Йылдызтаны, а также Ребер Тали. Они входят в число тысяч жителей лагеря, расположенного в 60 километрах к юго-западу от Эрбиля. УВКБ ООН предоставило этим людям статус беженцев. Однако Агентство ООН по делам беженцев годами не оказывало лагерю необходимой помощи. С июля 2019 года «Махмур» вдобавок ко всем своим трудностям оказался в условиях блокады, организованной ДПК (Демократической партией Курдистана), которая доминирует в правительстве южного Курдистана. Даже пандемия коронавируса не смогла вынудить соответствующие органы власти снять режим блокады. С тех пор население борется с нищетой, выживая в тяжелейших условиях.

Некоторые жители лагеря, в том числе братья Йылдызтан и их родственник Ребер Тали, сумели покинуть «Махмур» через временный выход в направлении возвышенности Карачох. Только так можно заработать деньги за пределами лагеря, чтобы поддержать свои семьи. Но это путь, опасный для жизни. Вместо прямого пути в Багдад и другие города люди вынуждены ехать по дороге на северо-восток – мимо горы Карачох, где находится база террористической организации Исламское государство* (ИГИЛ).

База ИГИЛ находится на восточном склоне горы, куда джихадисты отступили с территорий северной и восточной Сирии после военного поражения, понесенного ими весной 2019 года. По некоторым оценкам, число исламистских наемников, дислоцированных на склоне горы Карачох, составляет около 150 человек. Они выбрали своей целью общину Махмура, а также одноименный лагерь беженцев. Несмотря на то что в мае прошлого года пешмерга Регионального правительства южного Курдистана и иракские силы безопасности открыли совместный координационный центр для проведения операций по обеспечению безопасности в Махмуре, джихадисты часто действуют практически беспрепятственно. Нападения и похищения мирных жителей – не редкость. В августе-сентябре шесть человек были похищены наемниками, когда попали в засаду ИГИЛ, замаскированную под контрольно-пропускной пункт иракской армии.

Адвокатов не допускают до клиентов

Между тем Султан Йылдызтан призвала центральное правительство Ирака в Багдаде немедленно освободить ее сыновей и мужа ее дочери. «ДПК не позволяет нам покинуть Махмур. Если нам это удается, нас берут под арест. Мы уже знакомы с этим методом по Хавлеру. Почему иракские органы безопасности следуют теперь этому примеру?» – спрашивает женщина. Оправдание арестов тем, что их родственники могут принадлежать к РПК, абсурдно и надуманно, говорит она. «Мы беженцы. Ирак знает об этом, как знает и правительство южного Курдистана. Тем не менее нас объявили преступниками. Мои дети ни в чем не виноваты и были задержаны без всякой на то причины. Даже их адвокатам не разрешают с ними видеться». Султан Йылдызтан призывает правозащитные организации и ООН добиваться освобождения ее близких.

Лагерь беженцев «Махмур»

В лагере беженцев «Махмур», который с момента своего создания официально находится под защитой Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), сейчас проживает около 13 000 человек. Большинство из них были вынуждены покинуть родные деревни в регионе Ботан (северный Курдистан) в 1990-х годах из-за жестоких репрессий со стороны турецкого государства. После многолетней одиссеи, успев побывать в различных лагерях, они основали лагерь «Махмур» на краю пустыни в 1998 году. Таким образом, эти люди сформировали самую большую общину курдских беженцев в мире. Сегодня «Махмур» с его тысячами детей, родившимися в лагере без гражданства, стал небольшим городом, который, несмотря на бедность, постоянные угрозы и нападения – будь то со стороны Турции или ИГИЛ, – представляет собой место мира и коллективного самоопределения.

* - террористическая организация, запрещена в РФ