Турция

Заседание по делу адвокатов Оджалана перенесено на декабрь

Адвокаты Оджалана заявили, что дело возбуждено незаконно и этот судебный иск против них был предпринят для устранения всех тех, кто стремился разрешить курдский вопрос путем диалога.

Первое слушание по делу адвокатов из Адвокатского бюро «Ашрин» Резана Сарджа, Али Мадена, Суата Эрена, Дженгиза Юрекли, Акмеше, Махмута Ташчи и Мехмета Селима Окчуолу, защищавших курдского национального лидера Абдуллу Оджалана в 2012 году, прошло во вторник в Стамбуле.  

Защитники Оджалана и их адвокаты присутствовали в зале суда. В 33-м Высшем уголовном суде Стамбула помимо адвокатов Оджалана на слушании присутствовали члены Ассоциация адвокатов за свободу (ААС) вместе с сопредседателем Илкнуром Алканом.

«Здесь нас судят на основе уродливого наследия заговорщического сознания», – сказал Дженгиз Юрекли, отметив, что обвинение было основано на факте переговоров с Имралы. Юрекли заявил, что он был защитником Абдуллы Оджалана, но никогда не был в Имралы до сегодняшнего дня: «Даже если бы я встретился с Оджаланом, это произошло бы в рамках переговоров адвоката с клиентом. Существенный момент здесь состоит в том, почему мне отказано во встрече. Это явное нарушение гражданских прав. В конце концов, заключенному запрещается встречаться со своим адвокатом в течение девяти лет.  Уважаемый прокурор об этом не знает?»

Юрекли подчеркнул, что фраза «Имралы – это турецкий Гуантанамо» была указана в обвинительном заключении как преступление: «Это не политическая пропаганда и не какой-либо дискурс. И этапы создания, и идеология, на которой они основаны, а также используемый административный режим сопоставимы. У нас есть еще три клиента в Имралы, которые были переведены туда в марте 2015 года. Им разрешали пользоваться всеми своими правами в предыдущей тюрьме, но они не могут встретиться с адвокатом в течение последних шести с половиной лет. Об Оджалане ничего не слышно с 25 марта. Мы понятия не имеем, каковы там условия жизни».

Юрекли отметил, что записи в деле были получены незаконным путем и что разговоры происходили в рамках переговоров между адвокатом и клиентом и не составляли преступления.

На данный момент отклонено около 2000 заявок

Выступая позже, Резан Сарыджа заявил, что 4 заключенных были переведены на остров в 2009 году, но они были помещены в те же условия, напомнив, что тюрьма на острове Имралы была создана специально для Абдуллы Оджалана в 1999 году и что Оджалан содержался в одиночном заключении в течение 10 лет. «В течение последних восьми лет ни одному адвокату не разрешали посещать Имралы. На данный момент отклонено почти 2 000 поданных нами заявок. С 2014 года было проведено всего шесть семейных свиданий. За 22 года было сделано два телефонных звонка, последний из которых был отключен. Это чрезвычайные обстоятельства».

Сарыджа напомнил вывод ЕСПЧ о том, что пожизненное заключение с отягчающими обстоятельствами было суровым, заявив, что вопросы, упомянутые в обвинительном заключении как тема обвинения, были отражены в отчетах ЕКПП. Сарыджа отметил, что полномочия адвоката в суде или перед общественностью прописаны в международном праве: «Главный прокурор Бурсы и судья по исполнению приговоров решают, что этот режим должен сохраняться, пока у них также есть обязанности. Мы как адвокаты не можем получать и анализировать протоколы судебных заседаний. Все законодательные нормы нарушены, поэтому мы не можем выступать в качестве адвокатов Оджалана. Подход к Оджалану определяет весь закон».

После заявлений коллегия суда огласила промежуточное решение, отложив слушание до 16 декабря, потребовав заслушать тайных свидетелей на следующем слушании и получить протоколы дела турецкой разведки. Другие адвокаты в суде также заявили, что дело было незаконным и этот судебный иск против них был предпринят для устранения тех лиц, кто участвовал в «процессе урегулирования», стремящемся разрешить курдский вопрос путем диалога.

Адвокаты курдского национального лидера Абдуллы Оджалана Резан Сарыджа, Али Маден, Баран Доган, Дженгиз Юрекли, Инан Акмеше, Махмут Ташчи и Мехмет Селим Окчуоглу были обвинены в «членстве в террористической организации» в рамках расследования, проведенного Генеральной прокуратурой Стамбула в 2012 году прокурорами, которые были членами сообщества Гюлена. 33-й уголовный суд Стамбула принял обвинительное заключение, которое было подготовлено после того, как были взяты показания адвокатов.

Встреча адвокатов, обвиненных в «членстве в террористической организации», с Абдуллой Оджаланом в тюрьме строгого режима Имралы типа F, а также телефонные переговоры с семьями задержанных также были в центре внимания. Заявления адвокатов для прессы квалифицируются в обвинительном заключении как уголовное преступление.