Ирак

Запрет РПК в Багдаде - предупреждение для Ирана

Этот шаг может облегчить военные операции Турции на севере Ирака, в то же время позволяя Багдаду расширить свое присутствие и контроль над курдскими регионами. Для Ирана это станет проблемой.

Iraqi Foreign Ministr Iraqi Foreign Ministry

Выполнение Багдадом давнего требования Анкары путем запрета Рабочей партии Курдистана (РПК) отражает усилия Ирака по увеличению связей с Турцией, одновременно предоставляя Анкаре политическое прикрытие для нападений на эту организацию.

Принимая турецкую делегацию высокого уровня, Багдад объявил в четверг о запрете РПК, сигнализируя Анкаре о ее намерениях улучшить двусторонние отношения. РПК ведет вооруженную кампанию против турецких сил за курдское самоуправление с 1984 года.

РПК, которая внесена Анкарой в список террористических организаций, имеет штаб-квартиру в северном Иракском Курдистане. Турция регулярно наносит авиаудары поэтому региону и установила там сотни военных постов. Однако Ирак не стал включать РПК в список террористических организаций.

В последние несколько лет Ирак критиковал турецкие удары по РПК и турецкое военное присутствие в Иракском Курдистане как нарушение его суверенитета и территориальной целостности.

Так что же изменилось с точки зрения Ирака? «Я думаю, идея заключается в том, что иракское правительство хочет показать, что оно серьезно относится к улучшению ситуации с безопасностью для турецкой стороны, а также внутри своих границ», — утверждает Саджад Джияд, политолог из Багдада и научный сотрудник The Century Foundation в интервью изданию «Аль-Монитору». По словам Джияда, расширяя сотрудничество в сфере безопасности с Турцией, Багдад также стремится предотвратить «односторонние» военные действия Турции на территории Ирака.

«Поэтому формальный запрет РПК, более тесное сотрудничество с турецкими силами безопасности и турецким правительством, является шагом к попытке восстановить контроль над территорией», — добавил он. В соответствии с совместным заявлением, опубликованным в четверг, две страны сформируют «комитет для расширения сотрудничества в борьбе с терроризмом».

Что здесь имеется в виду? Николас Херас, старший директор Института New Lines, отметил, что этот шаг может расширить власть центрального правительства Ирака над регионом. «Турецкая военная кампания в северном Ираке дестабилизирует Курдистан в то время, когда иракское правительство в Багдаде пытается консолидировать контроль над этим регионом», — сказал он.

Джияд считает, что иракское правительство, ограничивающее «способность РПК свободно действовать в Ираке», может уменьшить турецкое вмешательство в регионе. Однако, вопреки его словам, этот шаг Ирака произошел на фоне усиления Анкарой своих угроз начать новую операцию в северном Иракском Курдистане и в преддверии ожидаемого визита президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Багдад в следующем месяце.

Этот шаг, безусловно, облегчит работу Турции во время трансграничных военных операций, которые она регулярно проводит против позиций РПК на севере Ирака, по словам Билгая Думана, координатора исследований Ирака в базирующемся в Анкаре аналитическом центре Ближневосточных стратегических исследований (ORSAM).

«Особенно важны два региона на севере Ирака, которые являются проблемными с точки зрения турецкого государства: Зап и Гара», — сказал Думан, добавив, что Анкара, скорее всего, обратится за помощью к иракскому правительству в ходе своих операций по вытеснению РПК из этих двух регионов.

По его мнению, среди других движущих факторов, повлиявших на иракское решение, является больший риск, который РПК представляет для центрального правительства. «Операции Турции оттеснили РПК на юг, в регионы, находящиеся под контролем центрального правительства, превратив организацию в угрозу для правительства в Багдаде»*.

Среди других факторов выделяются противодействие иранскому влиянию и поддержание безопасности инициативы транспортного коридора, известного как «Сухой канал». Этот проект, также известный как «Проект дороги развития», направлен на соединение Большого порта Ирака в Аль-Фау недалеко от Персидского залива со средиземноморским побережьем Турции, а затем с Европой через новые железнодорожные и автомобильные сети.
«Проект «Дороги развития» рассматривается как будущее Ирака», — сказал Думан, отметив, что продолжающаяся нестабильность в Красном море увеличивает шансы на реализацию этой инициативы. «Если рассматривать все причины как торт из 100 кусков, то проект «Дорога развития» составляет около 40% от него».

*Примечание.

Растущее влияние РПК в некоторых населенных курдами регионах Ирака раздражает правительство в Багдаде. Кроме того, запрет РПК произошел на фоне слухов о возможной ликвидации курдской автономии на севере страны. Центральное правительство в Багдаде уже давно прилагает большие усилия к тому, чтобы избавиться от курдской автономии, ограничивая финансовые перечисления в этот регион и вмешиваясь во внутренние процессы, как размещая там соединения связанных правительство шиитских милиций, так и с помощью судебных разбирательств, оспаривающих местные решения.