Заговору 9 октября исполняется 26 года

В 1998 году в условиях одностороннего прекращения огня Турция при поддержке НАТО пригрозила Сирии войной, что вынудило Абдуллу Оджалана покинуть страну 9 октября того же года. В этот день начался международный заговор.

26 года назад державы международной арены, которые хотели уничтожить курдское освободительное движение, задумали и осуществили заговор против курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Администрация США стала во главе этого преступного сговора. Под руководством НАТО в нем приняли активное участие такие страны, как Турция, Великобритания, Греция, Израиль, Кения и некоторые другие.

Под давлением угрозы войны Сирия, где проживал Оджалан, выдворила его со своей территории 9 октября 1998 года, и ему предложили въехать в Грецию. Несмотря на все сказанные до того обещания, Греция не приняла Оджалана, и его отправили в Россию. Когда его не приняли там, он отправился в Италию. И снова уже Италия поддалась давлению, после чего курдский лидер был вынужден уехать, вернувшись в Россию. Несмотря на обещание позволить ему остаться, из России его в свою очередь отправили в Грецию. Греки доставили его в Кению, и из-за их лицемерия, и при содействии Кении 15 февраля 1999 года Оджалан был передан в руки Турции.

В дни, предшествовавшие 9 октября 1998 года, режим Анкары успел дать Дамаску четкий сигнал о сотрудничестве через своих посредников. Прибегала Турция на тот момент к угрозам, шантажу и давлению. 

Лидер курдского народа позже сказал о заговорщиках: «Это была попытка разработать план, из которого на 99% нет никакого выхода».

Не только Анкара, но и столицы всех стран Ближнего Востока переживали в те дни оживленные времена. Некоторые страны продемонстрировали быструю реакцию, показав, в пользу какой державы они готовы выступить в возможном конфликте. Хронология тех критических 9 дней, предшествовавших 9 октября 1998 года, выглядит так:

30 сентября 1998 года: Совет национальной безопасности страны (СНБ, MGK – тур.) собрался под руководством тогдашнего президента Турции Сулеймана Демиреля. На повестку заседания, которое длилось 6 часов 10 минут, была вынесена только одна важная тема: борьба с Оджаланом и РПК (Рабочей партией Курдистана – прим.). В той мере, в какой это было отражено в прессе в те дни, говорилось, что дипломатическое давление на Сирию не принесло результатов, и обсуждались другие, военные варианты.

1 октября 1998 года: суть решения СНБ можно было легко понять по вступительной речи Демиреля, сказанной им в Национальном собрании, парламенте Турции. Демирель открыто угрожал Дамаску. Он выступил так: «Я еще раз заявляю всему миру, что мы оставляем за собой право дать Сирии, не изменившей своего враждебного отношения, несмотря на все наши предупреждения и мирные инициативы, ответ, и что наше терпение скоро иссякнет».

2 октября 1998 года: тем временем турецкая армия увеличила концентрацию своих военных сил на линиях Хатай, Килис и Антеп на границе с Сирией. Начальник Генерального штаба Турции, командующий турецкими вооруженными силами Хусейн Кыврыкоглу также недвусмысленно заявил о начале возможной войны с Сирией.

3 октября 1998 года: в кризисную ситуацию, сложившуюся в отношениях между Анкарой и Дамаском, вступило неожиданное действующее лицо. Президент Египта Хосни Мубарак отправился в Саудовскую Аравию, чтобы обсудить растущую напряженность между Турцией и Сирией. Мубарак, встретившись с пятым королем Саудовской Аравии Фахдом, сказал: «Мы должны прекратить эту напряженность, мы должны держать ее под контролем. Я готов приложить для этого все усилия в Анкаре и Дамаске».

4 октября 1998 года: второй остановкой на пути Мубарака стал Дамаск, столица Сирии. Мубарак пообщался с президентом Сирии Хафезом аль-Асадо в течение двух часов, а затем покинул страну, не дав журналистам никаких объяснений. Однако, министр иностранных дел Египта, дипломат Амр Муса, остался в Сирии и заявил: «Мы пытаемся открыть канал диалога для решения проблемы».

5 октября 1998 года: Мубарак, который играл роль посредника в нарастающем кризисе, вылетел в Анкару. Пока он был в эфире, премьер-министр Турции Месут Йылмаз сделал следующее заявление: «Мы хотим, чтобы Абдулла Оджалан и другие террористы, находящиеся в Сирии, были привлечены к ответственности». Вечером Йылмаз встретился с заместителем премьер-министра Турции Бюлентом Эджевитом и тогдашним министром иностранных дел Исмаилом Джемом, чтобы вынести общую оценку сложившейся ситуации.

6 октября 1998 года: Демирель представил Мубараку досье, которое состояло из «списка мероприятий по Сирии», а затем сказал: «Если наши ожидания не оправдаются, мы сделаем то, что будет необходимо. Вы лучше нас знаете, что это». В тот же день Мубарак сделал такое заявление для египетского телевидения: «Мы предложили Сирии и Турции идеи для начала диалога, чтобы решить все имеющиеся между ними вопросы».

7 октября 1998 года: американский корабль, экипированный ракетами «Томагавк», отправился к берегам Средиземного моря. В тот же день огромное количество единиц военной авиации и боевых самолетов приземлилось на американской военной авиабазе в Инджирлике (Турция).

8 октября 1998 года: теперь настала очередь Ирана выступить посредником в кризисе, возникшем между Дамаском и Анкарой. Министр иностранных дел Ирана Камаль Харази сначала отправился в Дамаск, а вечером того же дня – в Анкару. По данным турецкой прессы, Демирель, встретившийся с Харази, предупредил Иран: «Не оказывайте Сирии поддержку, иначе вы тоже пострадаете».

9 октября 1998 года: курдский лидер Абдулла Оджалан покинул Сирию и принял решение ехать в Европу, а не в опорные пункты РПК в курдских горах северного Ирака (северо-запада Ирана).

В интервью информационному агентству Reuters курдский национальный лидер объяснил свое решение так:

«Я уверен, что, если политическое урегулирование курдского вопроса получит некоторый уровень признания, все насилие в Турции, независимо от того, кто его автор, включая, безусловно, также и партизанскую войну, может быть в значительной степени прекращено. [...] Процесс политического диалога, когда он начнется, может трансформироваться в стратегический подход. От чего это зависит? Если Европа использует свое влияние, если США поддерживают и если Турция готова к политическому урегулированию, то мы, безусловно, предпочтем рассмотреть такое урегулирование как стратегическую перспективу для себя, поскольку это в любом случае именно то, чего мы хотим. Потому неверно было бы говорить, что я приехал в Европу, чтобы избежать неблагоприятных обстоятельств. Действительно, если мы сможем ухватиться за шанс на такое решение, можно будет начать процесс [исключительно] политической борьбы».

Хронология событий с момента международного заговора 15 февраля 1999 года

- 16 февраля: прибытие на турецкий остров Имралы, который был освобожден от других заключенных и объявлен запретной военной зоной.

- 25 февраля: первая встреча с адвокатами — краткая и не приватная.

- 2 марта: первый визит Европейского комитета по предупреждению пыток (ЕКПП).

- 11 марта: первая личная встреча с адвокатами.

- 31 мая: начало судебного процесса.

- 29 июня: вынесение смертного приговора.

- 25 ноября Кассационный суд Турции оставляет в силе приговор в отношении Оджалана.

- 30 ноября: Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) призывает не вводить смертную казнь в действие.

2001

- 6 сентября: второй визит ЕКПП.

2002

- 9 августа: парламент Турции отменяет применение смертной казни в мирное время.

- 3 октября смертная казнь Оджалана заменена на пожизненное заключение без возможности условно-досрочного освобождения.

2003

- 16-17 февраля: третий визит ЕКПП.

- 12 марта ЕСПЧ постановил, что суд над Оджаланом не был справедливым.

2005

- 12 мая: Большая палата ЕСПЧ подтверждает постановление 2003 г.

2007

- 19-22 мая: четвертый визит ЕКПП.

2008-2011

- Оджалан участвует в мирных переговорах с представителями правительства.

2009

- 18 апреля: арестованы два адвоката Оджалана.

- 17 ноября: Оджалан переведен в недавно построенную тюрьму на Имралы вместе с пятью другими заключенными, доставленными из других тюрьм.

2010

- 26-27 января: пятый визит ЕКПП.

2011

- 27 июля: последний визит адвокатов до мая 2019 г.

- 22 ноября: 42 адвоката Оджалана арестованы и обвинены в передаче сообщений «террористической организации».

2013

- 3 января: встреча Оджалана с двумя ведущими курдскими политиками Ахметом Тюрком и Айлой Акат — первая из многочисленных встреч с членами парламента в рамках мирного процесса, продолжавшегося до 2015 г.

- 16-17 января: шестой визит ЕКПП.

2014

- 18 марта: постановление ЕСПЧ о том, что пожизненное заключение Оджалана без права на досрочное освобождение нарушает его права человека, как и условия его содержания под стражей до 2009 г.

- 6 октября: прекращены свидания с родственниками.

2015

- 16 марта: пять заключенных, также содержащихся в тюрьме Имралы, обмениваются на пять других заключенных.

- 5 апреля прекращены переговоры между Оджаланом и депутатами от Демократической партии народов (ДПН) в рамках мирного процесса.

-декабрь, двое из пяти заключенных переведены в другие тюрьмы.

2016

- 28-29 апреля: седьмой визит ЕКПП.

- 15 июня: попытка государственного переворота против Эрдогана, ставшая поводом для усиления репрессий против всей оппозиции.

- 11 сентября: Оджалан встречается со своим братом.

2018

- 8 ноября: Лейла Гювен начинает голодовку с требованием прекратить изоляцию Оджалана, к которой в итоге присоединяются более 8 тыс. человек.

2019

- 12 января: Оджалан встречается со своим братом.

- 2 мая: Оджалан встречается со своими адвокатами.

- 6-17 мая: восьмой визит ЕКПП.

- 22 мая: Оджалан встречается со своими адвокатами.

- 26 мая: прекращение голодовки.

- 12 и 18 июня и 9 августа: Оджалан встречается со своими адвокатами.

2020

- 27 февраля: пожар на острове Имралы.

- 3 марта: Оджалан встречается со своим братом.

2020

- 27 апреля: Оджалан совершил свой первый телефонный звонок.

2021

- 25 марта: после того как слухи о смерти Оджалана вызвали всеобщие опасения, ему разрешили сделать звонок брату, который был прерван менее чем через четыре минуты.

2022

- Сентябрь: девятый визит ЕКПП. Отчет будет готов в марте 2023 года.

2023

- 17 февраля адвокатское бюро «Асрин» опубликовало отчет о нарушениях прав и текущих условиях содержания в тюрьме острова Имралы за 2022 год.

- 17 февраля ЕКПП утвердил отчет о посещении Имралы на пленарном заседании 

- 25 марта бюро «Асрин»: решения Комитета ООН по правам человека следует исполнять 

- 20 апреля Министерство юстиции Турции в обосновании, представленном им Конституционному суду в отношении изоляции в Имралы, утверждало, что не было никакого «жестокого обращения» и что свидания были прерваны по «непредвиденным причинам». 

- 19 мая в Рейкьявике делегация мира на острове Имралы представила свои выводы.  Международная делегация мира на острове Имралы провела 10-13 мая 2023 года миссию по установлению фактов в Турции.

- 30 августа адвокатское бюро «Асрин» обратилось в Европейский комитет по предупреждению пыток с просьбой «срочно посетить тюрьму на Имралы» и оценить ситуацию Абдуллы Оджалана и его сотоварищей по заключению.

2024

17 января. В докладе адвокатского бюро «Асрин» были затронуты такие важные темы, как абсолютная изоляция и кампания «Свободу Абдулле Оджалану, решение курдского вопроса», абсолютное отсутствие общения, тот факт, что обращения в международные организации остались без ответа, и тот факт, что ЕКПП не поделился отчетами об острове Имралы с общественностью.

28 января. Сенатор Ezquerra Republicana (Левая республиканская партия Каталонии) Лаура Кастель заявила в своем выступлении на дебатах, что «права Оджалана на защиту нарушались в течение 25 лет».

1 февраля. Итальянский политик Рамон Мантовани, который был членом итальянской комиссии по иностранным делам и сопровождал Абдуллу Оджалана в полете из России в Рим, рассказал о днях, которые курдский лидер провел в Италии, и о заговоре, который привел к его пленению.

24 февраля. Адвокатское бюро «Асрин» выступило с заявлением по поводу визита ЕКПП в Турцию 13-22 февраля.

26 февраля. Алекос Михалидис, автор газеты Filelfteros, назвавший курдского национального лидера Абдуллу Оджалана «мировым лидером», прокомментировал публикацию статьи Абдуллы Оджалана.

7 октября. Бывший премьер-министр Италии Массимо Д'Алема заявил, что тогдашний президент США Билл Клинтон лично звонил ему и просил выдать Оджалана Турции.