Турция

Заявка ПНРД на встречу с Абдуллой Оджаланом

Юридическая комиссия ПНРД обратилась в Министерство юстиции с просьбой о встрече с курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом.

Сопредседатели юридической комиссии Партии народного равенства и демократии (ПНРД) Савда Челик Эзбингёль и Озтюрк Тюркдоган подали в Министерство юстиции прошение о встрече с курдским национальным лидером Абдуллой Оджаланом, который уже 25 лет содержится в одиночной камере тюрьмы строгого режима типа F на острове Имралы и с которым нет никакой связи уже 39 месяцев.

В прошении напоминается, что лидер курдского народа Абдулла Оджалан, а также Вайси Акташ, Омар Хайри Конар и Хамили Йылдырым, которые содержатся в той же тюрьме, уже долгое время не получают никаких известий извне. Относительно последних встреч курдского национального лидера Абдуллы Оджалана с его братом Мехметом Оджаланом и адвокатом, в заявлении говорится следующее: «Запрет на свидания адвокатов с господином Оджаланом и другими осужденными, содержащимися в тюрьме острова Имралы, продолжался непрерывно в течение 8 лет, начиная с 27 июля 2011 года и заканчивая 2 мая 2019 года. В 2019 году адвокат смог посетить заключенных в Имралы 5 раз, и после последнего посещения 7 августа 2019 года непрерывный запрет был возобновлен».

В документе также напоминается, что ходатайства адвокатов и членов семьи Оджалана о посещениях пресекались администрацией тюрьмы на основании неоднократных дисциплинарных взысканий, при этом адвокаты не уведомлялись о них и их причинах.

«НАРУШАЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО»

В прошении подчеркивается, что по заявлению адвокатов курдского национального лидера Абдуллы Оджалана в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в 2014 году ЕСПЧ постановил, что «лишение свободы до смерти без права на условное освобождение» при пожизненном заключении с отягчающими обстоятельствами является нарушением «запрета на пытки и жестокое обращение» по статье 3 Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). В заявлении подчеркивалось, что Ассоциация юристов за свободу, Ассоциация прав человека, Фонд прав человека Турции, Фонд исследований общества и права Турции 26 июля 2021 года обратились в Комитет министров Совета Европы с просьбой об исполнении решения ЕСПЧ, и что Министерство юстиции в ответе, направленном на запрос Комитета о предоставлении информации, признало, что режим наказания, примененный к Оджалану, был «исключением».

В ходатайстве адвокатов Оджалана упоминается, что в обращениях, поданных в Конституционный суд, запрашивалось мнение Министерства юстиции, и в ответ оно заявило, что «в тюрьме острова Имрали нет жестокого обращения», что существуют проблемы с проведением собраний по «недоступным устранению причинам» и что эта ситуация «разумна». В заявлении адвокатов было указано, что ответ Главного управления тюрем и следственных изоляторов Комиссии по расследованию прав человека Великого национального собрания Турции от 23 февраля 2024 года далек от реальности. «Ваше министерство не смогло объяснить правовые основания для абсолютного отсутствия коммуникаций, т.е. состояния, превышающего изоляцию», — пишут адвокаты.

В прошении говорится о том, что Европейский комитет по предупреждению пыток (ЕКПП) в своем отчете от 5 августа 2020 года о посещении тюрьмы Имралы в 2019 году дал оценку, заключающуюся в следующем: Абдулла Оджалан и трое других заключенных находились в состоянии полного запрета на контакты с внешним миром, и эта ситуация, в которой им не разрешалось встречаться с кем-либо, была своего рода одиночным заключением (incommunicado). «В своей оценке ЕКПП заявил, что такая ситуация неприемлема и противоречит соответствующим международным документам и стандартам в области прав человека».

РЕЗОЛЮЦИЯ ООН БЫЛА ПЕРЕЧЕРКНУТА

Было заявлено, что адвокаты курдского национального лидера Абдуллы Оджалана подали заявление в Комитет ООН по правам человека в конце 2022 года. В заявлении сказано: «Комитет направил Турции это заявление с просьбой принять временные меры, включая прекращение состояния абсолютной изоляции и немедленный беспрепятственный доступ адвокатов к своим клиентам, однако Турция не предприняла никаких шагов». Запрет на посещение адвокатами островной тюрьмы Имралы является явным нарушением Минимальных стандартных правил обращения с заключенными Организации Объединенных Наций (Правила Нельсона Манделы), обновленных в 2015 году, рекомендаций ЕКПП и Закона Турции о казнях № 5275. Государства обязаны обеспечить возможность для задержанных и заключенных осуществлять свои права независимо от их личности и характера наказания.

Как указано в Основных принципах Организации Объединенных Наций, касающихся роли юристов, в частности в Принципах 8 и 16, юристы должны иметь возможность заниматься любой профессиональной деятельностью, свободно передвигаться по стране и за рубежом и встречаться со своими клиентами без какого-либо давления, препятствий, преследований или необоснованного вмешательства. Кроме того, согласно статье 59 Закона № 5275 «Об исполнении уголовных наказаний и мер безопасности», осужденные имеют право встречаться со своими адвокатами. Очевидно, что незаконный запрет на деятельность адвокатов в тюрьме острова Имрали должен быть прекращен, а свидания с адвокатами должны быть осуществлены немедленно и обеспечена их непрерывность.

ТРЕБОВАНИЯ В ЗАЯВЛЕНИИ

В заявлении, поданном в Министерство Юстиции Турции, содержатся следующие требования:

«*Принять необходимые и обязательные инициативы по отказу от политики абсолютного отсутствия общения, превышающей изоляцию в тюрьме острова Имралы, признать принципы всеобщего права и немедленно обеспечить Абдулле Оджалану и другим осужденным (Вайси Акташу, Омару Хайри Конару и Хамили Йылдырыму) возможность свиданий с опекунами, родственниками и адвокатами.

 *В качестве председателя Высшего совета судей и прокуроров инициировать всевозможные судебные и административные расследования в отношении тех, кто стал причиной абсолютного отсутствия связи в тюрьме на острове Имралы.

 * Как адвокаты, являющиеся сопредседателями Комиссии по закону и правам человека ПНРД, мы просим вас предоставить нам разрешение на встречу в тюрьме с Абдуллой Оджаланом и другими осужденными: Вайси Акташем, Омаром Хайри Конаром и Хамили Йылдырымом».