Турция

За последние 6 лет в тюрьмах Турции умерло 103 заключенных

За последние 6 лет, по меньшей мере, 103 из более чем тысячи больных заключенных, которым даже не разрешили попрощаться со своими родственниками, погибли в турецких тюрьмах.

Некоторые не видят, некоторые не могут ходить, некоторые не слышат, некоторые живут с недостающим органом, а некоторые даже не узнают своих родственников по ту сторону окна во время визитов... Эти люди — больные заключенные, оставленные умирать в турецких тюрьмах. Хотя их здоровье с каждым днем ухудшается, их либо освобождают на самом пороге смерти, либо же их мертвые тела в гробах доставляют семьям.

Состояние здоровья больных заключенных ухудшается день ото дня в турецких тюрьмах, где во время пандемии еще больше участились нарушения прав человека. Согласно отчету Ассоциации по правам человека (АПЧ) за 2020 год, в настоящее время за решеткой находятся 1605 больных заключенных, 604 из которых серьезно больны. 249 из этих больных заключенных — женщины. Считается, что число больных заключенных превышает официальные данные, поскольку многие из них не обращались в Ассоциацию по правам человека, и в прошлом году произошло дальнейшее увеличение количества больных.

Отсутствие необходимого медицинского осмотра

Заключенные, многие из которых заключены в тюрьму по политическим мотивам и приговорены к тюремному заключению с отягчающими обстоятельствами, долгую часть своей жизни борются с различными болезнями. Сердце, кровяное давление, рак, хронические заболевания, почечная недостаточность, диабет, амнезия, нарушение зрения, неспособность ходить, расстройства слуха, паралич, психологические проблемы... Это лишь некоторые примеры проблем со здоровьем, с которыми часто сталкиваются заключенные. Они борются с этими болезнями в плохих условиях содержания в тюрьмах.

Реализация права заключенных на социальную активность в последнее время также была приостановлена, в результате чего они сталкиваются с проблемами доступа к здравоохранению. Заключенных доставляют в лазареты или больницы в наручниках. Их часто отправляют обратно в тюрьму после быстрого и небрежного осмотра. По возвращении из больницы их держат одних на карантине в течение двух недель.

Никаких прощаний

Несмотря на некоторые международные конвенции, подписанные Турцией, заключенные, у которых есть проблемы с доступом к медицинскому обслуживанию, не освобождаются. Освобождению больных заключенных препятствуют либо больницы, либо Институт судебной медицины (ИСМ), либо прокуратура. Даже больных заключенных, у которых нет рук, которые потеряли зрение или не могут ходить, не освобождают по причине «создания угрозы общественной безопасности» или «государственной безопасности», несмотря на сообщения о том, что они «не могут оставаться в тюрьме». Эргин Акташ, у которого нет рук и который страдает синдромом ХОБЛ, и Мехмет Эмин Озкан, 83 года, который провел в тюрьме 26 лет и не может ходить, слышать и видеть, — всего лишь двое из этих заключенных. Судебные власти и государственные чиновники закрывают глаза на требования правозащитных организаций и семей «хотя бы попрощаться».

Ситуация все ухудшается

Заключенные, освобожденные под давлением общественности и правозащитных организаций, вскоре умирают. Последним примером является 70-летний Мехмет Али Челеби, больной раком. Он был освобожден из тюрьмы Синджан 25 августа и умер 10 дней спустя в больнице, где проходил лечение. Согласно отчету Ассоциации по правам человека за 2020 год, 16 тяжелобольных заключенных умерли в тюрьме, а еще 5 умерли вскоре после освобождения. За первые 3 месяца этого года в тюрьме умерли 2 тяжелобольных заключенных, а еще один умер вскоре после освобождения. Согласно отчету Ассоциации по правам человека за март 2018 года, за последние 17 лет погибло 3500 больных заключенных. Более того, если мы посмотрим на период после 2015—2016 годов, когда правительство усилило репрессии против оппозиции, то вырисовывается гораздо более тревожная картина.

Согласно данным, собранным с 2016 года по настоящее время, за последние 6 лет в тюрьмах Турции умерло, по меньшей мере, 103 заключенных.