Дилок (Антеп), один из городов Курдистана, в котором проживает множество переселенцев, стал домом для сотен тысяч жителей, чьи деревни были сожжены в 1990-х годах. Те, кто поселились в городе около 30 лет назад, стремятся сохранить культуру своего региона – так, семьи, переселившиеся из деревень в Ботане, организуют мероприятия, позволяющие развивать культуру денгбеджа (курдское песенное мастерство). Собираясь в одном из домов в районе Дюзтепе, люди поют курдские и турецкие народные песни, а также исполняют фольклорные композиции – кламы.
Голоса и звуки родной земли
Жители района, посещающие музыкальные концерты в Мезмахоре и Алабане в Дилоке, имеют возможность послушать ещё и чироки (сказки) из курдской культуры. В эти вечера женщины особенно часто поют курдские кламы. Переселенцы живут здесь уже более 20 лет, но женщинам до сих пор удается сохранять музыку своего региона, завораживая слушателей.
«Мы не утратили свою самобытность»
Месуде Унгюр рассказала, что они были вынуждены переехать в Дилок из Эруха, провинции Сиирт, 27 лет назад. Уехать пришлось из-за притеснений со стороны государства: «Мы были вынуждены покинуть родину из-за того, что государство подвергло нас гонениям. Мы никогда не желали ничего, кроме свободы и мирной жизни. Мы живем здесь уже 27 лет, и за эти годы мы не утратили свою идентичность и не забыли свой язык. Чем чаще мы собираемся на таких вечерах, тем больше приобщаемся к нашей культуре. Я думаю, что таких мероприятий должно быть больше».
«Молодые люди должны участвовать в музыкальных вечерах»
Назире Бечет, которая уехала из деревни Серхель, расположенной в Бервари, на территории провинции Сиирт 25 лет назад, подчеркнула, что они не забыли ни свою культуру, ни свой язык, несмотря на все притеснения и тяготы, которые им пришлось пережить. Женщина говорит: «Мы считаем, что такие вечера нужно устраивать чаще. Этих мероприятий должно быть гораздо больше. Наши дети и молодежь должны приходить на такие вечера».
Хесаде Бечет была вынуждена покинуть деревню Серхель и поселилась в Мезмахоре 30 лет назад. Теперь она поет песни Ботана на вечерах денгбеджа. Хесаде говорит, что так курдянки сохраняют свой язык и культуру в Дилоке.