В суде ЕС рассматривается исключение РПК из «списка террористов»

В Суде Евросоюза проходит слушание иска об исключении РПК из «списка террористических организаций». Член исполнительного совета РПК Зюбейр Айдар прокомментировал: «Нас обвиняют в терроризме, пользуясь аргументами турецких властей».

Суд ЕС собрался в Люксембурге сегодня, в четверг, чтобы вынести решение по давнему делу о классификации Евросоюзом Рабочей партии Курдистана (РПК) как террористической организации. Дело рассматривается уже целых восемь лет. Одной стороной в деле выступают Европейский союз, Совет Европы и Европейская комиссия, другой – РПК.

Всё началось в 2014 году, когда РПК подала иск против решения стран ЕС включить ее в «список причастных к террору». РПК была внесена в него в 2002 году по просьбе члена НАТО – Турции.

В конце 2018 года Суд Европейского союза в Люксембурге вынес решение в пользу истцов Мурата Карайылана и Дурана Калкана о том, что РПК была ошибочно включена в соответствующий список террористических организаций, принятый в ЕС в период с 2014 по 2017 год. Суд счел причины для сохранения РПК в этом списке недостаточными и отменил валидность списка с 2014 по 2017 год. Другими словами, суд счел аргументы, представленные для включения РПК в число организаций, причастных к террору, «недостаточными», и постановил, что партия не может быть внесена в список на указанных основаниях.

ЕС обжаловал это решение. Сразу после этого, в 2018 году, Великобритания вновь подала заявку на сохранение позиции РПК в списке, и 9 января 2018 года РПК была опять включена в него с теми же аргументами. Курдская сторона снова подала иск против включения РПК в новый перечень, сделав это 7 марта того же года.

Ранее ЕС уже использовал подобный метод в случаях других организаций. Если список будет обновлен после решения суда, это новое событие не будет включено в дело. В принципе, список пересматривается каждые шесть месяцев. Однако, иногда на это может уйти до двух лет.

В деле, слушание которого идет в Люксембурге в этот четверг, 31 марта, апелляция ЕС и материалы дела РПК против включения в перечни после 2018 года были объединены.

Адвокаты со стороны РПК настаивают на том, что в этой ситуации следует рассматривать не только военные действия РПК, но также социальные, экономические и политические сферы её деятельности. Они отметили, что РПК занята широким спектром деятельности – от работы с молодежью до защиты детей, женщин, природы и занятости в экономике.

Суд заслушал возражения сторон. На слушаниях также присутствовали сопредседатель НКК Ремзи Картал и член исполнительного совета АОK Зюбейр Айдар.

Стороны выступили в свою защиту

Адвокат Тамара Брума, представляющая РПК, заявила, что после восьмилетнего судебного разбирательства сегодня вопрос будет рассмотрен с чистого листа. Ссылаясь на постановление, вынесенное в 2018 году, Брума заявила, что РПК никогда не отрицала своих действий, предпринимаемых против военных объектов. Упомянув список таких «действий», представленный противной стороной, Брума отметила, что не было дано никаких доказательств того, что это были «террористические» действия.

Адвокат подчеркнула, что в списке «действий», представленном на 2019 год, речь идет о военных объектах, и это часть вооруженного конфликта.

Юрист Совета Европы заявил, что «одного террористического акта было достаточно», но не стал уточнять, о каком акте он говорил. Настаивая на том, что «включение РПК в список террористических организаций обосновано», адвокат исходил из риска «террористической акции».

В ответ на обращение судьи адвокат РПК Брума потребовала снять обвинения в отношении постановления 2019 года и упомянутых действий, совершенных РПК.

Запрос стороны СЕ был отклонен

Сторона Совета Европы также утверждала в суде, что адвокаты РПК не имеют права представлять эту организацию. Судья посчитал запрос бессмысленным и отклонил его.

Председательствующий судья задал сторонам множество вопросов.  Он попросил адвокатов конкретизировать свои утверждения о том, что вооруженное сопротивление репрессивной администрации не должно автоматически классифицироваться как «террористическое». Адвокат Тамара Брума подчеркнула, что не все действия, совершаемые в ходе вооруженной борьбы в границах страны, могут быть названы «террористическими», добавив, что целью РПК как стороны конфликта является демократизация страны.

В ответ представители СЕ заявили, что речь идет об РПК, а не о курдском народе. В 11:30 председатель суда объявил получасовой перерыв.

Айдар: правда за нами

Член Исполнительного совета НКК Зюбейр Айдар прокомментировал ситуацию для «ANF» во время слушаний: «Это дело тянется уже восемь лет.  Идет постоянный обмен информацией. Суд вынес решение в нашу пользу в 2018 году, но Совет Европы выступил против».

Айдар добавил, что данный судебный иск был объединен с иском РПК против очередных списков, в которые ее внесли, и что суд вынесет свой вердикт после одного слушания.

Коснувшись значимости этого дела, Айдар подчеркнул: «Причина в том, что курдскую борьбу за независимость обвиняют в терроризме, и это ложь. Это дело, стороной в котором выступает Европейский Союз. Если, как и раньше, решение будет принято в нашу пользу, список должен быть окончательно ликвидирован. Мы возражаем против того, что эти перечни по-прежнему переиздаются каждые шесть месяцев. Работа над очередным досье ведется постоянно. Это дело невероятно значимо для нас. Мы надеемся на положительный исход. Правда за нами. Оппоненты ошибаются. Они пытаются обвинить нас в терроризме, используя оправдания турецких властей. Этот список был составлен исключительно в интересах межгосударственного сотрудничества».

Реакция судьи: вы занимаетесь копипастом

Когда слушания возобновились в 12:00, председательствующий судья задал вопрос о том, как вышло, что Совет Европы не принял во внимание решений суда. Судья сказал, что Совет Европы может обжаловать решения, но «удивительно, что Совет сделал возражение в духе «copy-paste» на решение, которое суд отменил». Судья подчеркнул, что Совет Европы должен уважать решения судебных органов.

Обсуждение права на самоопределение

Суд также привел примеры права на самоопределение, коснулся целей РПК и конфликтов в различных регионах мира. Один из судей отметил, что Организация Объединенных Наций признала, в частности, право Полисарио на самоопределение. Если рассматривать курдов исключительно с юридической точки зрения, то такого решения принято не было. Судья поинтересовался, в каком правовом контексте следует рассматривать в таком случае РПК. Адвокат РПК выразил удовлетворение по поводу спора о том, может ли РПК добиваться права на самоопределение, добавив, что отсутствие резолюции ООН о самоопределении курдов не мешает курдам осуществлять это право.

«Закон применяется к конкретной ситуации», – сказала Тамара Брума, в то время как судья подчеркнул, что отсутствие резолюции ООН не нивелирует существования этого права. Брума ответила, что Совет Европы уже закрыл дверь для подобных дебатов.

Представитель Совета Европы в свою очередь начал оправдываться, заявив, что речь идет об РПК, а не о курдском народе. На этом суд объявил перерыв на обед. Слушания возобновятся в 14:30.