В Турции отказники по соображениям совести сталкиваются с репрессиями

30 ноября Реха Эскидир должен начать отбывать пятимесячный тюремный срок за отказ от военной службы по соображениям совести. Репрессии против таких людей в Турции происходят на всех уровнях.

Турецкая военная машина, которая может похвастаться второй по величине армией НАТО, постоянно нуждается в новом пушечном мясе. Для принудительной вербовки молодых людей используются все средства. Отказники по соображениям совести в Турции десятилетиями подвергаются преследованиям и платят штрафы, их отправляют в тюрьмы, они страдают от дальнейших репрессий. Реха Эскидир — один из них. 1 сентября 2012 года на мирном митинге в Стамбуле-Кадыкей он объявил, что не будет вступать в армию. В течение десяти лет он, как и многие другие, подвергался преследованиям как отказник по соображениям совести.

В последний раз дело об отказе служить в армии было возбуждено против него в октябре 2021 года. Его приговорили к пяти месяцам и 18 дням тюремного заключения. Приговор был оставлен в силе без пересмотра даже после апелляции. Из-за болезни его наказание в виде лишения свободы было отложено. Теперь он должен отправиться в тюрьму 30 ноября.

Каждая проверка личности означает новое судебное разбирательство

Эскидир рассказал ANF о приговоре и обращении с людьми, отказывающимися от военной службы по соображениям совести в Турции: «Я отказываюсь от военной службы по соображениям совести с 2012 года. После попытки государственного переворота 15 июля 2016 года во время проверок стало невозможным узнать информацию о том, проходил ли я военную службу. Но потом это снова вернули. В таком случае есть документ, который необходимо подписать в военкомате. Если вы его не подписали, это можно увидеть во время проверки личности. Но поскольку мы принципиально отвергаем эту систему, мы, естественно, не идем туда и становимся отказниками по соображениям совести. Поэтому это становится новой процедурой после каждой проверки личности».

Таким образом, после каждой проверки личности за одно и то же «преступление» выносится несколько обвинительных приговоров. По словам Эскидира, суд над ним был незаконным: «Я обратился в Апелляционный суд. Обычно дело можно подать на апелляцию по простой судебной процедуре, а не на пересмотр. Апелляционный суд не отменил решение и вернул его обратно в районный суд. Предполагалось, что мне назначат дату слушания и пересмотрят мое дело, но вместо этого решение было вынесено окончательно. Это незаконно. Конечно, мы обжалуем это».

Многократные судимости как средство репрессий

Эскидир отметил: «Я также воспользуюсь своим правом на индивидуальную апелляцию в Конституционный суд, потому что нас осуждают многократно, хотя обычно человек может быть осужден только раз за одно преступление». У Эскидира было два других судебных процесса за то же «преступление», и они были объединены. Напомнив, что шесть таких судебных процессов были объединены в деле отказника от военной службы по соображениям совести Инана Майиса Ару, он сказал: «Они используют всевозможные закулисные методы, чтобы запугать нас».

Новые штрафы каждый год

Из-за преследований Эскидир уже десять лет не может работать и ездить по регистрации. «Я уже много лет не могу устроиться на работу со страховкой и не ищу ее. Если вы устраиваетесь на работу со страховкой, то через месяц или два работодатель получает письмо о том, что у него работает человек, отказывающийся от военной службы по соображениям совести. Конечно, потом вас увольняют. Поскольку я это знаю, я работаю на стройке».

Банковские счета заблокированы, а уехать из города невозможно

«Кроме того, банковские счета некоторых друзей были заблокированы. За каждый год, когда мы не проходим военную службу, мы должны заплатить штраф в размере 1100 турецких лир. Я не знаю точно, что произошло с инфляцией, но мой долг составлял 30 тысяч лир. Я не знаю, сколько сейчас составляет штраф. И из-за того, что мы не платим этот административный штраф, нас сажают в тюрьму или угрожают нам. Более того, наше право на свободу передвижения также ограничивается, потому что на въезде в каждый город проводятся полицейские проверки, а людей, отказывающихся от военной службы по соображениям совести, штрафуют. Вот почему многие из пострадавших больше не покидают город, в котором живут», — добавил Эскидир.