В Иране курдских заключённых пытали перед казнью

Трое курдских заключённых подверглись жестоким пыткам в центральной тюрьме города Урмия всего лишь за несколько часов до своей казни.

Курдские заключённые Арам Омари Бердияни, Рахман Пархазу и Вафа Ханара, обвинённые в «сотрудничестве в вопросах разведки и шпионаже в пользу Израиля», подверглись жестоким пыткам в центральной тюрьме городе Урмия всего лишь за несколько часов до казни. Об этом сообщила Курдская правозащитная сеть (КПС).

Трое курдских мужчин и Насим Намази, женщина азербайджано-турецкого происхождения, были казнены 28 декабря 2023 года в центральной тюрьме Урмии по обвинению в «разведывательном сотрудничестве и шпионаже в интересах Израиля».

Источник, поведавший об этом КПС, сообщил следующее: «За десять дней до казни трое курдских заключённых – Арам Омари Бердияни, Рахман Пархазу и Вафа Ханара – были вызваны в управление по обеспечению исполнения судебных решений. В присутствии делегации из Тегерана им заявили, что если они принесут раскаяние в содеянном, то их дела будут отправлены в Комиссию, ответственную за помилование, и их простят. Не позволив заключённым прочитать письма, официальные лица заставили их подписать его».

Несмотря на то, что они ожидали ответа от данной комиссии, 28 декабря их внезапно перевели в одиночные камеры, всего лишь за несколько часов до назначенной казни. Это стало настоящим шоком для узников, поверивших в возможность помилования.

После их последней встречи с родными они узнали, что казнь всё же состоится, несмотря на заявления о возможном помиловании, сделанные ранее.

Источник добавляет следующее: «За несколько часов до казни они начали протестовать в своих камерах. В итоге тюремный персонал подверг их избиению. Когда Арам, Рахман и Вафа были уже жестоко избиты и истекали кровью, их приволокли на место казни. Узники кричали: «Мы невиновны, не убивайте нас», пока казнь не свершилась».

6 февраля 2023 года Омари Бердияни, Пархазу, Ханара и Намази вместе с Мансуром Расули, бывшим членом КСИР (Корпус стражей исламской революции), были приговорены третьим отделением Исламского революционного суда в Урмие, возглавляемым судьёй Наджафзаде, к смерти по обвинению в «шпионаже в пользу Израиля».

26 декабря 2023 года приговоры четырёх заключённых были одобрены 39 отделением Верховного суда, в то время как приговор Мансура Расули был отменён.

Насим Намази (54 года), Вафа Ханара (35 лет), Арам Омари Бердияни (35 лет) и Рахман Пархазу (34 года), а также пятеро других граждан из Урмии – Камран Ханара (31 год), Фахраддин Дудканлу Милани (26 лет), Ашкан Османнеджад Гандок (32 года), Хассан Омарпур Мавана (28 лет) и Амир Моштаг Гангачин (28 лет) были в течение нескольких месяцев – с осени 2021 год до начала 2022 – арестованы в Урмие Министерством разведки по обвинению в «сотрудничестве в вопросах разведки и в шпионаже в пользу Израиля».

Находясь в одиночных камерах в Урмие и в камере номер 209 в печально известной тюрьме Эвин в Тегеране, они подвергались жестоким физическим и психологическим пыткам.

Согласно расшифровке аудиозаписей слов Арама Омари Бердияни и Вафы Ханаре из центральной тюрьмы Урмии, полученных Курдским правозащитным центром, этих десять человек заставили выступить с признанием своей вины, пока они находились в центре содержания Министерства разведки в Урмие. Чтобы выбить эти признания, сотрудники министерства пытали заключённых, а также угрожали посадить за решётку и изнасиловать их родных.

Однако во время заседаний суда они отвергли все обвинения, выдвинутые прокуратурой, и рассказали о пытках, которым подверглись во время пребывания за решёткой.

Суд над этими десятью людьми состоялся в ходе двух отдельных заседаний в отделении номер 3 Исламского революционного суда, где председательствовал судья Наджафзаде, и в итоге все обвиняемые были признаны виновными, в то же время некоторым из узников отказали в праве на юридическую защиту.

В марте 2023 года Арам Омари Бердияни, Рахман Пархазу, Амир Моштаг Гангачин, Фахраддин Дудканлу Милан и Ашкан Османнеджад начали голодовку в знак протеста из-за несправедливых смертных приговоров и против своего тюремного заключения.