Спустя семь лет после теракта в Анкаре полиция применила насилие против участников памятного мероприятия. Все пути к месту митинга и боковые улицы у главного железнодорожного вокзала, где произошло массовое убийство, были закрыты полицейскими заграждениями. Многие участники мероприятия, пришедшие почтить память погибших, стали жертвами нападений правоохранителей. Силы безопасности делали все, чтобы помешать демонстрантам и представителям СМИ собраться на это памятное мероприятие в понедельник. Разрешение присутствовать дали лишь родственникам и некоторым членам парламента, а также представителям таких учреждений, как Турецкая медицинская ассоциация (TTB). Около двадцати человек, выразивших возмущение действиями полиции, были задержаны без объяснения причин.
10 октября 2015 года два террориста-смертника из террористической ячейки ИГИЛ*, находившейся под наблюдением полиции, взорвали себя перед железнодорожным вокзалом прямо в столице. Теракт произошел в разгар мирного митинга, организованного ДПН (Демократической партией народов) совместно с Конфедерацией профсоюзов общественных работников (KESK) и другими левыми демократическими организациями, которые собрались в тот день, чтобы выразить протест против турецкой войны с курдским населением. Тогда погибли более ста человек, а ещё более 500 получили ранения, некоторые из них – серьезные. На сегодняшний день известно, что нападение унесло жизни 104 человек, участвовавших в мирной инициативе.
Убийцы из ИГИЛ, пособники из ПСР
В 10:04 утра по местному времени, в момент атаки, перед железнодорожным вокзалом в Анкаре была объявлена минута молчания в память о жертвах теракта. Полицейские пытались помешать мероприятию, но многие из присутствующих пришли на демонстрацию, неся таблички с фотографиями своих убитых родственников и плакаты с надписями «Мы не забудем и не простим», «Убийцы из ИГИЛ, пособники из ПСР» (правящая в Турции Партия справедливости и развития – прим.) и «Придет время, когда убийцы ответят перед народом». Мехтап Сакинджи Джошгун, которая потеряла мужа в результате теракта семь лет назад и впоследствии основала «Ассоциацию мира и солидарности 10 октября» вместе с другими родственниками погибших, первой выступила перед собравшимися.
«Теперь нашу скорбь признали»
«Каждый год мы собираемся на этом месте 10 октября, чтобы потребовать уважения к нашим страданиям и боли. Но, к сожалению, мы раз за разом сталкиваемся с тем, что наше горе не видят, а люди, которые хотят почтить память своих близких, оказываются мишенями преследований. Мы не хотим быть изолированными от наших друзей, которые хотят скорбеть с нами рядом. Мы хотим вспоминать наши потери бок о бок, без зрелища полицейских избиений скорбящих». Упомянув судебные разбирательства, связанные с нападением, Джошгун раскритиковала факт того, что родственники до сих пор не имеют возможности обрести покой, поскольку жертвы и выжившие так и не увидели правосудия. До сих пор в связи с терактом были осуждены только девять человек, которые, по мнению следствия, стояли за подготовкой массового убийства. Силы внутри государственных структур, которые, согласно исследованию группы юристов, могли иметь отношение к нападению, так и не столкнулись с обвинениями. Родственники жертв обвиняют правительство Турции в том, что оно не намерено выяснять точные обстоятельства преступления, будучи причастным к происшествию.
Заказное убийство со стороны государства?
Теракт в Анкаре стал самым серьезным в истории Турции. Эта трагедия случилась в то время, когда президент Тайип Эрдоган строил свой режим единоличного правления. 30 октября 2014 года Совет национальной безопасности одобрил план по подавлению курдского освободительного движения. Поначалу исход парламентских выборов, прошедших в июне 2015 года, сорвал планы Эрдогана и пошатнул его доктрину. После 13 лет единоличного правления ПСР потеряла абсолютное большинство, благодаря тому, что прокурдская ДПН (Демократическая партия народов) прошла в парламент с более чем 13% голосов и 80 депутатами. «Это было крупное поражение», - сказала сопредседательница KESK Шюкран Каблан Ешил на церемонии памяти, вспоминая политические события 2015 года. Всего за два дня до выборов было совершено нападение на последний предвыборный митинг ДПН в Амеде (Диярбакыре), в результате которого погибли пять человек. Одним из очередных массовых убийств стал теракт в Суруче, произошедший 20 июля 2015 года, когда террорист-смертник устроил взрыв, отняв жизни 33 молодых людей. Ответственность за оба нападения несет ячейка ИГИЛ, за которой наблюдали органы безопасности и которая также совершила теракт в Анкаре.
«Борьба за справедливость продолжается повсюду»
«Это были нападения варварских сил в этой стране, выбравших мишенью именно те круги, которые выступают за демократизацию Турции. Ответственны за массовое убийство в Анкаре не только те, кто молчали, видя перспективу грядущих проблем, но и те, кто помогали готовить нападения, те, кто до сих пор находятся в бегах. Это не только те, кто сидят в тюрьме из-за своего соучастия, это ещё и представители политической элиты. Наша борьба за справедливость закончится только тогда, когда все виновные предстанут перед судом. Это касается тех, кто, как тогда, так и сейчас, считают, что у них есть защита правительства», - сказала Ешил.
После этого выступили лидер DISK Арзу Черкезоглу, председатель TMMOB Амин Корамаз, генеральный секретарь TTB Ведат Булут и несколько родственников жертв. Среди них была Зехра Тедик, мать активиста Коркмаза Тедика. Она подчеркнула, как сильно возмущена тем фактом, что полиция разрешила присутствовать на гражданской панихиде только родственникам. «Борьба за справедливость продолжается везде, и она будет идти до последней капли крови», - сказала курдская женщина из Малатьи. В конце мероприятия на площади перед вокзалом возложили красные гвоздики.
* - террористическая организация, запрещена в РФ